Как преодолеть грусть из-за несбывшихся ожиданий
Я много раз слышала, что в 30 лет наступает некий кризис, переломный момент, в жизни людей. Я считала все это глупостью, когда сама не дожила до 30. Цифра, вроде бы, не страшная, но только в этот момент, я начала анализировать свою жизнь. Если быть точной, то у меня со школы было много планов (начиная от профессиональной жизни, и заканчивая разными мелочами). Там, конечно, не было ничего уж грандиозного. Я не хотела замуж за олигарха, сама олигархом стать не хотела, вилла на Мальдивах тоже не была целью. Но -да- мне хотелось путешествовать, иметь верных друзей и вторую половинку, чувствовать себя профессионалом на работе . Ну, это так, в общих чертах. Детально расписывать здесь не вижу смысла. Но вот реализовать на практике не настолько уж амбициозную программу жизни оказалось непросто (лично у меня). Честно признаюсь, в 20 лет у меня было много энтузиазма, веры в то, что все у меня получится, я уверена шла к своей цели, но, с каждой неудачей и разочарованием, пыл мой ослабевал, уверенность в себе иссякала (хотя у меня и так много ее не было). И вот сейчас из того, что хотелось - у меня практически ничего нет. Кроме, работы, и то я на самой низкой должности и у меня много чисто секретарских обязанностей, хотя у меня есть высшее образование, и училась я очень хорошо. Часто себя критикую за то, что, скорее всего, ума у меня особого нет, просто трудолюбивая и книжек много читала и вот в этом результат моих хороших оценок. Да и характер у меня не особо пробивной, а в деловой сфере, как я заметила, это достаточно важно. Про другие сферы жизни и писать особо нечего. Я понимаю, что моя жизнь не закончилась и многое может быть впереди. Но я не один год жила верой в эфемерное завтра, что просто устала. Энергия на 0, анализировать прошлое пустая трата времени, а досада из-за того, что жизненные планы так и останутся планами, потому что я запуталась в каком-то комплексе жертвы меня не покидают несколько месяцев...
Вопрос от: ; Возраст: 30

психолог онлайн
Инна Владимировна Черняева
Доброе утро! Кризис - это конец старого пути, переосмысление того, что было сделано, что хотелось бы сделать. Пересмотр своих планов и целей, подведение итоов. И - начало нового пути. Что Вам мешает реализовывать свои планы после 30??????? Как Вам поможет критика и самобичевание в реализации планов????? Позиция жертвы? Жертва=смерть: у нее нет планов, целей, она не делает ошибок и не действует, перекладывает ответственность на коо-то за свою жизнь! Что думаете об этом? Кто хозяин Вашей жизни?
психолог онлайн
Здравствуйте!
Кризис - хорошее время для того, чтобы начать делать что-то новое и важное для себя.
Например, обратиться за помощью к психологу для исследования своих сильных и слабых сторон, для познания себя и мира вокруг.
психолог онлайн
Виталия Юрьевна Мельник
Владимир Анатольевич Тарасенко
Павел Леонидович Басанский
Инна Владимировна Черняева
Здравствуйте, Марта! Ваши переживания могут быть связаны с кризисным этапом жизни.
Поделюсь немного свооей историей переживания подобного кризиса. В свои 20 у меня тоже были цели, амбиции, мотивация и энергия для свершений. Я много работал над собой, учился и развивался. У меня были ожидания (от других, от жизни в целом). Эти ожидания звучали приблизительно так: "раз я такой мотивированный, граммотный, искренне стремлюсь стаь профессионалом, то и жизнь должна мне ответить взаимностью". Как и Вы сталкиваясь с неудачей и разочарованием, пыл мой ослабевал, уверенность в себе иссякала. У меня еще было много злости и ощущения несправедливости, неудовлетворенность собой. Такой период длился какое-то время. На выходе я переосмыслил свои ожидания, свое представление о себе, ожидание от жизни, свои мотивы. Не то что бы они стали другими. Но я повзрослен (психологически). Я понял и принял, что я автор своей жизни, никто и ничего мне должен. Я вспомнил чего я хочц и что могу дать - и в этом была сила и энергия для изменений и реализации.
Почитайте книгу "Холлис Джеймс. ПЕРЕВАЛ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ" (может найдет отклик) и/или подумайте о работе с психологом, который поможет вновь обрести веру в себя и выйти из кризиса с новыми силами и целями.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Марта, добрый день.
цитата:
Но я не один год жила верой в эфемерное завтра, что просто устала.
