Чувство отрешенности
Здравствуйте!
Моя проблема в том, что я не чувствую себя достаточно вовлеченной в свою жизнь. Я бы сказала некоторое чувство безразличия ко всему. Мне часто люди говорят, что я очень не эмоциональна, хотя я абсолютно не тот тип людей, которые живут исключительно разумом, наоборот даже могу сказать о себе, что я достаточно сентиментальна. При этом есть чувство, что я это не я. Или меня просто нет. Даже не знаю как описать. При этом вроде могу испытывать волнение или страх, или ещё что-то, но с другой стороны, иногда ощущение, что все это как-то не по-настоящему.
Могу предложить, что связано это с моим крайне неприятным подростковым периодом. Меня очень гнобили в школе, друзей не было, в семье все тоже было очень плохо (а это уже было всегда), были постоянные мысли о смерти. Думаю, может из-за того, что я постоянно пыталась подавлять в себе чувства так вышло. Но сейчас уже давно все нормально, но состояние мое только прогрессирует, если можно так сказать.
Меня не интересует почти ничего из того, что интересует людей - ни семья, ни отношения, ни дружба, ни материальные какие-то вещи. Почти единственное, что меня интересует - это постоянное времяпровождение в своих фантазиях. Я, конечно, немного утрирую, но суть, я думаю, вы поняли.
Подскажите, пожалуйста, что с этим можно сделать? Или, возможно, мне уже к психиатру пора?
Питання від: ; Вік: 25

психолог онлайн
Дарина Игоревна Колесникова
Здравствуйте, Наташа. К психиатру не помешает сходить, потому что Ваше состояние очень напоминает депрессию.
психолог онлайн
Ірина Абрамчук
Наталия Павловна Венглинская
Вначале можно к психиатру, как выше написала коллега.
А потом в психотерапию - разобраться в ваших фантазиях, от чего они спасают, что пугает в реальности, научиться не подавлять переживания и чувства, а проживать их, разобрать старые травмы и возвращаться потихоньку в реальность, искать там удовольствия, радости, учась строить отношения с другими. Это работа надолго, но зато есть шанс, что вы не проведете жизнь одиноко в своих фантазиях.
Ваша привычка подавлять переживания приводит не только к подавлению неприятных чувств, но и в целом, к тому, что чувства слабо осознаются, кажется, что ничего не испытываешь, эмоционально жизнь становится очень бедной и кажется, что наблюдаешь за кем-то со стороны, а не живешь свою жизнь. Так психика привыкла справляться с травмами, сложными переживаниями. И важно вернуть себе умение чувствовать и проживать полноценно эмоции, чувства и свою жизнь
психолог онлайн
Ірина Абрамчук
Оксана Анатольевна Бамбура
Наталия Павловна Венглинская
Виктория Николаевна Цуркан
Здравствуйте, NatashaK!
Ваше состояние весьма напоминает "дереализацию" и "навязчивые грезы". Конечно диагностировать их может лишь врач-психиатр, но работать с ними вполне возможно и на психотерапии с психологом.
Эффект должен быть.
Причина: сильнейшее неприятие Вами той реальности, в которой Вы сейчас живете.
Вы ведь очень ею недовольны?
Но это можно исправить, найдя вокруг себя то, что подойдет и будет нравится, а к тому, что отталкивает можно будет сформировать у себя правильное, конструктивное отношение.
консультация психолога
Наталия Павловна Венглинская
Здравствуйте! Предположительно, у вас - депрессия. Но точный диагноз может поставить только врач-психиатр на индивидуальной консультации. При легкой и средней депрессии будет эффективна помощь психолога/психотерапевта. Берегите себя, само не пройдет. К сожалению, депрессивное состояние будет прогрессировать, если вовремя не обратиться к специалисту.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
NatashaK, доброго времени суток!
цитата:
Я бы рекомендовала начать с психотерапевта.
