Это лень?
Живу с женой 2 года. Её дочери (моей падчерице) 16 лет. Умная девочка, отличница, спокойная, аккуратная, красивая. Но, наверное, ленивая (если это не лень, то поправьте меня).
Так вот. Дочь постоянно занята своими делами: днями лежит на кровати и с телефоном (в интернете). По дому АБСОЛЮТНО ничего не делает. Раз в несколько дней может СЕБЕ одежду прогладить, поубирать в комнате (и то жена несколько раз просит поубирать)... и ещё раз в пол месяца может (когда её жена попросит) нарезать салат. ВСЁ. Ни в магазин, ни помощь сумки нести, ни на огород выйти огурцы сорвать - ничего этого не делает. Это всё вступление.
Основное впереди.
На днях решили поехать к родителям жены помочь копать картофель. За день до этого предупредили дочь. Она отнекивалась, не хотела ехать, но затем согласилась...
Утром жена её будит, будит, будит.... Полтора или два часа будила.... Дочь еле встала (так не хотела ехать к бабушке копать картошку).
Утром маме говорила, что не хочет ехать. А жена ей: ''И, что, будешь весь день в кроватке лежать с телефоном? Поехали поможешь, да и побудешь на свежем воздухе''.
Ели согласилась.
Приехали. Проработала 15 минут - и села возле нас на лавочку книжку читать, а позже пошла в машину и легла на задних сидениях. А бабушка, дедушка, которым больше 75 лет и копали и собирали картофель. Не стыдно?!!!
Я молчал. А жена, дедушка, бабушка нормально реагировали на всю эту ситуацию.
Считаю, что это ЛЕНЬ.
Вы как думаете?
Вопрос от: ; Возраст: 46

психолог онлайн
Вы кажется задавали вопрос уже по поводу падчерицы.
Почему не ее мама задается вопросами, ведь это ее дочь, ее родители? А вы живете с ними только 2 года.
Лень это или нет, нельзя сказать просто по вашему описанию. Важно знать про девочку, то, как она росла, какие у нее отношения с родителями, как она пережила развод и новые отношения матери, какие у вас отношения. При чем не в вашем пересказе, потому что вы не были свидетелем ее взросления.
И да, не хотеть копать картошку это нормально. Тем более сейчас, когда дешевле ее купить.
Кстати, а почему девушке должно быть стыдно и почему бабушка с дедушкой копали картошку? А вы чем занимались?
психолог онлайн
Анна Автондилова
Подростковый возраст – непростое время вообще, часто взрослым кажется, что дети «ничего не делают», хотя это не так.
В психологии есть такое понятие как «ведущая деятельность» - это та деятельность, в которой лучше всего развивается то, что должно развиться именно в этом возрасте. По возрастам это вначале игра (в ней формируются основные навыки дошкольников, в том числе и умение учиться), потом учеба (для школьников).
Так вот для подростка такой ведущей деятельностью является общение со сверстниками! Именно в таком общении происходит дальнейшее становление личности ребенка, обретение ориентиров в мире, формирование умения взаимодействовать в различных ситуациях и с разными людьми.
Поэтому «сидит в телефоне» - это то, что нужно для развития подростка, в психологическом плане (хотя, конечно, живое общение лучше, но обстоятельства бывают разные).
Что касается «не помогает», то тут скорее ваша позиция может говорить о ваших внутренних «нестыковках» с тем, как воспитывали Вас (по типу «а что, так можно было?»).
Вас сильно «приучали» ваши родители, заставляя копать, убирать, готовить?
Помогать – тут многое зависит и от отношений, которые были сформированы до этого, и от необходимости самой помощи.
Часто родителям хочется видеть, что дети помогают, просто чтобы удостовериться, что «все идет как надо», а не потому, что эта помощь на самом деле нужна. Дети тоже чувствуют эти нюансы.
Если отношения с детьми хорошие, и ребенок видит, что взрослый нуждается в его помощи на самом деле,( а не пытается просто «приучить его к порядку» или «построить» его,) то ребенок и сам предложит помощь.
Отношения важно формировать, и «принуждение к заботе» тут только отбивает охоту заботиться. Важно, чтобы ребенок сам хотел, а это не так просто, как «сделать обязанностью».
Причем даже при хороших отношениях подростковый период тут может стать исключением.
Что касается картошки – если есть кому копать, то вряд ли нужно, чтобы это делала 16 летняя девочка. В конце концов, можно нанять мужчин для этого.
А лень – так ничего плохого в ней и нет, просто не каждый может себе признаться в том, что ему не хочется делать тяжелую или скучную работу, потому, что иначе с этим нужно будет что-то решать. А так проще – осуждать кого-то просто за то, что ему не хочется. А кому хочется копать? Разве это вопрос желания?
психолог онлайн
Добрый вечер
Наверное удивлю вас сейчас: копать 16 летней девушке картошку: НЕ НУЖНО.
Этому есть простые физиологические объяснения.
