Психосоматика и ПА у ребенка 10 лет
Подскажите, пожалуйста, как помочь ребенку с такой проблемой...
Девочка, 10 лет. Пубертатный период (месячные уже год). Рост 158 см, вес 48 кг.
Полгода назад вся наша семья переболела кишечным гриппом, была интенсивная, изматывающая рвота у всех. Дочь перенесла её наиболее тяжело. Восстановилась быстро, полностью. Забыли. Но вот около двух месяцев назад у нас опять было однодневное недомогание (расстройство и тошнота), до рвоты не дошло, догадываюсь от какой еды но это не важно. Дочь была ооочень напугана этой тошнотой, думала опять будет повторение той кишечной инфекции. И вот с тех пор ее ежедневно преследует чувство тошноты. По шкале от 1 до 10, где 10=рвота, она описывает интенсивность этой тошноты на 2-3. В периоды сильного страха 4-5. Рвоты ни разу не было. Живот не болит. С едой не связано. Стул и аппетит нормальные. Головных болей, головокружений нет. Активная. Если она катается на роликах, плавает на море или бегает на площадке - тошноты нет. Но стоит ей вспомнить о ней и особенно вечером, как только ляжет в кровать, - тошнота есть. Из-за этого стала плохо засыпать, боится, аж дрожит, холодеют и потеют ручки и ножки... Из-за сильной жары проводить всё время на улице нет возможности, поэтому 70% времени дома.
Несколько лет назад (во 2 классе) она уже страдала сильными переживаниями: учительница на уроке основ здоровья рассказала детям про опасность клещей, пчелы в стакане сладкой воды, поднятия тяжестей. Все детки восприняли информацию нормально, а моя девочка слишком близко к сердцу. И началось страшное: каждая мусоринка на ноге ей казалась клещом (стала обходить траву везде). Когда пила сок с пакетика с трубочкой, ей показалось, что она проглотила пчелу и ей даже начало казаться, что она задыхается. А как-то она подняла 3кг гантель и решила, что надорвалась, даже появились боли в груди, спине. Была сильная паника, слёзы. Тогда прошли всех врачей, сделали ЭКГ, УЗИ, анализы - норма. Потом всё понемногу прошло. Ипохондрия осталась, но значительно ослабла. И вот теперь эта тошнота...
Дома, в семье всё хорошо (но с ее отцом не живём), явных ипохондриков нет, больных тоже. У меня и у ее отца есть ВСД, были панические атаки, но никогда при ребенке это не переживалось и не обсуждалось.
Я даже как-то проверила ее на психосоматику: спросила не болит ли у нее левый мизинец, т.к. это может быть симптомом чего-то там. У нее тут же сделался перепуганный вид и она сказала, что вот прямо сейчас начал болеть. Я тогда обратила всё в шутку, но выводы сделала.
Скажите, пожалуйста, как можно помочь ребенку? Может ли она перерости эту ипохондрию? И что делать с этой тошнотой? Днем еще терпимо, стараюсь отвлекать, занимать, но ночами оно ее изматывает, особенно перед сном. Ложится в кровать и сразу дрожит и паникует... Говорит ком в горле появляется. Стала бояться вечеров, боится что не уснет, что начнется рвота. Засыпает аж после полуночи. Но если уснула - спит спокойно до утра. А с утра первая мысль как же будет вечером? Помогите, пожалуйста, советом!
Вопрос от: ; Возраст: 39

психолог онлайн
Тетяна Артеменко
Здравствуйте! Судя по такому подробному описанию, вас очень волнует эта тема.
Все что вы описали очень похоже на психосоматическое расстройство, которое переходит в панические атаки. Можно заметить, что беспричинные и неконтролированные паники начинаются вечером, перед сном. И тут можно задаться вопросом – что так волнует ребенка связанное со сном? Почему ночь становиться для нее временем проявления страхов? или временем наказания?
Такие же относительно тошноты и рвоты можно предположить, что это как извлечение из себя чего-то токсичного, опасного.
Эти и массу других вопросов обязательно должен прорабатывать с ребенком психолог, а лучше психотерапевт.
Работу психотерапевта желательно проводить в сочетании с приемом лекарственных средств, поэтому поход к невропатологу обязателен.
Самостоятельно, с такими проблемами, сложно справиться, т.к. ПА могут сделать жизнь ребенка невыносимой, может привести к развитию фобий и учащающимся кризисам.