Может вы попробуете жить не эфемерным завтра, а фактическим?)
Вы пишите про критику себя, недостаток ума. Как вам это помогает в достижении целей? И у кого вы так научились относиться к себе?
Вам необходимо стать ногами на то место, где вы сейчас находитесь реально. Что есть, что могу, что улучшить? Это ваша точка роста.
Конечно рекомендую обратиться к психологу за взращиванием некой взрослости и верой в свои возможности.
психолог онлайн
Здравствуйте, Марта!
цитата:
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГРУСТЬ ИЗ-ЗА НЕСБЫВШИХСЯ ОЖИДАНИЙ
Грустно читать Ваш пост. Ожидания не сбылись. Точнее, Вы их не сбыли. И что теперь делать? Пожалуй, самое полезное - принять сложившуюся ситуацию, и то, что силы на нуле и все прочее...Только это не означает, что остается только СДАТЬСЯ. Ни в коем случае! Пока мы живы, у нас есть шанс изменить все к лучшему.
И снова вопрос, КАК? Ответ - родиться символически заново. Но уже с опытом ошибок, иллюзий и заблуждений. Растить веру в себя. Строить свои собственные внутренние опоры - убеждения, ценности, умение жить в реальности и взаимодействовать с нею, способность сознавать свои чувства и уметь их выражать, идти за своими желаниями.
Находите толкового психолога, обращайтесь к нему. Обязательно будет толк. Удачи Вам))
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Александр Сергеевич Семенюк
цитата:
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ГРУСТЬ ИЗ-ЗА НЕСБЫВШИХСЯ ОЖИДАНИЙ
Грусть это хорошее чувство и связанно с прощанием, завершением чего -то. Психологически, в этом лучше себя поддержать, обратившись к психологу.
Можно Вас с этим поздравить, вы можете начать получать новый опыт в жизни,тот, к которому будет лежать душа.
С другой стороны, сложилось впечатление, что Вы говорите о себе словами своих родителей. Как будто, не оправдала их надежды.
психолог онлайн
Инна Владимировна Черняева
Переоценка и переосмысливание - всегда хорошо, полезный и нужный процесс, как переучет в магазине)). Хоть и часто бывает болезненным. Ибо чреват разочарованиями.
цитата:
мне хотелось путешествовать, иметь верных друзей и вторую половинку, чувствовать себя профессионалом на работе . Ну, это так, в общих чертах.
Каждому из этих пунктов в отдельности что-то помешало реализоваться. Возможно и что-то внутреннее. Что, как думаете?
цитата:
а досада из-за того, что жизненные планы так и останутся планами, потому что я запуталась в каком-то комплексе жертвы
Досада, извините, на кого или на что? Кстати, досада и грусть - совершенно разные чувства.
И что за "какой-то комплекс жертвы"?! Не совсем понятно, что имеете в виду, а также откуда он взялся?
И жертвы чего или кого?
Разумеется, лучшим выходом будет психотерапия - не буду в этом оригинален. Ведь что решит переписка?! Сами понимаете.
Дополнение от автора
Спасибо всем за ответы!
Татьяна Дмитриевна, прекрасно понимаю, что критика самой себя ничем не поможет, но трудно немного отгородится от этого. Насчет планов и целей - я уже не особо хочу что-нибудь загадывать. Мои прошлые планы вызывали лишь разочарование. Знаю, что есть жизненные аспекты, которые зависят от меня, но сложно делать какие-то шаги, когда ты запутался в своих собственных чувствах и мыслях.
Александр Сергеевич, все, что Вы описали мне очень и очень знакомо. Повторюсь - знаю, что моя жизнь принадлежит мне, но я же окружена и другими людьми, есть разные обстоятельства (например, коронавирус в этом году хорошенько всем планы подпортил. Мне, кажется, что я не дошла до этапа "чего я хочу и что могу дать", слишком много внутренней неопределенности. Спасибо за рекомендацию книги. Почитала аннотация, мне это подойдет.
Виталия Юрьевна, прозвучит, может, странно, но в тот момент, когда я осознала, что жить нужно здесь и сейчас у меня и начался этот кризис. То есть, когда я жила какими-то абстрактными категориями мне жилось проще.
Владимир Анатольевич, да, мне хватает веры в себя, не хватает поддержки...
Инна Владимировна, мне родители никогда не говорили оправдала я их надежды или нет.