Если Я вас правильно услышала, это состояния жизни на обочине, или вроде как живу не свою жизнь. Если я не ошиблась, то причины, могут быть вот эти:
цитата:
крайне неприятным подростковым периодом. Меня очень гнобили в школе, друзей не было, в семье все тоже было очень плохо (а это уже было всегда), были постоянные мысли о смерти. Думаю, может из-за того, что я постоянно пыталась подавлять в себе чувства... я абсолютно не тот тип людей, которые живут исключительно разумом, наоборот даже могу сказать о себе, что я достаточно сентиментальна...есть чувство, что я это не я
Как видите я поставила цитаты в другой последовательности. Хотя Вы написали, что сейчас всё нормально, но именно то, что Вас волнует и есть следствием того, что было в детстве и подростковом возрасте.
Когда ребёнок растёт без должного внимания, любви, заботы, участия родителей + социализация проходит крайне сложно + подростковые сложности не решаются, а усугубляют и без того сложное внутреннее психоэмоциональное состояние - одна из реакций психики на тяжёлые обстоятельства - избегание. Фантазии и придуманные друзья - это одна из форм избегания.
Подозреваю, что сегодня, Вы так же одиноки и беззащитны. И так же не знаете, как помочь себе и защитить себя. И, как вариант, именно поэтому Вы выбираете иллюзию, а не реальность. Выбираете мир, в котором Вы главная и всё контролируете, а значит сможете себя защитить, о себе позаботится, быть счастливой и свободной.
Я бы рекомендовала выбрать специалиста и поработать с психологом. Сайт - это лишь платформа, на которой Вы можете относительно увидеть варианты проблемы, расставить маркеры. Но разобраться с проблемой и качественно изменить свою жизнь - не получится. В Вашем случае это может быть длительная работа - детские установки, сценарии очень устойчивые, чтобы их заменить на аутентичные - придётся поработать глубоко и не быстро. Что скажете?
Доповнення від автора
Спасибо всем за ответы!
Наталия, по поводу Вашего вопроса - насчёт первого соглашусь, что чувствую себя как на обочине своей жизни. Или даже как-будто у меня ее нет, а я смотрю на все со стороны.
Насчёт второго не думаю - я не могу сказать, что мое состояние именно похоже на чувство несчастья и одиночества, скорее просто безразличие ко всему. Хотя, опять же, мне сложно говорить о своих чувствах, я в них совершенно не могу разобраться. У меня по большей части просто ощущение, что я не чувствую ничего. Может это так и есть. А может и нет.
Я ещё в детстве всех пугала своим безэмоциональным видом. В частности, учителей и школьного психолога. Ну а дети естественно считали меня ненормальной и глумились надо мной. Ну и не только из-за этого. Я постоянно и бесконтрольно погружаюсь в свои мысли. То, что я сейчас описываю это больше к подростковому периоду, в детстве я просто была замкнутым ребенком и иногда слышала, что я странная. Потом перешла в другую школу, будучи подростком и там началось.
Сейчас я уже взрослый человек и пытаюсь мимикрировать под нормального человека. Но вот именно, что мимикрировать. Не всегда получается сделать это достаточно качественно, из-за чего большие трудности с социализацией - университет окончить не получилось, на работу периодически не берут, а если берут, то из-за трудностей в адаптации ни а каком карьерном росте и речи нет.
Друзей тоже нет и не интересно. Ни людям со мной, ни мне с ними. Такое чувство, что мое внимание не концентрируется ни на чём. Человек со мной говорит, а я минуту с ним, а потом оно улетает куда-то.
Особенно сложно общаться в большой группе людей. На своей работе я не знала как зовут половину людей.
Замечала, что все может становиться проще от алкоголя. Когда выпью - то, тогда больше интереса к внешнему миру. И общаться с людьми намного проще. Но это точно не выход из ситуации) Да и алкоголь скорее чуть сглаживает это состояние, а не устраняет.
Доповнення від автора
Сделаю ещё важное дополнение, что всё-таки я могу испытывать какие-то положительные эмоции. Но скорее от своих фантазий или от какого-то очень небольшого количества вещей.
психолог онлайн
Ірина Абрамчук
Здравствуйте, NatashaK!
цитата:
Подскажите, пожалуйста, что с этим можно сделать?