От вас зависит обеспечить ребенка доступом к специалистам, а также могу посоветовать не акцентировать на этом свое внимание, не проявлять при ребенке свое волнение, беспокойство. Ну, и такие общедоступные советы как аутотренинг, переключением внимания, регуляцией дыхания.
Если нужно сопровождение как психотерапевта – обращайтесь.
Дополнение от автора
Спасибо большое за ваш ответ!
Почему боится ночи? Может быть потому, что все кишечные проблемы и рвота практически всегда начинались у нее именно ночью. А что касается наказаний, то один раз я была очень уставшая, был час ночи, я уснула, а она разбудила меня, т.к. ей было плохо, а я наругалась на неё, сказала что посажу на диету, ограничу компьютер и вообще была резка ((( до сих пор корю себя за тот срыв... Теперь пью перед сном кофе, чтобы не уснуть раньше дочки и не повторить эту ошибку.
Сейчас пытаюсь обратить её состояние в позитивное русло: говорю ей, что она очень талантлива т.к. умеет так манипулировать своим организмом, вызывая разные ощущения. Говорю, что это её суперспособность. Она всегда довольная после этих разговоров. Пробуем аутотренинг, йогу расслабления, играемся в "залечи быстрее царапинку силой мысли" или "заставь ногти расти быстрее силой мысли". Звучит бредово, но это переключает её внимание, и она немного переоценивает происходящее с ней.
Но полного выздоровления так и нет.
Очень хочу помимо излечения данной конкретной проблемы как-то укрепить ее характер, чтобы развить в ней "здоровый пофигизм" и лёгкость духа, а то она очень ранимая и часто делает проблемы "из воздуха". Но, видимо, только моей помощи ей будет не достаточно, поэтому будем искать помощь специалиста.
психолог онлайн
Очень рада, что вы пришли к такому выводу. Изначально надо исследовать причину. А все остальные действия - это ослабление симптома.
психолог онлайн
Доброе утро! Понимаю Ваши переживания ща дочку. Но Вы очень тревожитесь и , в первую очередь, тревога передаётся ей. Пройдите Вы психотерапию у когнитивно- поведенческого терапевта, ребёнка тоже на когнитивно- поведенческую терапию. В каком городе Вы живёте?
психолог онлайн
Читаю ваши ответы про то, как Вы занимаетесь с дочкой и понимаю, как на самом деле Вы формируете иррациональное мышление дочери. Считаю, что Вам надо перестать заниматься этим мистическим "волшебством" про "залечить ранку силой мысли", а также перестать поддерживать "умение" дочери "манипулировать своим организмом, вызывая разные ощущения.". Что Вы еще делаете, чтобы еще дальше загнать дочь в ВСД, психосоматику и ипохондрию?
Дополнение от автора
Этой "мистикой" я стала заниматься последние пару дней от отчаяния, что ничего другое не работает. Я не психолог, поэтому и обратилась за советом, чтобы не совершить ошибку и правильно решить проблему.
психолог онлайн
Оксана Васильевна Фортунатова
Хорошо, что написали про это сюда. Вы молодец, что неимоверно стараетесь. Но здесь, с мистикой, Вы чуть-чуть перестарались. Давайте будем поближе к реальности. А реальность такова, что симптом, который демонстрирует ребенок (или младший в семье) - всегда есть симптомом не самого ребенка, а системы, в которую он включен. Итак, спрошу кратко - что в вашей семье происходит такого, что семья не в состоянии "проглотить" и "переварить"? или хочет "исторгнуть"? (речь идет о взрослых членах семьи и об их отношении друг к другу. Во внимание берутся все члены семьи, а не только ныне живущие вместе). Если будет ответ на этот вопрос, пишите. Могу также работать по скайпу. Обращайтесь
Дополнение от автора
Да, в семье есть некоторые сложности. Внутри семьи (квартиры) конфликтов особо нет. Но есть другая проблема. Отец моей дочки оставил нас, когда я была еще беременной. Пока она была маленькой, где-то до 5 лет, он несколько раз в год мог погулять с нами немного или зайти в гости, дарил подарки. Сейчас он для нее вообще потерялся, избегает разговоров с ней даже по мессенджеру. А она первая писать ему не хочет. Как я поняла, он боится ее вопросов, т.к. она повзрослела, а он не знает о чем с ней говорить. (Или не хочет, не знаю). Лишь через меня поздравляет ее с днем рождения. Я никогда дочке не говорила о нем плохо, а на вопросы о редких встречах отвечала "он много работает". Сейчас это уже не срабатывает, т.к. дочь сама понимает что и как. На вопросы "почему он не живет с нами?" раньше отвечала, что семьи бывают разные, у нас вот такая. Теперь говорю почти правду: он был не готов к семье, поэтому ушел. Но всегда говорю, что он ее любит, и искренне сама верю, что это так. Временами у нее всплывает на него сильная обида, которая протекает одновременно с сильным желанием встретиться с ним. Но, как говориться, насильно мил не будешь, он не поменяется, так что нужно нам адаптироваться к этой ситуации. Мужскую роль воспитания в нашей семье взял на себя мой отец. Они с дочкой очень близки, много разговаривают на любые темы. А так же мой брат всегда безотказно играет с ней, развлекает, проводит время. Но с реальным отцом всё, к сожалению, вот так. Возможно в этом и есть корень проблемы?
