Мама попала под влияние токсичного психотерапевта.
Добрый день! У нас в семье беда, по-другому и не сказать. Родители развелись в 2012 году, после того, как отец в ссоре ударил мать. В тот момент ее сильно поддержала ее психотерапевт (она с ней занималась полгода до этого, хотела сохранить брак и наладить общение с младшей дочерью, моей сестрой).
После развода я жила с матерью пару лет, чтобы поддержать ее. Она продолжала заниматься с психотерапевтом и настаивала, чтобы и я присоединилась (я занималась с ней раньше, но после ее систематических опозданий на встречу на час-полтора и унижений с ее стороны перестала). Стали возникать скандалы на этой почве. Устала, съехала от нее после очередного скандала, не общались больше года.
В целом у меня есть большие подозрения, что мама попала "на крючок" к так называемому "токсичному психотерапевту". Во-первых, они так и общаются (психотерапевт звонит ей несколько раз в день - они якобы уже не занимаются, а общаются, как подруги, но она с нее, что называется, "не слезает"). Во-вторых, мама оплачивает все ее хотелки - вплоть до издания ее личной книги. В-третьих, на это же размышление наводят ее действия:
1) три года назад мама узнала, где у отца будет регистрация второго брака и по совету психотерапевта приехала на свадьбу без приглашения, где при всех поцеловала отца в губы.
2) сейчас идет постоянный террор в сторону моей сестры (она с ней не общалась больше двух лет, сбежала от нее в Санкт-Петербург из Москвы), мою сторону (после отсутствия реакции с моей стороны на провокации по телефону и в сообщениях, мама стала оставлять комментарии про "больную голову" в моих соцсетях, в том числе на бизнес-страницах. Есть скрины, где она прямо говорит о том, что рада, что это увидят мои партнеры и коллеги).
3) не так давно она подавала заявление в полицию на отца за угрозы, теперь у него проблемы на работе.
4) участвует в создании какой-то организации, которую придумала психотерапевт.
5) угрожает засадить жениха сестры в тюрьму.
Мама - очень высокопоставленный человек в таможне, у нее куча связей. Мне очень страшно, что она разрушит мою жизнь, и я не знаю, к кому обратиться, чтобы обезопасить себя, так как формально психотерапевт ничего не делает - она только дает указания, как маме поступать.
Может быть, в вашей практике вам случалось сталкиваться с такими психотерапевтами? Есть ли способ как-то повлиять на ситуацию - правовыми методами или своим поведением?
Буду очень благодарна за любой совет!
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Здравствуйте, Наталья!
Относительно правовой стороны вопроса Вам стоит проконсультироваться с юристом. Здесь могут оказать психологическую поддержку только Вам.
Вы пытались говорить с Вашей матерью? Говорили ей о своих страхах? О том, что боитесь, что она Вам навредит? Как Вы считаете, что именно Ваша мать получает от своего психотерапевта? Изменился ли характер Вашей матери после общения с психотерапевтом? Не понятно также, что именно необходимо от Вас с сетрой Вашей матери?
Дополнение от автора
Здравствуйте, Олена Анатоліївна! Благодарю Вас за ответ.
Конечно же, мы много раз пытались говорить с матерью. Ее ответы, как правило, сводятся к тому, что у нас «больное восприятие», к тому, что «я мать, а ты дочь, значит, делай, как я говорю». Она искренне уверена в том, что знает, как сделать нас с сестрой счастливыми, но по факту ее действия нам вредят. Например, когда сестра училась в университете, мама заперла ее на месяц в другом городе, отобрав телефон и представителям вуза сказав, что она лечится. Много ситуаций разных было.
От психотерапевта, на мой взгляд, она получает поддержку, которую не получила в семье (когда она объявила о разводе, ее брат не принимал участия в ее судьбе, а отец принял сторону нашего отца), в ней она нашла близкую подругу и соратницу, может быть даже маму (ее мама умерла в 2011). Поначалу эта поддержка ее спасла, но сейчас происходит что-то страшное. Бывает, в разговоре она реагирует на что-то спокойно, а потом перезванивает - и я буквально слышу не ее слова.
