финансовый вопрос
Здравствуйте!
У меня есть проблема: я не могу тратить собственные деньги на себя, не чувствуя при этом вины.
Все началось, как я предполагаю, еще в детстве. Родители мои получали свои пусть и небольшие, но "честно заработанные" зарплаты, которых мало на что хватало.Поэтому с детства меня приучили экономить, "не раскатывать губу" и помогать тем, у кого еще меньше.
Когда я окончила школу и поступила на бюджет в институт, то переехала жить в другой город (жила в общежитии от института).Как и большинство студентов, я жила за счет родителей (стипендию,увы,я получала не всегда). Иногда,гуляя с друзьями,я тратила часть родительских денег, которые они давали мне на проживание. После чего у меня возникало чувство вины за безответственно потраченные деньги и фраза в голове:"Столько денег потратила на гульки. Родители на них,наверное, целую неделю прожить могли"(чтоб было чуть понятнее, это были суммы порядка 150-200 грн). Мне было жаль родителей в том, что они себе во многом отказывают, чтобы хоть что-то дать мне, а я вот так безответственно поступаю.
Когда я начала работать и зарабатывать собственные деньги, то по привычке еще год-полтора предоставляла маме свой финансовый отчет по телефону.(По собственной инициативе в виде "заплатила за квартиру столько-то, купила продуктов на столько-то и т.д.")И даже тогда мне было стыдно признаться ей, что я позволила себе потратить 200-300 грн на клуб.
Сейчас, когда я трачу определенные суммы на отдых или одежду, то всегда думаю:"А как же мои родители, могут ли ОНИ себе это позволить?"(Самое парадоксальное,что могут и делают это,о чем периодически они мне сами и рассказывают).А еще бывает такой диалог в моей голове:
-Ого, сколько денег потратила!
-Да, но это же все на нужные вещи.
-Практически половина зарплаты!!!
-Так,собственно,я ее сама и заработала,это МОИ деньги,я имею полное право тратить их по своему усмотрению,а иначе для чего я работаю?!
Короче,успокаиваю себя как могу.
Я очень переживаю, что эта привычка винить себя не позволяет не только тратить деньги на дорогие и хорошие вещи, но и зарабатывать больше.
Подскажите, пожалуйста, почему так происходит, как от этого избавиться и перестать мучить себя чувством вины,чтобы позволять себе больше? Заранее благодарна.
Вопрос от: ; Возраст: 2

психолог онлайн
Совесть. Голос совести. Такой сильный и уверенный. Чуть громче, чем хотелось бы.
Вы поступаете так, как хотели много лет сдерживая себя. Сейчас можете. Но опасаетесь.
Вы найдете способ распределить ресурсы приобретенные в жизни достаточно разумно. С учетом потребностей. Помощи тем. кому посчитаете нужным. И на удовлетворение желаний не совсем рациональных, но имеющих силу. Иногда Вы может и ошибетесь. И исправите ошибку.
Но то, что звучит в Вашей душе, или голове, - это Вы, Ваш голос. Вам стоит с ним подружиться. И найти понимание.
Не будет получаться самой, найдите того кто в этом сведущ. Иногда это психолог. Иногда еще кто...
консультация психолога
Добрый день! То что Вы говорите себе каждый раз - это слова Ваших родителей со временем ставшие и Вашими. Благосостояние очень зависит от того какие отношения с деньгами были в родительской семье. Можно много рассуждать и искать причинно следственную связь. Но я Вам предлагаю обратить внимание на реальность. Вы взрослая, сами зарабатываете деньги, сами ими распоряжаетесь. Теперь все зависит лишь от Вас.
консультация психолога
Ксения Французова
Павел Леонидович Басанский
У меня возникла такая формулировка о вас:"думай сначала о других,а уже потом - о себе".Это,возможно,какая-то такая семейная ценность(реальная или декларируемая).То,что вы делаете сейчас - это начинаете считать,что у вас,по крайней мере,не меньше прав,чем у этих "других"(кем бы они ни были).Это не так просто,но ваши "диалоги" - очень хорошая идея.Со временем,будем надеяться,ваши права будут вашими вполне автоматически.Конечно,хочется иметь выбор - заботиться ли в данный момент о себе,или вот хочется сейчас позаботиться и о ком-то другом.Меня лично сильно обнадежило,что вы все равно могли на себя тратить,хотя и "скрывались" при этом.Ваше право позаботиться и о себе все же оказалось достаточно устойчивым.
психолог онлайн
Вы двигаетесь в правильном направлении, устраивая себе такие внутренние диалоги. Они помогают вам восстанавливать право на самостоятельные решения.
Обычно, чтобы справиться с виной, нужно попросить прощение. Перестаньте себя оправдывать, а признайте , что вы молоды и вам полагалось тратить деньги на клубы, мороженое и кафе.
Вы не виноваты в том, что у родителей был низкий доход. И все же они делали все что было в их силах,, чтобы вы могли учиться и развлекаться.
Вы ничего не пишите, как складываются отношения с родителями сейчас. Можете ли вы их поблагодарить за те годы. Помогаете ли вы им сейчас? Делаете ли им подарки?
Нет вы не обязаны этого делать. но это возможность отдать долг и позволить себе тратить и получать с легкостью!
психолог онлайн
Здравствуйте, Лека!
Ваш вопрос - вопрос любви к себе (забота - это и есть любовь на практике) и самооценки.
С этим - сложности. По наследству. Родовые программы. Есть хороший метод - построение геносоциограммы и психодраматическое сознательное регулирование этой и всех остальных программ. Пока мы их не осознаём и не даём им адекватный ответ - они действуют на нас из бессознательного, побуждая к подобным диалогам, выход из замкнутого круга которых - работа с психологом (владеющим и вышеназванным методом, и многими другими).
Дополнение от автора
Благодарю всех за отзывчивость и ваши рекомендации!
P.S. Для Ирины Филатовой. Ваш ответ мне был ближе и понятней. Сейчас я с родителями общаюсь очень хорошо, хоть мы и живем в разных городах (телефон, скайп, реже - мы с мужем ездим к ним в гости). Помогать деньгами не помогаю, но и не прошу помогать мне. С пустыми руками к родителям никогда не ездим (так у нас заведено в семье), всегда что-то вкусненькое везем. На Дни рождения - подарки (это мое любимое, обожаю делать подарки). Маме на юбилей стиральную машинку подарила (правда для этого мне пришлось 1,5 месяца без выходных работать), она была тронута до слез))Видимо поэтому (как вы и сказали) я и позволяю себе тратить. Еще раз спасибо!