Дополнение от автора
Еще добавлю: во время беременности, узнав о решении отца ребенка уйти от нас (на 3-ем месяце) всю остальную беременность я много переживала, плакала. Но ребенок был для меня очень желанным, и эта мысль всегда поддерживала и радовала меня. Плюс была и есть крепкая поддержка семьи. Возможно те мои переживания как-то повлияли на нервозность дочки? И, кстати, моя ВСД появилась у меня после родов, через год. Год я была на "автопилоте", т.к. ребенок занимал 100% времени и сознания, а когда она подросла, я расслабилась и пошли-поехали мои проблемы. Йога, релаксация и чтение очень помогают мне держаться, так что до антидепрессантов не дошла и очень надеюсь, что не дойду. А вот переживания по поводу дочери начали очень угнетать ((
психолог онлайн
Возможно и в этом, не знаю, можно только гадать.
Также можно рассмотреть вариант, когда тошнота вашей дочери есть как бы "клеем", который склеивает семью. Однажды семья дружно переболела одними и теми же симптомами (тошнота, рвота, расстройство), и это было в какой-то мере "объединением" семьи. Так получилось, что семья объединилась вокруг симптома. А теперь этот симптом может означать желание вашей дочери снова и снова чувствовать себя причастной к семье, а также одновременно и страх потерять семью, потому что, как показал опыт, "семьи бывают разными", в том числе дистанционными, как у нее происходит с ее отцом.
Дополнение от автора
Тут я не соглашусь. Поведение семьи во время той болезни или во время обычных ОРВИ ничем не отличается. Никакой особой сплоченности нет, даже наоборот: т.к. болеем все по очереди, то тот кто болен старается самоизолироваться, чтобы не заразить остальных. Более того, поведение внутри семьи во время болезни и вне болезни тоже ничем не отличается, разве что поведением бабушки, которая всегда сильно переживает и хочет всех "залечить" кучей способов ))
психолог онлайн
Я не про эмоциональную сплоченность говорила. Я говорила про сплоченность вокруг симптома, такую как бы "нехорошую" сплоченность", понимаете? Ну, чтоб Вы поняли, приведу простой пример (может, не очень удачный) - люди, которые вместе пережили войну, лагеря, лишения, тоже не испытывали якобы никакого эмоционального единения в те моменты, когда это происходило, но потом тема войны или сходных лишений всегда объединяла их, как бы заставляла потянуться друг к другу.
психолог онлайн
Тетяна Артеменко
Здравствуйте. Поддержу коллегу Татьяну Артеменко. Психосоматика имеет определенные механизмы. Детская психосоматика имеет особенности. Судя по описанию девочки 10 лет (месячные с 9 лет, вес, рост) есть вопросы к гормональному статусу. Причины могут быть самые разные, но стрессовый ответ на происходящее вокруг - очень распространенная проблема гормональных нарушений. Психосоматика развиться за несколько месяцев не может. Это достаточно длительный процесс. Основы закладываются в раннем детстве. Судя по описанию происходящего в первую очередь рекомендую обратиться Вам, как маме ребенка, за личной консультацией. На ребенка такого возраста огромное влияние оказывают окружающие. Внутриутробное развитие , первый год жизни ребенка, воспитание и отношение в раннем детстве - вот где механизмы предрасположенности к психосоматике. Их несколько, необходимо понимать какой именно и почему дал сбой. После этого - коррекция. НО! О психосоматике можно говорить только если устранены все органические причины. Ну например: ребенок чувствует тошноту только когда ложиться спать. давление - остеохандроз-почки. Это все может давать тошноту. Ребенок днем может тоже чувствовать тошноту - просто не замечать из за занятости. Необходимо тщательно обследовать и исключить все варианты тошноты органического происхождения. Только потом - за психотерапией.