Мне горько, что я не горюю по умершему отцу. Я нормальная или бездушная тварь?
Здравствуйте.
Помогите, пожалуйста, разобраться, как избавиться от чувства вины, горечи, обиды по поводу того, что я не горюю после смерти папы.
Расскажу немного о папе, чтобы были понятны наши взаимоотношения. Мне сейчас почти 40 лет, но за всю жизнь я могу вспомнить только крупицы светлого и радостного от папы: это когда он меня в детстве (лет в 8- 9) качал на одеяле и когда (по рассказам мамы) в младенчестве убаюкивал пением марша "Прощание славянки". И всё. Остальное было не светлое. Нет, папа меня не бил, не клял, он не был пьяницей, но мне с ним жилось очень тяжело.
С ранних лет я почувствовала, что папа любит меня за успехи. Он с удовольствием хвастался моими достижениями перед посторонними людьми. Если же у кого- то дети в чём- то меня превосходили, то папа воспринимал это болезненно, искал поводы для обесценивания чужих успехов ("да у него дед- замректора... легко пробиться, если денег много...") или вспоминал неудачи того, кого хвалили, и этим утешался. Я всю жизнь отлично училась- и в школе, и в университете. Мне это было нетрудно, потому что мне самой нравилось учиться. Но всё же это было и для папы, потому что мои успехи в школе и институте были предметом главной папиной гордости. Хотя он никогда не заставлял меня делать уроки, не требовал пятерок, но я видела, что он гордится моей учёбой, поэтому старалась. В институт я с первой попытки не поступила. Это был сильный удар по папиному самолюбию. За мои неуспехи папа язвительно колол, говорил что- то унижающее, поэтому я рано научилась ему врать. Врала много, скрывала все свои промахи, неудачи и в детской, и во взрослой жизни.
У папы был раздражительный характер, он был очень самолюбивый, легко взвивался, выходил из себя, любил, чтобы всё было по его, любил чувствовать себя везде правым, любил перекладывать вину на других. Не знаю, почему, но папа терпеть не мог, когда деньги тратились на, как он говорил, побрякушки. Побрякушки- это косметика, одежда, путешествия и прочее. У меня в детстве и юности было минимум одежды. Папа не разрешал покупать новую юбку, потому что "зачем вторая, если первая ещё не сношена?". На школьные вечеринки я не ходила, потому что было не в чем (покупку модной одежды папа вообще считал расточительством). Мама, конечно, пыталась меня приодеть, что- то мне подкупить, но папа по каждой новой вещи устраивал скандал, язвил, унижал меня и маму. Поэтому эти покупки не доставляли мне никакого удовольствия.
Вопрос от: ; Возраст: 37
Дополнение от автора
Это продолжение, а то в весь вопрос не поместился.
Папа ничего не умел делать по дому, но не признавал это, не разрешал вызывать мастера (папе надо было показать, что он- глава дома- всё знает и умеет), ярился, когда у него не получалось (а не получалось у него всегда) и обвинял в своём неумении нас с мамой. Если надо было, к примеру, сделать полку, то в этом процессе должны были участвовать все. Я отмеряла доски, мама держала при заколачивании, папа стучал молотком. У него всё получалось криво- косо, злость он вымещал на нас: "Две бабы- обе безрукие, не могут одну доску удержать!" Я всегда боялась, когда у нас дома что- то ломалось. Ведь это означало всегда одно- унижения, ругань, потом папа несколько дней самолюбиво демонстрировал бойкот.
Папа всегда находил повод придраться. Если я смотрела телевизор- "хоть бы пол помыла", если возвращалась с инститской вечеринки- "задницей крутить времени хватает, а картошки купить- времени нет" и т. д. К маме он тоже постоянно цеплялся. Праздное смотрение (праздное- это всё, кроме новостей) телевизора папу раздражало. Он не запрещал смотреть кино, но его гудение, демонстративный уход из зала, язвительные реплики смазывали всю радость от фильма. Очень скоро мы с мамой, чтобы не слышать папино раздражение, вообще перестали смотреть фильмы. На протяжении многих лет я страсно мечтала, чтобы изобрели какой- нибудь микроскопический телевизор. Когда появился интернет и смартфоны- планшеты, я, как голодающая, накинулась на фильмы.
Папа не любил проявлений нежности, слёзы горя, умиления, расчувствования, он называл их сюсюканья. Он высмеивал наши с мамой нежности, сюсюканья в фильмах- и вскоре мы с мамой нежничали только наедине, нежностей в фильмах я стала стыдиться, и своих проявлений каких- либо ярких чувств тоже стала стыдиться. Вот такой был мой папа. Нас с мамой с ним жилось тяжело.
