Чувство вины за убитую мышку
Добрый день уважаемые психологи! Меня зовут Александр, мне 23 года. Прошу вас помочь мне советом. На протяжении уже нескольких лет меня мучает чувство вины за убитую мышку. Мне было 19, я работал с другом в ларьке на пляже во время летних университетских каникул. В ларьке водились мыши. Хозяйки ставили ловушки, я в тайне разряжал их (лет с 12 я старался не вредить даже комарам и мухам) Однажды мышка выбежала прямо среди дня и начала гонять по ларьку. Я надел строительную перчатку и выгнал ее на улицу, мой друг увидел это, и попросил мышку поймать, чтобы ее сфотографировать. В детстве я часто ловил ящериц, ужей и лягушек, рассматривал и отпускал на волю. Я поймал мышь, но из-за размеров перчатки не почувствовал, как придавил бедную к бочке с пивом. У нее пострадала задняя лапка и она сразу начала хромать. В ту же секунду я осознал, что сотворил ужасное. Я отнес мышу в тень за ларек, положил в коробочку, насыпал еды и воды и в течении всего дня контролировал ее состояние. К моему ужасу ей становилось все хуже. Она просто лежала на месте и тяжело дышала. Больниц рядом не было даже для людей, что уж говорить о вет клиниках. Была моя смена, мы были в 2 часах езды от города, и в придачу ко всему я сомневался, что какой-либо ветеринар возьмется за это дело. прошло несколько часов, я зашел за ларек и увидел, что мышь просто лежит и дышит. В ее мучениях был виноват только я, поэтому без лишних раздумий я решил взять на себя ответственность за ее боль и ее прекращение. Не знаю, сколько бы еще она могла так пролежать, но в какой-то момент я взял камень и впервые в жизни осознанно убил живое существо. Я сделал это быстро и наверняка, рыдая. Я закапал ее, и пошел на рабочее место. После этого внутри меня поселилась пустота, я рыдал на протяжении недели. Друзья подбадривали меня, но мне не помогало. Потом на меня посыпались потоки сомнений: стоило ли вообще добивать ее? Не должна ли она была погибнуть своей смертью, или я обязан был отчаянно бороться за ее жизнь, бросать работу и искать врача, договариваться, умолять? Понимаю, это все звучит странно. В быту принято, что зверек вроде мыши вредитель. Я никого не осуждаю, и понимаю, что жизнь целиком состоит из круговорота смертей и рождений. Просто это мой выбор. Я всегда был окружен животными и люблю всех, от растений до мелких насекомых. Я очень люблю свою жизнь и считаю ее величайшим даром. Мне очень жаль, что забрал чужую. Пожалуйста, помогите советом/мнением.
Питання від: ; Вік: 23

психолог онлайн
Кем/какими людьми вы считаете тех, кто способен причинить вред животному, убить его?
Что для вас означает, что вы так смогли поступить?
У вас чувство вины или стыда за данный поступок?
Вина это "как я мог ТАК сделать"?
Стыд "как Я мог так сделать?"
Надеюсь понятно написано)
психолог онлайн
Здравствуйте Александр!
Чувство вины очень неприятное, и возникает от нашего Сверх-Я, т.е то же чувство справедливости, запретов и завышенных требований к себе.
"Я очень люблю свою жизнь и считаю ее величайшим даром. Мне очень жаль, что забрал чужую." Так как Вы цените свою жизнь, так Вы и относитесь к другим, и даже маленькой мышке. Отпустите эту ситуацию, подумав о том, что Вы сделали, что смогли в тот момент и это было для Вас единственно правильным решением.
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335715 для Валентина Михайловна Жемчужникова
Стараюсь никого не осуждать. В мире есть место и охотникам, и хищникам, и много чему еще. Стараюсь говорить только за себя. Лично мне очень дискомфортно вредить животным, но я вполне понимаю, что у других людей этого чувства может не быть. Это не делает их хуже или лучше меня. Считаю, что на этой земле нет более значимой жизни, чем любая другая.
МОЙ поступок для меня является просто чем-то таким, что вызывает гнетущее чувство внутри. Как будто я свернул со своего пути, и не могу уже ничего изменить. Как камень на шее. Предательство своих собственных идеалов .