Можно сделать. И даже очень многое, вначале разобравшись, что на самом деле с Вами. Не стану заочно выдвигать версии всевозможных диагнозов, да и рамки их, надо заметить, весьма размыты.
Уместнее говорить о состоянии процессах. В этом посте всего лишь тезисно, можно сказать, пунктиром.
На основании Ваших
цитата:
я не чувствую себя достаточно вовлеченной в свою жизнь
цитата:
есть чувство, что я это не я. Или меня просто нет.
цитата:
При этом вроде могу испытывать волнение или страх, или ещё что-то, но с другой стороны
приходит на ум идея, согласно которой Вы сопротивляетесь жизни(!)
Окружающие приписывают Вам бесчувствие, а мне кажется речь идет о частичной анестезии эмоций(!) Для чего? Сейчас не для чего, ПО ИНЕРЦИИ, чтобы не испытывать боли вследствие
цитата:
Меня очень гнобили в школе, друзей не было, в семье все тоже было очень плохо (а это уже было всегда), были постоянные мысли о смерти. Думаю, может из-за того, что я постоянно пыталась подавлять в себе чувства так вышло.
цитата:
сейчас уже давно все нормально, но состояние мое только прогрессирует, если можно так сказать.
Нормально ВНЕШНЕ, СНАРУЖИ. Внутри же себя Вы остались прежней - с той же болью и тем же страхом маленькой девочки/подростка, которой грозит унижение.
Ваши попытки самостоятельно решить проблему
цитата:
пытаюсь мимикрировать под нормального человека
(МИМИКРИРОВАНИЕ) и фантазии на поверку только вредят -
цитата:
остояние мое только прогрессирует
И по-другому не может быть. Мимикрия не означает сущностные изменения, фантазия еще больше отдаляет от реальности.
Что же делать? Идти в терапию. Развязывать узлы травм психологического развития, обретать свою аутентичность, учиться воспринимать себя осознанно в свЯзи с внешним миром, находя в нем возможности для удивления, радости и счастья.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Здравствуйте, Наталья
Ваше состояние очень похоже на диссоциацию (лат. dissociatio – разделение) – это такой способ психической защиты, при котором возникает отчуждение от собственного тела или умственной деятельности, сопровожающихся, как правило, ощущением наблюдения собственной жизни как бы со стороны (деперсонализация) или отчуждения от окружающей действительности (дереализация).
Эта защита может быть полезной, когда человек использует ее, чтобы абстрагироваться от отрицательных эмоций и получить возможность адекватно оценить ситуации, активно действовать в стрессовых ситуациях. Например, хирурги благодаря диссоциации способны выполнять операции, не включаясь в страдания пациента.
Однако, иногда человек применяет диссоциацию, чтобы справиться с ситуацией, которая на самом деле вполне безопасна, но воспринимается им как нечто отрицательное в связи с повышенной чувствительностью личности. Такая диссоциация носит негативный характер, потому что человек отдаляется от окружающих, усложняется процесс его социальной адаптации, что еще больше усложняет его эмоциональное состояние.
Чаще всего диссоциируют люди, которые пережили травматический опыт в детстве, например, эмоциональное или физическое насилие, потерю близких, тяжелые катастрофы.
Лечение психотерапия и лекарственная терапия для сопутствующего депрессивного и/или тревожного расстройства.
психолог онлайн
То как Вы описываете, и то, что Вы описываете, весьма напоминает шизоидный тип акцентуации характера.
Это в плюс к тому, что я сказал Вам выше.
цитата:
всё-таки я могу испытывать какие-то положительные эмоции. Но скорее от своих фантазий или от какого-то очень небольшого количества вещей
Можете поделиться, от каких именно вещей?
Доповнення від автора
Кроме своих мечтаний меня может сильно порадовать когда меня хвалят, какие-то мои идеи не связанные с мечтами (стихи, музыка, возникновение какой-то любопытной концепции в голове относительно чего-то), прогулка в одиночестве, особенно по незнакомому городу. По отношению к остальному мне кажется чувства у меня приглушённые.