Папа много болел. Когда мне было 10 лет, с папой случилось несчастье. Потянулись больницы, операции. Потом проблемы с ногой. Потом с глазами. И дальше, дальше, дальше... Папа много настрадался в жизни. Но болезни не смягчили его характер. Папа всю жизнь был болезненно самолюбивый, взрывной, много нас с мамой обижал. Тем не менее мне его всегда было жалко. Я всегда тряслась за папу, боялась, что его кто- то обидит, лечила его, постоянно выискивала разных врачей, разные народные рецепты исцеления. Я очень глубоко чувствовала папу. Несмотря на всё нелицеприятное, сказанное выше, папа был умным, веселым, честным и порядочным человеком.
Когда папа заболел так сильно, что было понятно- скоро умрёт, во мне вскинулось столько нежности к нему, столько горя! Но даже в таком состоянии я не смогла преодолеть страх перед сюсюканьем и не сказала папе о своей любви. Я каждый день втихомолку плакала, сердце просто рвалось. Папа умер. На моих руках. Тихо, без боли. Обрушился мой мир. Теперь некому было высмеивать мои сюсюканья, и я могла вволю наплакаться и уже мертвому папе без стеснения сказать о своей любви. Все три дня до похорон я плакала. Сутками. Но после похорон пришло облегчение и даже забвение.
Мне без папы стало легче. Не надо никому врать, не надо ничего выдумывать, не надо сдерживать свои чувства (хотя по укоренившейся привычке сдерживаю), не надо напряженно ждать папиного неудовольствия, можно быть наконец собой. Я читаю, вижу, слышу других людей, которые потеряли своих родителей, и наблюдаю, что, даже если у них с родителями были непростые отношения, они всё равно долго безутешно горюют. У меня этого нет, и от отсутствия горевания по папе мне как- то горько за папу, неудобно. Получается, никому он не нужен, прожил как мог много лет, закопали, и никто особо не печалится. Все мои комплексы, подавляющее большинство нестроений в моей жизни- это папин след. Я до сих пор не могу от них избавиться, мне обидно, что у нас с ним были такие отношения. Но всё же каким бы мой папа ни был, но он же мой, папа, мы с ним за 40 лет столько всего прожили и пережили. Зла и обиды на папу у меня нет, всё это сгорело в моей борьбе за его здоровье, жизнь. Но почему же я не горюю по папе? Это нормально- что мне без него лучше, или я бездушная тварь?

психолог онлайн
Добрый день! Сочувствую Вам! Как давно ушел из жизни папа?"как избавиться от чувства вины, горечи, обиды по поводу того, что я не горюю после смерти папы". Как Вы должны горевать? Как это должно выглядеть?
Дополнение от автора
Татьяна Дмитриевна, здравствуйте. Во- первых, большое спасибо за книгу по самооценке, которую Вы мне порекомендовали. Читаю, анализирую, рою свои комплексы.
По папе. Папа умер год назад. Вы спрашиваете, как я должна горевать, как это должно выглядеть. Ну я должна как минимум печалиться, ощущать не облегчение, а наоборот горе, мне должно быть грустно. А я не печалюсь, и мне без папы как- то свободнее, легче.
психолог онлайн
Доброго дня, Kulina.
Співчуваю, що Ви втратили батька. Як давно він помер?
цитата:
Это нормально- что мне без него лучше, или я бездушная тварь?
Мені дуже боляче, що Ви про себе такої думки. Ваша реакція є цілком нормальною і ні, Ви не бездушна.
По перше, Ви сильно плакали, коли Ваш тато помер, Ви горювали.
По друге, Ви досить довго доглядали Вашого хворого батька - Ви переживали стрес довгий час, тому Ваше горювання є цілком природнім. При втраті будь-яка людина переживає наступні етапи: заперечення, гнів, торги, депресія, прийняття. Припускаю, що Ви почали переживати ці стадії ще до того, як Ваш батько помер. Крім цього, тривалість цих стадій у кожної людини є різним.
По третє, якщо Ви вже задаєтеся питанням і відчуваєте провину за те, що Ви довго не горюєте - це ознака, що Ви все-таки щось та переживаєте. Крім цього, припускаю, що Ви відчуваєте сором, що Ви "видихнули із полегшеням", коли Ваш тато помер. Насправді, це цілком нормально і це не робить Вас бездушною, адже Ви і Ваша мама досить довго його доглядали і це справді було виснажливо.