Испытываю и вину и стыд. И то, что я сделал (принес боль, лишил жизни невинное существо которому было страшно и больно) и то, что это сделал я, и теперь как бы я не радовался, всегда вспоминаю что я жив, а тот мышонок нет, и это несправедливо.
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335716 для Юлия Витальевна Якименко
Спасибо Вам.
психолог онлайн
цитата:
Стараюсь никого не осуждать. В мире есть место и охотникам, и хищникам, и много чему еще.
А к кому вы себя причисляете?
цитата:
И как вам то, что оказалось вы можете быть разным? Не только добрым и ценящим чужую жизнь, но и в какой-то момент изменить своим идеалам и принципам?
В каждом человеке есть разные качества, разные стороны - добро и зло. Отрицать одну из них, значит обманывать себя. "Тень" есть у каждого. И похоже, что соприкоснуться со своей стало для вас невыносимым.
Но при этом вы стараетесь не осуждать других. Как так получается? То есть в них вы признаете разные стороны? Или из каких соображений вы стараетесь не осуждать?
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335722 для Валентина Михайловна Жемчужникова
Причисляю себя...в детстве хотел быть защитником и героем. Сейчас просто человеком, который живет в любви и дарит любовь всем вокруг себя.
Изменять своим идеалам и принципам совершенно не нравится. Я не получаю от этого никакого удовольствия.
Когда я мог в сердцах наговорить грубостей раздражающему меня человеку, я получал скрытое удовольствие. В этом случае ничего подобного не было.
Людей особо не делю на и , мне кажется, ни ни априори не существует. Почему-то мне легче признавать такое по отношению к другим людям, но себя я выделяю.
Спасибо вам за ваши вопросы
Доповнення від автора
В прошлом ответе сайт удалил слова и
Я писал, что людей не делю на ,ровно как и не делю их на плохие и хорошие стороны. Все субъективно и относительно
психолог онлайн
Что случится, если вы заметите и примите свою разность - есть что-то плохое в вас, есть что-то хорошее?
Как изменится ваше отношение к себе?
Как изменится отношение людей к вам?
Відредаговано автором 02-03-2023 18:45:44
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335726 для Валентина Михайловна Жемчужникова
я знаю что могу быть вспыльчивым, горделивым и делать неприятно некоторым людям вокруг меня. Иногда я мог струсить или поступать подло, получая облегчение или скрытое удовольствие. И ладно бы я получил скрытое удовольствие, совершая то убийство, тогда бы я старался принять свою злую сторону и вывести ее наруду. но я просто рыдал и у меня тряслись руки, а внутри была пустата.
Равнялся я на маму. Она всегда учила меня сопереживанию. Первым делом я позвонил ей тогда, она меня утешила и поняла мою боль
психолог онлайн
То есть если бы вы получили хоть какую-то разрядку, удовольствие от убийства мышки, то вам бы легче это было принять?
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335728 для Валентина Михайловна Жемчужникова
Скорее бы я понял, что у меня действительно есть тайные желания от некоторой темной стороны, которые проявились таким способом. Я бы думал во что их перенаправить, например став тем же охотником или военным. Но моя темная сторона (насколько я ее знаю конечно) проявляет себя в социальной сфере, я могу получать удовольствие от конфликтов с людьми, видя как я ставлю их на место каким-нибудь остроумным подколом. Но я не получаю никакого удовольсвия от убийства, я бы не хотел, чтобы кто-то убил меня или моих близких, и не хочу убивать кого-либо.
психолог онлайн
Вы пишите, что иногда получали удовольствие от конфликтов с людьми, можете струсить/поступить подло и получить облегчение/удовольствие.
А с кем вы конфликтуете? С кем нехорошо поступали, с вашей точки зрения?
По какой причине так складывается?
Что вы чувствовали, когда решили убить мышку?
Вы писали, что она страдает исключительно по вашей вине.
А еще вопрос. А почему сейчас, спустя столько лет вы вдруг вспомнили про ту мышку?
Відредаговано автором 02-03-2023 19:25:32
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335732 для Валентина Михайловна Жемчужникова
В подростковом возрасте я часто спорил с мамой, со сверстниками, с людьми в интернете. Я часто пытался навязать людям свое мнение, получал удовольствие, когда мои аргументы перекрывали аргументы других людей.