Доповнення від автора
Дополню ещё, что я очень радуюсь, когда нравлюсь кому-то. Я имею в виду не в романтическом контексте, а просто. Романтические отношения для меня вообще невозможны - я как-то пыталась заставлять себя насильно их заводить, но это как камень на спине нести. Чувствуешь себя собственностью. А у меня патологическая жажда свободы и независимости во всем.
психолог онлайн
цитата:
Мне часто люди говорят, что я очень не эмоциональна, хотя я абсолютно не тот тип людей, которые живут исключительно разумом, наоборот даже могу сказать о себе, что я достаточно сентиментальна
Хтр вам це говорить? Я бачу ви з цим не погоджуєтеся?
Доповнення від автора
Сейчас коллеги могли сказать, т.к. я больше ни с кем и не общаюсь практически. Раньше учителя, одноклассники. Вторые буквально говорили, что "отмороженная". Также на работу с детьми меня не берут - говорят дети уснут со мной.
А почему я сама не соглашаюсь - потому, что, во-первых, откуда у меня интерес к таким вещам, которые явно связаны с эмоциями (музыка, поэзия), так бы я скорее ядерной физикой бы интересовалась; а во-вторых, я очень плаксивая, особенно в детстве была, но и сейчас тоже.
Именно поэтому я предположила, что моя безэмоциональность связана, скорее, с оторванностью от реальности и вечным самовнушением,что я ничего не чувствую, а не с моими какими-то личностными характеристиками. Но я могу ошибаться, конечно же.
психолог онлайн
цитата:
Тогда о шизоидности можно разумеется забыть. И Вы не ошибаетесь. Я ведь не зря спросил, что вызывает положительные эмоции. А чтобы проверить гипотезу. Но она не подтвердилась. И это оказались не какие-то абстрактные вещи, которые были бы более характерны для шизоида, а музыка и поэзия - высокоэмоциональные области.
Тогда возвращаемся к вышенаписанному:
цитата:
Вы ведь очень ею недовольны?
Доповнення від автора
Сложно ответить. Я могу предположить, что у меня есть сильное неприятие себя. Насчёт всего остального трудно ответить. Мне иногда просто кажется, что я не выросла. Меня расстраивает, что мир не такой идеальный каким кажется в детстве. А я большой идеалист и максималист. Но это же не повод уйти от реальности, это уж совсем "по-детски". Ну а все серьезные причины куда-то бежать от реальности уже давно позади, как мне кажется. Я живу одна, никто меня не трогает ни дома, ни на улице. Каких-то катастроф в жизни тоже нет. Живи и радуйся. Про войну я сейчас не говорю. Слава Богу, все живы здоровы у меня. А вот уйти от реальности желание меньше не стало. Как наркотическая зависимость какая-то.
психолог онлайн
Почему сложно ответить?! Вот Вы уже и ответили:
цитата:
Меня расстраивает, что мир не такой идеальный каким кажется в детстве.
Принятие мира таким какой он есть - это длительный процесс. Только важно его начать. Уже начали или еще нет? И что конкретно не принимается?
цитата:
Я могу предположить, что у меня есть сильное неприятие себя.
Никто в этом и не сомневается, что есть. Эти вещи всегда связаны: неприятие себя и неприятие мира. Потому как мир - это наше проявление, а мы - проявление мира.
цитата:
Мне иногда просто кажется, что я не выросла. Меня расстраивает, что мир не такой идеальный каким кажется в детстве. А я большой идеалист и максималист. Но это же не повод уйти от реальности, это уж совсем "по-детски".
Так и есть, не выросли, застряли в состоянии Ребенка, которого еще и не принимаете.
цитата:
Ну а все серьезные причины куда-то бежать от реальности уже давно позади, как мне кажется. Я живу одна, никто меня не трогает ни дома, ни на улице.
Все серьезные причины не позади, а глубоко ВНУТРИ Вас - они же Вас и тормозят в принятии мира. Мир все еще воспринимается Вами как небезопасный. Война прошла, а солдат остался на фронте и продолжает воевать. Ему кажется, что война не закончилась, он в это не верит. Бывали такие случаи в истории. Это про Вас.