Павел Леонидович, переосмысление тяжеловато мне дается, если честно. Что помешало реализовать мои планы? Ну, это мои личные выводы, но путешествовать много лет у меня не получалось из-за отсутствия финансов, я все ждала, когда пойду работать и смогу себе позволить все, что хочу, но вот в результате, пока была младше - платили мало, очень; сейчас - стало лучше в плане финансов, но у меня появились дополнительные обязанности по отношению к родителям, да и мне одной (в плане без друзей, какой-либо компании) сложно срываться с места (конечно понимаю, что это может быть просто отговорка. Ведь за столько лет я просто привыкла никуда не ездить, а любое путешествие это выход из зоны комфорта, если можно так выразиться). Профессия... Даже не знаю... Я всю жизнь живу в небольшом городе... Большого выбора вакансий здесь никогда не было, шла на то, что более-менее нравилось (по профессии полученной в ВУЗЕ никогда не работала), всегда работала на мелкий предприятиях, где обычно на любых должностях сидят "свои". У меня лично получалось так, что, когда замечали, что я старательная, то просто набрасывали дополнительные обязанности, а когда я пыталась высказать хоть какое-то недовольство, говорили: "Не нравится - пиши заявление". Друзья у меня были, но их количество с каждым годом становилось все меньше (может, это и нормально?). Основная причина прекращения общения - подруги выходили замуж и постепенно, за год-два, дружба сходила на нет. У них появлялся новый круг общения, новые родственники и они постепенно переключались на них; кое-кто переехал в другие города (если коротко дружбу на расстоянии я поддерживаю только с одним человеком; другие тоже постепенно отдалились). А личная жизнь у меня не складывается, как я думаю, из-за того, что брак моих родителей был очень далек от нормального и они в результате развелись. Часто кажется, что мой брак тоже может обернутся катастрофой, хотя головой понимаю, что это глупо. Вот как-то так.
психолог онлайн
цитата:
мне хватает веры в себя
на этой основе предстоит самой себе обеспечить
цитата:
поддержки
пока ей придти не откуда(((
Научившись самоподдержке, сможете другим взглядом видеть мир и тех, с кем будет и комфортно, и интересно)))
Сами понимаете, внутренние опоры кто-то внешний со стороны обеспечить не может в принципе. А за опытом принятия себя в сложившейся реальности, милости просим, на прием к психологу.
психолог онлайн
Знаете, Марта, все это выглядит как сплошные оговорки, причины чего-то НЕ делать и НЕ достигать. А если конкретней ответить:
цитата:
путешествовать много лет у меня не получалось из-за отсутствия финансов, я все ждала, когда пойду работать и смогу себе позволить все, что хочу
сложно срываться с места (конечно понимаю, что это может быть просто отговорка. Ведь за столько лет я просто привыкла никуда не ездить, а любое путешествие это выход из зоны комфорта, если можно так выразиться)
Путешествие - это ВСЕГДА выход из зоны комфорта, и особых финансов, чтобы начать это делать не нужно. Потому что начинать можно с окружающих мест - сначала пешие прогулки в пределах города, потом за городом, потом - по области, в соседний город и т.д. Постепенно круг расширяется и возможности тоже появляются. Люди ухитряются путешествовать вообще практически без денег - автостопом или с палаткой и рюкзаком или на велосипеде. Вариантов много - было бы желание. И начать никогда не поздно.
цитата:
Профессия... Даже не знаю... Большого выбора вакансий здесь никогда не было, шла на то, что более-менее нравилось
А можно было идти туда, куда хотелось, в том числе и в другой город поехать, если здесь нет того, что хочется. Опять же почему-то не решались поехать...может из-за родителей?
цитата:
Друзья у меня были, но их количество с каждым годом становилось все меньше (может, это и нормально?). Основная причина прекращения общения - подруги выходили замуж и постепенно, за год-два, дружба сходила на нет.
Это понятно, так бывает. Но можно искать и находить себе новых друзей, по интересам. Правда для этого должны присутствовать и сами интересы. Есть они у Вас?
цитата:
А личная жизнь у меня не складывается, как я думаю, из-за того, что брак моих родителей был очень далек от нормального и они в результате развелись. Часто кажется, что мой брак тоже может обернутся катастрофой, хотя головой понимаю, что это глупо.
Может, если будете повторять их ошибки. А если не будете? Откуда такая зависимость от жизни близких? Вы вообще сепарировались от них?
Дополнение от автора
Спасибо всем за отклики. Благодаря всем Вам я поняла, что моя проблема глубже, чем я думала и в переписке её не решить. Поэтому решилась на поход к психологу. Спасибо всем!