Я часто мог нагрубить маме, на первых стадиях общения со своей девушкой мог проводить всякие манипуляции, тайно желая сделать себя единственным человеком в ее жизни. Когда кто-то поступал, как мне казалось, несправедливо (по отношению ко мне или к кому-нибудь) я никогда не мог промолчать и пытался сделать все, чтобы человек осознал, что поступил в данном случае. Сейчас я стараюсь не влезать в споры, не смотреть на мир с позиции . Я не пихаю везде свое мнение, и готов промолчать и просто уйти, если с человеком нельзя договориться в адекватном ключе.
Еще у меня всегда было много друзей и подруг, которые часто выводили меня на первое место, из-за чего в том же подростковом возрасте я зазнался, поступал горделиво, считал, что раз так много людей прислушивается к моему мнению, значит оно всегда верное. Скажу честно, мне и сейчас нравится, когда люди выводят меня на первое место, но я смотрю на это чувство с позиции наблюдателя, и не даю ему овладевать мной и запирать мышление в клетке моего эго. Я перенаправляю это чувство в писательство, высказываясь на аудиторию.
Сейчас я ни с кем не конфликтую (и не хочу), и даже перестал получать удовольствие от защиты своего эго, потому что не отношусь к нему так серьезно и напыщенно, как делал это в школе или университете. В целом, я живу счастливую жизнь, и во времена особого конмфорта и уюта возвращаюсь к мысли о том, что убил того мышонка. Даже при всей изворотливости моего ума и жедания оправдать себя, я пришел к тому, что оправдать это невозможно. Я хочу быть честным с самим собой: мне плохо от моего поступка, я испытываю внутреннее напряжение и чувствую пустоту, словно со смертью того мышонка у меня образовалась дыра, которую ничем не могу заполнить
психолог онлайн
А как вам удалось, пройдя подростковый возраст, перестать навязывать свое мнение, спорить, ругаться, манипулировать?
Что чувствуете, когда вспоминаете каким вы были в этот период вашей жизни?
Доповнення від автора
Когда я решил убить мышку, я чувствовал только сожаление за то, что она страдает и не двигается. Она была резвой, я гонялся за ней несколько минут, и вот она неподвижно лежит, даже не реагируя на мои движения, только дышит.
Я подумал, что самое молодушное, что я могу сделать по отношению к ней это "побоятся заморать руки". Такое искушение было, возможно я даже бы не относился к этому как к однозначному убийству (я не занимаюсь самобичиванием, когда по неосторожности могу задавить жучка, если не замечу его)
Но такой мой поступок не оставлял мне путей к . Я однозначно совершаю убийство. Я собрался с духом и отклбчил все мысли, что помогло мне сделать все быстро и решительно. Как только я выключил этот (я часто включаю его когда мне нужно делать что-то, что я не люблю. Слушать неприятных мне людей,выполнять указания неприятного начальника) я почувствовал просто горечь и пустоту, и все.
А думаб я об этой мышки наверное потому, что иногда как будто хочу доковыряться к самому себе, найти болезненную точку и посмотреть, что я могу сказать в свою защиту. Ты радуешься, а мышка мертва. Как ты это объяснишь? Думаешь, ты заслуживаешь радоваться, совершив убийство?
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335737 для Валентина Михайловна Жемчужникова
Сперва я заметил, что мое агрессивное поведение плохо сказывается на самочувствии моих близких. Я мог быть трижды прав в конкретном вопросе, но моя риторика часто приносила им дискомфорт, как и мне. Затем стали ухудшатся отношения, и я винил себя в этом. Благо, отношения всегда можно исправить, начав работу над самим собой. Теперь, даже когда моя мама может незаслуженно накричать на меня или сорваться, и всегда стараюсь дать ей и себе остыть, ничего не говорить, затем сфокусироваться на том, чтл я люблю ее и действовать в наших общих интересах. Аналогично со всем так поступаю. Практикую медитацию с остановкой внутреннего диалога. Не даю первым реакциям руководить моими поступками.
