Сильная привязанность и тревожность у сына
Мы с сыном (10 лет) уже 2 года живем в Германии, родом из Харькова. До начала войны мы жили с мужем и моими родителями. У ребенка были бабушка, дедушка и папа всегда рядом, сейчас мы живем только вдвоем. Он учится в немецкой школе и все дети летом вместе с учителями едут в поездку с экскурсией на три дня без родителей. Сын категорически отказывается туда ехать, говорит что не хочет. После беседы , он рассказал что боиться быть там без меня, ложиться спать без меня, а если ему станет плохо, а если они его потеряют. Очень много страхов. Как мне помочь ему побороть эти страхи?
Питання від: ; Вік: 34

психолог онлайн
Ксенія Шалімова
Здравствуйте. Хочется прояснить ситуацию, насколько страхи сына реальны? Были ли ситуации, когда ему становилось плохо, а Вас не было? Терялся ли он когда-нибудь? Какая обстановка в его классе, как к нему относятся одноклассники, учитель? Есть ли у Вас страхи?
психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Здравствуйте!
У вашего сына страхи основаны на реальных событиях, он потерял ту привычную жизнь, где были папа, дедушка и бабушка. Для него еще потеря мамы даже на 3 дня это большой стресс, поэтому я бы не боролась с его страхами. Я бы их исследовала, они его защищают и сохраняют. Важно работать с его страхом, а не с вашим желанием чтобы он поехал. Возможно его страх будет сильней и вы не сможете его переубедить.
Я думаю, что важно оставить право выбора за ним, он возможно тоже не хотел в Германию, но был вынужден уехать и оторваться от родных. И эта история может опять вновь его вынуждать, а психических сил может не хватить. У вашего сына регресс - хочет быть с вами. Обсудите с ним все варианты, где он уехал, где он не уехал, как вы будете это проживать, что он будет делать без вас если ему будет страшно, как будет реагировать на общую поездку класса, не побывав там. Пусть он озвучивает и разделяет свои страхи с вами и ощущает свои возможности выбора, которых его лишила война.
Відредаговано автором 29-04-2024 22:23:26
психолог онлайн
Володимир Анатолійович Тарасенко
Кожен по своєму проживає стрес. Нажаль ми не можемо захистити дітей від тієї реальності, яка вже є наразі. І це про стан тривожності щодо майбутнього, відсутність звичної опори. Навіть дорослі з цим не справляються, а діти тим більш. Я б вам рекомендувала звернути свою увагу на підтримку сина і його бажань. Коли він буде готовий, коли його реальність стабілізується, він зможе жити далі. Зараз йому потрібне відчуття безпеки і надійності, а поїздка - це вихід із зони комфорту, розвиток. Для розвитку ж потрібні спокійні і безпечні умови. Схоже єдине що надає йому зараз відчуття безпеки - це ви. Не варто давити на нього і ламати його опору на вас. Це ж не остання поїздка у його житті.
Як варіант, можливо є можливість поїхати з ним разом?
Якщо такий стан триватиме довго - варто буде звернутись до дитячого психолога.
психолог онлайн
Ксенія Шалімова
Доброго дня!
Згодна з колегами щодо пережитих стресів.
І хочу, єдине, додати - щоб реально допомогти сину, необхідно зрозуміти певні закони, які діють між близькими людьми. І особливо, вони стосуються мами та дитини. Адже, саме мама дає життя і є основним джерелом любові для сина та дочки.
Сім'я - це одне ціле. Де дітям передаються "у спадок" всі настрої, реакції та поведінкові моделі батьків, і особливо, мами.
У зв'язку з цим, у мене до Вас запитання: а як Ви самі реагували в дитинстві на розлуку з батьками? Який психо-емоційній стан зараз у Вас? Чи відчуваєте і Ви себе дуже самотньою, як часто маєте стан тривоги, зважаючи на ті стреси, які прийшлося пережити з початком повномасштабної війни та переїздом в іншу країну?
Відредаговано автором 30-04-2024 09:16:08
психолог онлайн
Ксенія Шалімова
Алла Володимирівна Романенко
Доброе утро!
цитата:
Как мне помочь ему побороть эти страхи?
Ошибочно думать, что можно ПОБОРОТЬ страхи, не причинив вреда ребенку.
Я бы Ваш вопрос разделил на два аспекта: 1) что можно предпринять в данный момент, в связи с поездкой класса? и 2) как помочь ему укрепить веру в себя, как нарастить чувство самоценности, как выйти из состояния сильной привязанности в положение здоровой связанности с мамой?
цитата:
Сын категорически отказывается туда ехать, говорит что не хочет. После беседы , он рассказал что боиться быть там без меня, ложиться спать без меня, а если ему станет плохо, а если они его потеряют.
Трудно сказать, не зная Вашего сына, - страхи ли преобладают. Или с их помощью он обьясняет свое нежелание.
В любом случае стоит уважать его чувства и желания.
И разговаривать с ним, без давления прояснять гипотетическое развитие событий в том или ином повороте истории. Тем самым Вы поможете ему представить образы безопасного проживания различных сценариев, не только пугающих.
Может быть, сможете переключить фокус внимания на возможности узнать много нового о культуре и традициях Германии, познакомиться с одноклассниками поближе и в целом интересно провести время.
Ну и, конечно, для ребенка предельно важно, чтобы рядом была эмоционально стабильная мама. Поэтому спрошу, как Вы оцениваете свое состояние? Удается ли Вам сохранять душевное равновесие в этих сложных условиях?
Відредаговано автором 30-04-2024 09:43:25