Что касается лени, тут тоже все относительно.
16 лет не простой период, и то что вы называете ленью может быть банальной обидой, формой протеста из за нереализованих потребностей девочки.
Как часто вы пытаетесь просто поговорить? Чего хочет, о чем мечтает, чем увлекается, что ее тревожит, с чем дружит, ...кто то на эти темы с ней общается?
Какую позицию во всей этой истории занимает мама девочки? Почему не она ищет ответы на эти вопросы? Или ее все устраивает?
Дополнение от автора
Маленькие уточнения.
Копали картофель не только дедушка, бабушка, но и я с женой.
Лопатой копал я, дедушка, а жена и бабушка выбирали картофель и набрасывали в вёдра. (Пишу это, чтобы было понятно, что речь не идёт о том, что дочь не ворочала лопатой и не выкапывал картофель. Нужно было собирать картофель и бросать в ведро. Вёдра я с дедушкой носили и высыпали в мешки).
Какую позицию занимает мама девочки? Почитал Ваши комментарии и понимаю, что я не прав в мыслях, что дочь ленивая. Мама (жена моя), считает так, как и Вы.
... Спасибо ...
Дополнение от автора
Ирина Андреевна, вы пишите
копать 16 летней девушке картошку: НЕ НУЖНО. Этому есть простые физиологические объяснения
---
Подробнее на «У Психолога»: https://upsihologa.com.ua/ask/ask.php?id=43568 Это лень?
Вопрос, просто собирать картофель и бросать в ведро... какие есть противопоказания, ''физические объяснения''?
психолог онлайн
А если жена придерживается мнения, что все нормально и ничего страшного в поведении дочери нет, то почему вы задаетесь вопросом не лень ли это? Вы пришли в семью, где свои порядки, свои взгляды. Принимайте их. Тем более, что девочке не 5 лет, воспитывать ее не нужно. Она уже достаточно взрослая, и вполне уже сформировавшаяся.
Дополнение от автора
Валентина, спасибо за вопрос.
Дело в том, что вырос я в семье, где уважают труд, где учили быть порядочным, ответственным, учили помогать старшим. Но, видимо, всё вышеперечисленное, как по закону "окна овертона", перешло в современном мире в другую плоскость. Оказывается для подростка нормально и правильно ложиться спать в 02:00....03:00 ночи, просыпаться в 14:00.... 15:30.... , можно абсолютно ничего не делать полезного по дому (даже тарелку после себя не мыть.... Дочь поставила после обеда тарелку возле умывальника, а я стою и мою), можно сесть и в 16 лет читать книгу, видя, что дедушка и бабушка 75-летние копают и выбирают картофель.... Можно ничего не делать, ссылаясь на переходный возраст.
Уверен, если бы 14...16-летнего ребёнка, которого освободили из концлагеря (который болен, который получил огромнейшую психологическую травму) посадить на лавочку, дать в руки книгу, и чтобы чужие дедушка и бабушка копали картофель, то этот ребёнок не читал бы, а ПОМОГАЛ. Без просьб. И не мешали бы ему, как вы пишите ''подростковый возраст; ...как он рос...какие отношения с родителями.... как он пережил развод родителей, как пережил новые отношения матери.... чего хочет ребёнок, о чём мечтает, чем увлекается, что тревожит.........''
''Вы пришли в семью, где свои порядки, свои взгляды''
---
Вы правы. Вот я и молчу. Спросил обо всём психологов - получил ответ, что всё, что происходит с дочерью это НОРМАЛЬНО, что нужно быть терпимым, принимать всё, как есть.
Спасибо.
психолог онлайн
Ничего себе у вас аналогия с детьми из концлагеря. Даже не представляю, что могло спровоцировать такую аналогию.
Предположу, что история с картошкой, не помытой посудой и тп ситуациями она про вас, про какие-то ваши болевые точки. И тут я бы предложила вам не задаваться с вопросами, а нормально ли это для ребенка/подростка, а правильно ли, а сместила бы акцент на вас. Что для вас это означает, что вы видите в этой ситуации, какие чувства у вас вызывает? Ведь нынешние сетования старшего поколения про "а вот в наше время...", "а вот я в этом возрасте...", "а нынешние дети вообще мало о чем думают, переживают, не такие духовные..." и тп это же про свою боль, про то, что задевает, что сейчас больше думают про чувства детей, про то, как они переживают, стараются больше думать не только о материальном и чтобы не был голоден, но и про какое-то развитие, про их психику. И тут уже включается и какая-то зависть, что у меня ведь такого не было, и обида, что и не будет уже многих вещей, и что в свое время никто не задавал вопрос "а как ты это переживаешь?" и тд. Тут много обиды, горечи, и других чувств, не самых приятных в переживаниях.
И когда хочется поворчать на тему "а вот в наше время", то стоит задать себе вопрос "а чего мне не хватает, чего хочется сейчас?" и подумать о том, как эту потребность удовлетворить можно.