Сперва мне было немного стыдно за свое тупое юношеское поведение перед самим собой, но в конце концов я пришел к тому, что это просто забавляет меня. Я поступал исходя из своего тогдашнего уровня интеллекта и самоконтроля, ну и в дестве я был достаточно тихим ребенком, поэтому в подростковом возрасте мне нравилось, я хорошенько выпустил пар. Сейчас я смотрю на все это с умилением.
Проблема вопроса с мышкой в том, что я не могу тут ничего исправить. Я не могу попросить прощения, не могу вылечить, не могу наладить отношения. Мышке ничего уже не поможет, и самое тупое что я, разряжая все мышеловки и прося друших не убивать мышей, сам же и сделал это, ведомый тупым чувством "поймай бегабщую зверушку как в детстве"
психолог онлайн
цитата:
самое тупое что я, разряжая все мышеловки и прося друших не убивать мышей, сам же и сделал это, ведомый тупым чувством "поймай бегабщую зверушку как в детстве"
То есть вы стали таким, как эти люди?
И хоть вы пишите, что все относительно и людей вы не делите и тп, но все же стать таким, как те, кто ставит мышеловки и убивает мышек, вы не хотите. А получилось, что стали.
А еще ощущение, что когда вы пишите про свое агрессивное поведение порой, про то, как стараетесь вспомнить, что маму любите и про общие интересы, то речь идет про подавление чувств.
Какую-то свою агрессивную часть вы подавляете, свою "тень", поэтому этот эпизод с мышкой, где уже не оправданий нет, ни исправить ничего нельзя, вы так болезненно переживаете.
Хотя из описания видно, что вы и правда случайно и решили, что лучше ей не мучаться, раз она не может ходить (а значит наверняка ее съедят).
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335745 для Валентина Михайловна Жемчужникова
Иногда мне действительно приходится подавлять свою агрессию. Зачастую это происходит тогда, когда на меня начинают кричать. Я стараюсь не принимать на личный счет, хотя местами внутри еще проскакивает это чувство "давай, ответь, уколи как-нибудь". Я стремлюсь к освобождению от сковывающих чувств, вроде обид и злости. Это действительно то, что тормозит меня и вытягивает много энергии.
На счет "стал как те, кто убивает мышек"...
Наверное да, в глубине души я все же порицаю такое поведение и считаю его несправедливым к беззащитному существу. Головой я понимаю, что в осуждении нет смысла, но наверное глубоко внутри все еще осуждаю.
Спасибо Вам огромное за ваше время! Мне стало немного легче просто обсуждая это. Скажите, пожалуйста, над чем, с вашей точки зрения, мне следует поработать?
психолог онлайн
С темой агрессии. Ее нужно не подавлять, а рассмотреть ее с разных сторон - на что она, почему подавляете, как можно ее по другому использовать (например, очертить границы, сказать, что вам не нравится, а не терпеть, желая в душе уколоть в ответ).
Предположу ещё, что злиться для вас это плохо, стыдно, так нельзя.
Про случай с мышкой - хорошо бы заметить, что ловушки и уничтожение животных и случайно придавить это сильно разное.
И убить вы ее хотели, что не мучалась.
Даже в людей эвтаназия это крайне спорный вопрос и нет единого мнения.
Простить себя за это важно.
А для этого нужно принять в себе и злость, и доброе сердце.
Это про принятие а целом, не только про этот случай
Как-то так
Відредаговано автором 02-03-2023 21:55:19
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 335754 для Валентина Михайловна Жемчужникова
Спасибо огромное! Желаю, чтобы Вам во всем сопутствовала удача!
психолог онлайн
Валентина Михайловна Жемчужникова
цитата:
над чем... мне следует поработать?
Вы не принимаете свою теневую сторону.
И просто подавляете агрессию.
Но от этого Ваши отрицательные качества (которые есть у всех людей) никуда не деваются.
И агрессия, не имея выхода, просто накапливается у Вас внутри.
А сила действия равна силе противодействия...
И чем больше Вы будете сжимать пружину, тем сильнее она когда-то выстрелит.
Поэтому существует опасность, что Вы когда-нибудь или просто взорветесь на ровном месте, или не рассчитаете свои силы, как в случае с мышкой.
Поэтому Вам надо идти в индивидуальную психотерапию и менять, в первую очередь, отношение к себе.
И только после этого Ваши навязчивые воспоминания об этой мышке пройдут.