По четверте, Ваші стосунки із батьком були "не найкращими" і це також наклало свій відбиток. При цьому, Ви не покинули його самого, а були поруч до кінця.
цитата:
Зла и обиды на папу у меня нет, всё это сгорело в моей борьбе за его здоровье, жизнь.
А чому у Вас немає гніву на батька? Ви цілком маєте право гніватися: Ваш батько Вас ображав, не давав Вам безумовної любові і прийняття, зловживав алкоголем, забороняв Вам переживати весь спектр емоцій, проробляв через Вас свої внутрішні конфлікти, сприяв виникненню ваших комплексів. Ваш гнів є цілком конструктивним. Таке враження, що Ви придушуєте у собі гнів на батька і це Вам не дає можливості його відпустити.
Звідки у Вас така ідея, що Ви маєте довго сумувати і горювати?
психолог онлайн
Здравствуйте!
Нормальны любые ваши чувства.
Исходя из того, что вы описываете, у вас нет оснований печалиться после смерти вашего отца.
И это нормально.
Откуда у вас идея, что смерть нужно проживать именно горюя?
Дополнение от автора
Оксана, спасибо за ответ.
Да, Вы абсолютно верно заметили- я пережила многие стадии посмертного горевания ещё до смерти папы. Папа много раз находился на краю смерти, и я задолго до его настоящей смерти успела примириться с мыслью о его уходе и задолго до смерти оплакать папу при жизни.
По поводу того что я не даю вылиться своей обида на папу. Да, это так. Наверно, я имею право злиться и гневаться на него, но он же умер- и мне горько за папу, обидно, что после смерти у меня нет для него добрых слов. Вроде как никому он не нужен, попусту прожил жизнь, ничего хорошего о нём не вспомнить. Я не хочу так думать о папе (он всё же для меня родной и дорогой), но я всё равно думаю о его смерти как об избавлении для себя.
Дополнение от автора
Ирина Григорьевна, спасибо за ответ.
Я понимаю, что от папы мало хорошего видела в жизни, но мне обидно и как- то виновато, что для папы на Земле ни у кого нет хорошего слова. Вы пишете, что смерть можно проживать не только горюя. А как ещё? В моей жизни было мало потерь, и я просто не знаю, как ещё проживать это состояние. По рассказам других, по моим наблюдениям люди печалятся об ушедших родных.
психолог онлайн
цитата:
Для того, щоб Ви змогли прийняти Вашого тата, необхідно виразити весь той гнів, який у Вас накоплювався роками. Як це зробити? Перш за все, було б добре, якби Ви походили на терапію до психолога-психотерапевта, де він безпечно допоможе Вам його виразити. По друге, напишіть листа Вашому татові, де вилийте на папері всі свої почуття, накоплені образи, те, що Ви хотіли б йому сказати. Після цього перечитайте лист і порвіть, спаліть, викиньте його. По третє, візьміть подушку та інтенсивно побийте її руками, поки не відчуєте легку втому (головне - не зашкодьте собі; повторюйте цю вправу 1-2 рази на день).
Також скажіть, будь ласка, як Ваша матір пережила втрату чоловіка?
психолог онлайн
цитата:
Вы пишете, что смерть можно проживать не только горюя
Я скорее задавала вопрос, о том откуда идея горевания?
Потому что другие горюют?
В нашей культуре и правда преобладают ритуалы связанные с гореванием.
Можно ли изменить отношение к ритуалу?
Что вы знаете о похоронных обычаях и ритуалах в других странах?
цитата:
мне обидно и как- то виновато, что для папы на Земле ни у кого нет хорошего слова.
Как думаете для вас нашлись бы хорошие слова? Кто эти люди, которые могли бы их сказать и сказали бы?
Дополнение от автора
Оксана, меня постоянно посещает такая мысль- написать папе письмо и высказать всё, что я не смогла сказать при жизни. А высказывать надо только плохое, обиды?
Мама пережила папину смерть легко, потому что за четыре года до этого у неё развилось старческое слабоумие и она забыла и папу, и меня, и всех на свете. Мама равнодушно ходила мимо гроба, ничто её не печалило.
психолог онлайн
цитата:
А высказывать надо только плохое, обиды?
Ви можете виразити не лише те, за що Ви ображені на свого тата, але і те, за що Ви йому вдячні. В житті ми переживаємо весь спектр почуттів, а не лише "чорне і біле".
цитата:
Співчуваю, що у Вашої матері слабоумство. Помітно, як Вам тяжко вдвічі. Можливо Ви також хочете пережити це горювання за татом так довго, щоб компенсувати горювання за ним вашої матері? Чи є у Вашому житті люди, які б могли Вас зараз підтримати?