А нынешние дети да, другие. Но у них, поверьте, много материального есть, но очень много и сложностей, с которыми они сталкиваются не по возрасту. И даже на этом сайте видно по вопросам. И много есть и целеустремленных, и добрых, отзывчивых. Даже если они не хотят копать картошку или красят волосы в малиновый цвет
Дополнение от автора
Аналогия с детьми из концлагеря приведена лишь с целью показать какая РАЗНАЯ молодёжь: тот ребёнок, вышедший из концлагеря, уважал бы старость, старался бы помочь даже незнакомым людям (вспомните даже были Тимуровцы...), а сейчас родная внучка сидит на лавочке, а её бабушка наклоняется и собирает картошку. И внучке не стыдно бездействовать! А мама и бабушка, дедушка считают, что это нормально.
Наверное, я не нормальный, считающий что нужно быть не ленивым, нужно помогать старшим, нужно ложиться спать в 23:00, просыпаться через 8-9 часов, по дому помогать.
Вижу, что в видении современной психологии я неправ.
Но пусть я и не прав. Пусть подростки постоянно ложатся спать в 03:00 и спят до 15:00, пусть не помогают старшим, пусть абсолютно ничего не делают по дому, а я таким не буду.
Я плохой.
Всё равно спасибо за общение. Спасибо за высказанные пожелания. Я Вас услышал. Ответами удовлетворён.
психолог онлайн
Речь вовсе не про то, что вы плохой и неправильный.
Но видимо вы не услышали о чем я говорю. Жаль
психолог онлайн
Ситуации бывают разные, нельзя клеймить подростка только потому, что он не соответствует вашим нормам.
Возможно, окажись девочка наедине с бабушкой, увидев, что ей тяжело, он и сама бы помогала, а тут куча взрослых людей и так все успевают…
На самом деле, воспитывая ребенка очень важно вкладывать умение и желание помогать, тут никто не спорит. И вполне возможно, что в 8-10 летнем возрасте эта девочка бежала помочь маме, делала ей «сюрприз» в виде приготовленной еды или мыла посуду.
Просто в подростковом возрасте дети «протестуют», и часто это выражается и в отказе от привычных дел. И если в целом в предыдущем периоде было заложено сочувствие, сопереживание, то в ситуации, когда кому-то нужна будет реальная помощь, ребенок обязательно откликнется.
Часто так бывает, что в подростковом возрасте выглядит так, что вроде как «непонятно как она свой дом в порядке будет содержать», а потом, чувствуя свою собственную ответственность за свое жилье, и привыкнув к чистоте в своем родительском доме, уже само по себе «включается» и желание и умение поддерживать порядок.
С картошкой – можно было попросить помочь, а не наблюдать, как книжку читает.
А в быту важно просто договариваться, например, что посуду моют по очереди, или каждый свою, кому как удобно. И с уборкой тоже – как часто, кто за что отвечает.
Потому, что человек тоже должен знать, что он «свое» уже сделал и может отдыхать. А иначе что же получается – пока вся работа в доме не закончится, ты «должен» что-то делать?
То, что девочка спать поздно ложится – так каникулы, когда ж еще без графика жить, учеба начнется – все закончится.
Вам важно с женой обсуждать все моменты, которые Вас волнуют. Потому, что судя по вашим репликам – очень много накопленного, с чем не согласны. А накопленное мало того, что, скорее всего, вырывается периодически, так еще и имеет свойство вредить своему собственному здоровью.
И еще такой момент.
Вам важно разобраться со своими внутренними установками, с чувствами и мыслями. Насколько я поняла, Вы хотите строить отношения в этой семье. Но оценивая только других, обвиняя их в «нехорошести», сложно создать что-то общее. Позиция «я правильный, а вы все нет» еще никому не помогала построить отношения. Вы не очень глубоко смотрите, а считаете, что просто все вокруг «не высокоморальные».
Вы даже тут, не зная людей, которые Вам отвечают, уже «заклеймили» их, при этом стараясь «выглядеть культурно» даже говорите «спасибо». Но за этими словами много раздражения, а не благодарности – для чего они вообще?
Можно предположить (исходя из ваших комментариев), что Вам сложно позволить самому себе расслабиться, отдыхать, ничего не делать.
Это может мешать не только Вам, но и вашим отношениям с другими. Тут может иметь место некое подспудное желание всех «трудоустроить», мол «как можно сидеть сложа руки, если еще пока не…».
Не позволяя себе расслабиться – сложно понять того, кто это делает, и возникает желание осудить, найти повод придраться к чему-то.
Дополнение от автора
Наталия, я внимательно прочитал Ваш комментарий. И ещё буду читать несколько раз. Интересные мысли пишите. Много нового мне открыли. Увидел себя со стороны. Есть над чем подумать.
Искренне Вам благодарен.
И прошу прощения, если кому-то не так что-то написал ("заклеймил").
Буду переосмысливать.
Спасибо ВСЕМ.