Нужно перепрожить эти психотравмирующие события в психотерапии - есть для этого много методик, и они уйдут в прошлое по-настоящему. А пока они для Вас все еще не в прошлом, а в настоящем. И внутри. Потому от них НЕ убежать. Даже в фантазии только на время.
Исходя из всего проговоренного, Вы просто нуждаетесь в психотерапии.
В процессе сможете избавиться от внутренней боли и исцелить душевные раны, принять себя, мир, отогреть и приголубить своего Внутреннего Ребенка, повзрослеть, научиться взаимодействовать с другими, находить общее между собой и окружающими. И много чего другого.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
цитата:
Для детского возраста идеализировать мир привычно и нормально. По мере взросления происходит узнавание мира таким, каков он есть. Контактируя с этим миром, человек учится все более реалистично воспринимать действительность, корректируя свое мировосприятие. Могу предположить, что в Вашем случае был большой пробел в этом естественном процессе. Многое упущено, поскольку, наверное, близкие люди, по каким-то им одним известным причинам и мотивам, ограничивали Ваш контакт с реальностью. Может, припомните, отчего Вас оберегали родители?
Для взрослого непринятие мира и разочарование по этому поводу, скорее всего, будет носить признаки невротизма.
цитата:
А я большой идеалист и максималист.
Можете раскрыть в общих чертах, каким бы Вам хотелось видеть этот мир?
И в чем Вы максималист?
цитата:
Я живу одна, никто меня не трогает ни дома, ни на улице
Можно сказать, что Вы живете в придуманном красивом футляре?
цитата:
А вот уйти от реальности желание меньше не стало. Как наркотическая зависимость какая-то.
Почти как в анекдоте:
У невротика спросили, как дела?
Он ответил - если бы не реальность, все было бы хорошо.
Доповнення від автора
Больше всего мне не нравится в этом мире отношение людей друг другу. Мне кажется, что никто друг друга не любит, это если мягко. А если нет - то стоит посмотреть вокруг, то ты только и видишь как каждый друг друга пытается уничтожить. Это очень хорошо проявляется в отсутствии толерантности. Только человек чем-то отличается это сразу зацепка, повод, чтобы ненавидеть. А это говорит все только о том, что наше общество совершенно не здорово и вызывает у меня только страх.
Дальше хуже - подобное мы наблюдаем и между близкими людьми. Все эти семьи это кромешный ад, на мой взгляд.
Пытаюсь ли я принять этот мир - честно, нет. Мне это не представляется пока возможным. Ведь можно придумать другой мир, у себя в голове, с добрыми людьми и справедливостью, где все возможно и т.д.
Насчёт того ограничивали ли родители мой контакт с внешним миром - возможно. Я не помню как это проявлялось физически и вообще было ли такое, но могу сказать, что моя мама явно боялась, что мир меня "развратит", хотя разговоров таких у нас не было (папа и отчем в воспитании не участвовали практически)
Каким хотелось бы видеть мир вкратце описала, но подытожу - хотелось бы больше любви вокруг. Мне этот мир из-за ее отсутствия кажется опасным.
Насчёт того в чем я максималист - мне не нравится, когда все наполовину. Если чем-то занимаешься надо чтоб з головой, если с кем-то дружишь - надо быть на сто процентов откровенным, если кого-то выбрал - нельзя смотреть и даже малейшую мысль допускать чтоб смотреть по сторонам и т.д. А иначе это все вызывает отвращение. Это все очень по-детски, конечно, и не применимо к реальной жизни.
Насчёт того живу ли я в красивом футляре - можно и так сказать, хотя не то, что я совсем дурочка и ничего не знаю об окружающем мире. Я знаю, но знать не хочу.
психолог онлайн
цитата:
Знаете, NatashaK, мне тоже все это не нравится. Больше скажу: многим из тех, кого я знаю, это тоже не нравится. И это естественно. Тем более подобные тенденции в это время - время войны и кризиса только усиливаются: ненависти все больше, а любви все меньше. Но она при этом уплотняется и становится более концентрированной и сильной. И это тоже последствие данного периода.