Дополнение от автора
Ответ Ирине Григорьевне.
Горевать положено, потому что человек навсегда потерял родного человека. Это естественно- чувствовать грусть, точку по умершему. От других постоянно слышу, что вот, мол, папа уже как три года умер, а я никак не могу оправиться от горя, глаза на мокром месте, никак в себя не приду.
Про чувства при смерти в других странах я мало что знаю. В памяти всплывает, что у некоторых народов на похоронах принято радоваться. Но для меня странно рпадоваться тому, что расстался с человеком навсегда и никогда его не увидишь. Православные люди верят во встречу после смерти, но тем не менее плачут и горюют после смерти близких.
Вообще- то о папе, все, кто его знал, говорят только хорошее. Конечно, все его уже забыли, но если, например, в разговоре с соседями, с жителями нашего дома всплывает мой папа, то я слышу о нём только самые добрые слова. Такого, каким он был в семье, его никто не знает. Мой папа в целом был порядочным человеком.
Для меня тоже найдутся хорошие слова. У всех, кто меня знал. Но это опять же будет кратковременно: пару раз вспомнят, что вот была такая добрая- отзывчивая, да и забудут.
Дополнение от автора
Ответ Оксане.
Да, мне было горько, что мама, которая прожила с папой много лет, равнодушно отнеслась к его смерти. Я пыталась до неё достучаться, но это бесполезно.
Поддержать меня некому. Семьи у меня нет, братьев- сестёр тоже нет. Все дальние родственники (тёти, двоюродные братья и сёстры) живут в других городах, и мы с ними созваниваемся только когда у кого- то кто- то умирает. Мы не в ссоре, все в хороших отношениях, просто вот такие разобщенные. Подруг, с которыми я могла бы поделиться своим горем, у меня тоже нет- всех растеряла за время болезней родителей.
психолог онлайн
Рада, что книга Вам нравится и помогает. Каждый из нас состоит из частей - здоровх и нездоровых. Вы освободились от нездоровой части папы и чувствуете облегчение. Той части, которая раздражалась, критиковала и делала больно. Но у папы были и здоровые части - вспомните хорошие моменты в Ваших отношениях. У каждого из нас есть часть Гитлера и матери Терезы, и в зависимости от тго, в каких условиях мы будем расти, разовьется одна или другая. Вспомните, какое детство было у папы, какое воспитание? Стратегии, которые развились у папы, возможно, были способом адаптации к тем условиям, в которых он жил. Что думаете об этом? Есть хорошая книга Теплер "Радикальное прощение".
Дополнение от автора
Татьяна Дмитриевна, папа рос в семье с точно таким же отцом, каким был мой папа. Я дедушку не застала, знаю о нём по рассказам бабушки, папы, папиных сестёр и братьев. В НКВД служил.
Папа вообще хороший. Его знакомые, его братья и сёстры говорят о нём только хорошее. Но в семье он был вот таким, которого я описала выше.
психолог онлайн
Мы учимся тем моделям поведения, которые демонстрируют родители. Мог ли папа быть другим возможно, но шансов было мало.
психолог онлайн
Добрый вечер!
цитата:
Мне сейчас почти 40 лет, но за всю жизнь я могу вспомнить только крупицы светлого и радостного от папы: это когда он меня в детстве (лет в 8- 9) качал на одеяле и когда (по рассказам мамы) в младенчестве убаюкивал пением марша "Прощание славянки". И всё. Остальное было не светлое.
Вы говорите, что могли испытывать к папе противоречивые чувства и всю жизнь старались заслужить его любовь
цитата:
Папа всю жизнь был болезненно самолюбивый, взрывной, много нас с мамой обижал. Тем не менее мне его всегда было жалко. Я всегда тряслась за папу, боялась, что его кто- то обидит, лечила его, постоянно выискивала разных врачей, разные народные рецепты исцеления. Я очень глубоко чувствовала папу.
цитата:
Вы говорите, что папа много болел и Вы сделали все для того, чтобы ему помочь. Папа умер у Вас на руках. У Вас была возможность попрощаться с папой. Наверное, Вы смогли принять и прожить папин уход. Каждый человек горюет по своему. Здесь нет универсального подхода. Если человек смог сделать все для ушедшего и попрощаться с ним, то ему легче отпускать человека. Если была какая-то недосказанность или чувство вины, то это может долго держать человека в трауре. Это все индивидуально
Дополнение от автора
Ответ Татьяне Дмитриевне.