Характер после занятий у мамы изменился очень сильно. Это не тот человек, который нас вырастил. Общаясь с ней, мы все время ждем подвоха иманипуляции. Самое ужасное, что она не замечает, что своими действиями сама отдалилась от нас, и уверена, что это случилось потому, что мы «плохие» и неблагодарные. И чтобы стать «хорошими», мы обе должны начать заниматься с ее психотерапевтом (по ее словам, других специалистов ее уровня найти очень сложно).
психолог онлайн
Наталья, добрый день! То что Вы описываете не имеет никакого отношения к психотерапии. Принимайте меры, обращайтесь в правооохранительные органы!
психолог онлайн
Найдите толкового юриста. Он подскажет, что сделать. Надеяться на то, что разговоры с мамой помогут, не стоит. Ощущение, что речь идет не про психолога, а про секту.
психолог онлайн
Наталия, у Вас очень сложная ситуация, так как Ваша мать юридически совершеннолетний, вменяемый человек, который несёт ответственность за свои поступки. Однако Вы и Ваша сестра (как я поняла) также находитесь в статусе совершеннолетних вменяемых лиц.
Боюсь, что "избавить от влияния мать" у Вас так просто не выйдет. Отношения Вашей матери и психотерапевта чем-то напоминают модель отношений в секте. Поэтому можете ориентироваться основными принципами поведения с людьми, которые попали в зависимость. Не критикуйте прямо ни психотерапевта, ни её влияние, постарайтесь сохранить более-менее доверительные отношения с матерью. Постарайтесь сделать общение максимально доброжелательным, вспоминайте больше совместных пережитых радостных и тёплых моментов в прошлом. Избегайте тем-"триггеров". Просто уходите от них (я сейчас не готова, подумаю об этом позже, устала и т.д.). Попытайтесь также узнать есть ли кто-то ещё, кто по вине данного психотерапевта оказался в подобной ситуации, как-то пострадал, и узнайте как можно больше информации о этом психотерапевте (однако не афишируйте "Ваши поиски"своей матери).
На данный момент, я вижу для Вас оптимальным выходом попытаться урегулировать Ваши взаимоотношения и отстоять своё право на личное пространство в юридическом ключе. К сожалению, мне не знакомы законы РФ, поэтому Вам безусловно стоит проконсультироваться с юристом.
психолог онлайн
Доброго времени суток. По Вашему описанию это не токсичный психотерапевт, это уже манипулятивное вымогательство и использование профессиональных навыков для личной выгоды. Вам нужна помощь правоохранительных органов. Хотя у нас нет системы контроля работы психологов, но есть процедура наказания вымогательства. Вам нужен грамотный юрист.
Мудрости Вам и берегите себя!
Дополнение от автора
Я очень благодарна вам за советы!
Будем искать юриста и пытаться сохранить хотя бы какие-то отношения с матерью.
Спасибо!
психолог онлайн
Согласен с коллегами, про правоохранительные органы. Могу ещё рекомендовать обратиться в этическую комиссию психотерапии, гугл Вам тут помощник. Удачи.
психолог онлайн
Здравствуйте, Наталия!
цитата:
Мало веры в эффективность правовых методов. Ведь доказательств такого влияния почти нет и собрать их будет проблематично.
Гораздо лучше будет как для Вас, так и для сестры - строить свою жизнь, невзирая на различные влияния мамы и прочих. Учитесь эмоционально не вестись на провокации иманипуляции, достойно и точно отвечать на выпады, иногда их игнорировать вообще. (В соцсетях маму можно забанить, чтобы она вообще не видела там Вас, например).
И поймите важную для себя вещь: если мама поддаётся влиянию подобного психотерапевта - значит это её выбор, который говорит о ней и как о личности определённого склада. Например, властолюбивой и мстительной. Увы, вероятно неприятно это осознавать, что твоя мать такова, но это факт.
Ещё обе вы можете проработать отношения с мамой с тем психологом, которого каждая выберет самостоятельно.
психолог онлайн
Согласно этики психотерапевт не имеет право заниматься и с вами и с мамой. Только с одной из вас. Это очень сильное нарушений правил ведения психотерапии.