Но знаете что? Кроме того, что Вы описали и с чем многие согласны, есть и любовь, есть и дружба, и верность и много всего доброго и чистого. Почему же Вы всего этого не замечаете? Не хотите просто? Легче полностью отвернуться и перечеркнуть все? Но в этом и заключается незрелость, детскость.
Вам не хватает глубины взгляда и взрослости восприятия. Когда можно увидеть мир во всех красках, во всей его сложности. А не какой-то примитивный комикс, где все танцуют и поют и больше ничего. Ибо Вы себя ограничиваете этим своим придуманным миром. И соответственно зависли, не развиваетесь.
цитата:
Ведь можно придумать другой мир, у себя в голове, с добрыми людьми и справедливостью, где все возможно и т.д.
Самое интересное, что такой мир тоже существует в реальности, а не только в Вашем воображении. Только он является частью общего мира, как я и говорил выше. И знаете, в чем жизненная задача людей? Не прятаться по своим мирам, а совершенствовать этот. Увеличивать эту хорошую часть по мере сил и возможностей. Для того мы и приходим сюда. А не мультики смотреть.
цитата:
Если хотите его видеть таким, то и вложите свою лепту в него: вложите в этот мир еще один кусочек любви, своей любви - и тогда он станет уже менее опасным.
Потому что я, например, вкладываю. И знаю многих, кто поступает так же: пишут изящные и добрые стихи, слагают прекрасные песни, пишут картины, снимают добрые фильмы, замечательно танцуют и веселятся, любят друг друга, дружат, выручают и помогают ближним, молятся за мир и всех людей и т.д. и МИР постепенно становится лучше - таким, как он и задумывался Творцом.
Доповнення від автора
Спасибо за внимание.
психолог онлайн
цитата:
Если уместно будет так выразиться, то, вероятно, Вам привычно жить в однополярном Мире отношений, окрашенным черными красками. Другие части были изъяты взрослыми
цитата:
папа и отчем в воспитании не участвовали практически
. К некоторым из них доступ был перекрыт
цитата:
моя мама явно боялась, что мир меня "развратит"
. Видимо, Ваша мама не очень счастливый человек. И когда Вы невольно учились смотреть на МИР ее ГЛАЗАМИ, то неудивительно, что у Вас сформировалось усеченное поле видения. Возникали разные вопросы, не найдя ответов на которые, психика придумала СВОИ механизмы выживания и СВОИ защиты(!)
Личное наблюдение. В написанном Вами не чувствуется любви от родных и близких - ни в ранние периоды жизни, ни теперь. Это печально, но не смертельно для Вас взрослой. Дефицит этой любви можете закрыть сами, если пожелаете, конечно. Если не знаете КАК, психологи подскажут.
Не уверен, сознаете ли, что написав вот эти слова
цитата:
, Вы отразили свое отношение к своей собственной семье.
цитата:
Пытаюсь ли я принять этот мир - честно, нет.
Разумеется, не пытаетесь - у Вас перекрыт доступ, поставлен блок. И поставлен он Вашим детством. То есть прошлым. Это оно крепко держит Вас в своих цепких объятьях.
цитата:
Мне это не представляется пока возможным.
Ключевое здесь, имхо, замечание "ПОКА". Что означает, на данный момент. А как будет в будущем, Вы определенно не знаете. Но ПОКА у Вас нет выбора, поскольку свято верите и стоически используете один-единственный способ обходиться с реальностью - заслоняться от нее ФАНТАЗИЕЙ
цитата:
Так и питаетесь эрзацем радости, удовольствия, близости и всем тем, чего желает Ваша душа, заваривая эликсир воображаемого зелья. В похожих случаях мой терапевт произносил убийственную по своему лечебному эффекту фразу: "Лучше плохой запах изо рта, чем вообще не дышать!" Ясное дело, клиенты сильно обижались, но терапию не бросали. Наоборот, продолжали упорно разбираться со своим способом жизни.
цитата:
Я Вас очень даже понимаю - пока внутри полно страхов и отрицания, преимущества полноценной жизни неизменно будут выглядеть бледно на фоне плюсов вымышленной.