Это получается, что я тоже такая же буду- как папа?! Но мама же моя другая. И папина мама была другая. Обе ласковые, нежные. Почему плохое всегда передаётся? Я за собой давно уже замечаю многое от папы, появившиеся "благодаря" папе. Тоже, если выйду замуж и рожу, заем, наверно, своему ребёнку жизнь.
психолог онлайн
От Вас зависит, какой Вы будете. Если мы осознаем свои нездоровые части , мы можем их менять.
Дополнение от автора
Ответ Ольге Владимировне.
У меня странная ситуация. Я много всего папе не высказала, я с ним не попрощалась (диагноз скрывала до последнего), но траура у меня нет. Наоборот есть облегчение, что мне не надо врать, жить под гнетом, можно вдохнуть свободно. И это меня тревожит. Каким бы мой папа не был, но он же не заслуживает того, чтобы его смерть была для кого- то облегчением.
психолог онлайн
Возможно, потому что Вам пришлось много пережить в отношениях с ним и Вам не нужно больше притворяться и подстраиваться, дает Вам облегчение. В каком-то смысле это облегчение, но и печаль. Вы не высказали плохого, что Вы думали, а скорее берегли его от этих переживаний. Вы сделали очень много, когда за ним ухаживали
Дополнение от автора
Ответ Ольге Владимировне.
Да, Вы очень точно подметили. Я даже заплакала. Хотя я много много общалась с виртуальными знакомыми, пережившими смерть родителей, я о папе писала только самое лучшее, самое доброе. И хотя его было немного, но я это немногое развила и расширила. У меня было подспудное желание щадить папу, память о нём. То, как мне на самом деле с ним жилось, я рассказала один раз- сегодня, на этом психологическом форуме.
психолог онлайн
Часто к умершему мы можем испытывать противоречивые чувства, но ведь в жизни так и было и не стоит этого стесняться. Когда Вы можете признать их и говорить и них, они перестают на Вас оказывать такое воздействие
психолог онлайн
Будьте искренней. Это важно. Это и означает быть собой. у меня есть чувство, что идея о том, что б горевать о папе после его смерти - эта идея как бы принадлежит папе. Ему бы хотелось, что б о нем горевали. И Вы как будто бы выполняете это его желание. Это первое. второе. Сама грусть. Что это за эмоция - грусть и горевание? Грусть вперемежку с гореванием - это эмоция близости. Это эмоция возможна между людьми, у которых были эмоционально значимые, близкие, искренние отношения. Именно этого у Вас не было, у вас папой были токсичные, травматичные отношения. Естественным от его смерти стало возникновение не грусти и горевания, а чувства освобождения. Это показатель что вы адекватный человек. Позволяйте себе чувствовать в адрес отца и его смерти то, что вы чувствуете.
Дополнение от автора
Ответ Анастасии Анатольевне.
Всё так, близких отношений не было. Я жила в постоянном напряжении, зависимости от папиного настроенич. Но всё же мне горько за папу, что единственный близкий человек, который его помнит,- это дочь, для которой его смерть стала освобождением. Так не должно быть. Я понимаю, что папа сам виноват, но грустно, что так нелепо сложилась жизнь.
психолог онлайн
цитата:
Дуже сумно, що у Вас немає людей, з якими Ви б могли розділити свої переживання. Чим більше Ви говорите про Ваші стосунки із татом, тим Вам стане легше.
цитата:
То, как мне на самом деле с ним жилось, я рассказала один раз- сегодня, на этом психологическом форуме.
Дуже радію, що Ви змогли відкритися сьогодні і отримали підтримку від спеціалістів. Будь ласка, потрурбуйтеся про себе і надалі та зверніться до психолога-психотерапевта на індивідуальну консультацію, щоб пропрацювати свої дитячо-батьківські травми.
цитата:
И хотя его было немного, но я это немногое развила и расширила. У меня было подспудное желание щадить папу, память о нём.
Припускаю, що Ви несвідомо блокуєте своє переживання гніву через намагання "говорити лише хороше" про тата (в нашій культурі ще й існує така приказка "говори про померлих тільки хороше"). Крім цього, можливо Ви намагаєтеся говорити лише хороше про тата, щоб заблокувати своє почуття провини за те, що Вам стало легше після його смерті. Як Вам вже сказало безліч психологів, те, що Ви відчуваєте є цілком нормальним (почуття це завжди суміш різних емоцій). Водночас, якщо Ви бачите, що Ваше почуття провини не проходить, то тоді необхідно звернутися на індивідуальну терапію.