ложь подростка, как реагировать?
Добрый день! 3 с небольшим года живу с мужчиной и его дочерью (16 лет) мама которой умерла 8 лет назад от рака. Девочка всегда отличалась стремлением приукрасить и приврать. Раньше наши отношения от этого не портились, хотя я всегда говорила ей о том, что меня ее ложь расстраивает и огорчает. Это нехорошо! Доверие можно таким образом потерять. Сейчас отношения резко ухудшились. Ее постоянное вранье заставило меня постоянно проверять правда ли то, что она говорит и делает! (так как многие поступки приводили к серьезным проблемам в учебе и отношениях) Недавно узнала, что в отношении меня и родного отца она начала говорить гадости, все ее страницы в интернете заполнены рассказами о том, что она не ночует дома, а ночует у преподавателя, что дома между родителя ор, что я ее откровенно бешу и прочее и прочее. Подскажите как реагировать на такое ее поведение и как остаться в хороших отношениях.
Вопрос от: ; Возраст: 35
консультация психолога
Наталия Горская
Здравствуйте, Svetlana.
Самый идеальный вариант - очная консультация втроем: психолог, вы и дочь вашего мужа.
В отношениях с подростком(а ваша падчерица, видимо, еще не вышла из этого периода) самое главное и трудное - это терпение и любовь. Девочку надо понять, что самые трудные годы у нее прошли без матери, а другая женщина отца вряд ли для нее могла заменить мать. Нужно полностью проанализировать ситуацию. Если девочка пишет в сети, что вы ее бесите, значит, есть причина (причем эту причину вы можете не видеть, а для девочки она точно есть).
Еще вы не написали, что же говорит и как реагирует муж на ее поведение, слова и пр.
Есть много методов общения, разрешения конфликтов с подростками. Когда вы поймете "своего подростка", вы будете знать, что делать.
консультация психолога
Роксана Владимировна Бабаджанян
Здравствуйте, Светлана.
Прочитала Ваше сообщение два раза очень внимательно и нигде не наткнулась на то, где Вы говорите о взаимоотношениях девочки и ее родного отца. Он участвует в жизни девочки? Как они друг с другом разговаривают? Близки ли отец с дочерью?
Понимаю, что Вы тоже взяли на себя ответственность за девочку, но у Вас одной не получится построить доверительные отношения, без участия отца.
Дополнение от автора
Спасибо за Ваш ответ! Дело в том, что данные высказывания вижу только я. Если девочка резко отвечает или ведет агрессивно себя муж, как правило, обращает ее внимание, что так себя вести не красиво и не допустимо. Я со своей стороны тоже обращаю ее внимание на то что это не тот тон или настроение в котором я готова с ней разговаривать! У девочки с папой нет доверительных отношений. Он хорошо отзывается обо мне и родственники девочки ко мне тоже очень хорошо относятся, иногда мне кажется не ревность ли это к памяти ее покойной мамы?
консультация психолога
Светлана, очень хорошо, что Вы пытаетесь найти с девочкой общий язык, но по Вашим комментариям у меня появляется еще больше вопросов и желание попробовать прояснить некоторые моменты.
Вы правильно заметили, что такое поведение моет быть продиктовано ревностью к памяти матери девочки, но это так просто на сайте не выяснишь,здесь нужна очная консультация с психологом, даже возможно консультация с
семейным психологом в последствии.

психолог онлайн
Давайте для начала попробуем разобраться что значит для вас вранье, а что значит приукрасить. Приведите какой-то пример в чем девочка врет.
психолог онлайн
Светлана, здравствуйте! Согласна с коллегами, что очная работа может быть очень полезна для решения проблемы отношений между Вами и падчерицей до того, как эта проблема не переросла в еще большую, т.к. направление задано не очень позитивное + подростковый возраст, который только осложняет процесс (опыт работы с «трудными» детьми позволяет прогнозировать именно в таком ракурсе).
Детское вранье сигнализирует, в первую очередь, о ПОТРЕБНОСТЯХ ребенка. Например, если ребенок «привирает» о количестве друзей – значит, ему не хватает друзей, говорит, какой он сильный – прикрывает свою неуверенность в себе и т.д. Это очень примитивные примеры. Чтобы разобраться в конкретной ситуации важно понимать все детали жизни ребенка в семье.
Как девочка пережила потерю мамы?
Какие у Вас были отношения с самого начала с девочкой?
О чем она врала раньше?
Есть ли у нее друзья или близкие люди?
Если сейчас она «преувеличивает» негативное отношение к себе, то, возможно, ей необходимо, чтобы ее поддерживали, понимали, иногда жалели. А возможно, она хочет продемонстрировать свою взрослость и независимость ( «не ночую дома»). Это только предположения, основанные на маленьком кусочке информации.
Чтобы не ухудшить отношения важно понять, что на самом деле происходит. Поговорить. Лучше на равных, как со взрослой, без «моралей» ( «так не разговаривают со взрослыми», « я тебе столько всего, а ты», «вот другие дети…»). Для этого можно попробовать «выключить» в себе морализатора, который знает, как должно быть. А просто увидеть ребенка, который «капризничает», потому, что не знает, как по-другому, (ведь раньше «привирала» и это работало, а другого способа пока не выработала).
Попробуйте найти психолога в вашем городе, т.к. личное общение невозможно заменить парой советов на сайте. Возможно, девочка захочет поработать с психологом сама, пока без Вас. Дети часто идет на контакт с «другими» взрослыми, т.к. те не являются для них «рупором запретов».
Непросто это, налаживать отношения, держитесь. Терпения Вам и мудрости.
Дополнение от автора
ДОбрый день, уважаемые специалисты! Спасибо за Ваши ответы и комментарии. Нахожу их полезными. Для начала отвечу на ваши вопросы. ОТношения девочки и папы: отношения сводятся к тому, что девочке покупаются вещи, которые она попросит. И только! Душевных разговоров, бесед или просто общения практически нет. Отец девочки достаточно жесткий и ьрудный в общении человек. Ласки и внимания (кроме покупок) девочка не видит. Как девочка пережила смерть мамы знаю только по рассказам ее близких. Переживала, но в то же время сказала, что жалеть ее не надо и жизнь продолжается. Знаю, что в своих высказываниях она ингода говорит, что ей ее не хвататет. И это впрлне понятно. По поводувлжи и приукрашивания. Она постоянно всем рассказывает о том, что у нее проблемы с коленом (она занимается время от времени уличными танцами). Говорит о том, что у нее уже было несколько операций и на колене, она отходит от наркоза. Это один из примеров. Кроме того, она говорит другим друзьям, что якобы ночует иногдя дома у своего преподавателя биологии. Кроме того, она рассказывает о том, что якобы является студенткой одного из Швейцарских колледжей. Каждый раз добавляя в свои "рассказы" новые подробности. Коснулось это и нас - родителей! ТОлько к сожалению нас она преподнесла как ругающихся (матом), забирающих у нее ключей и оставляющих ее ни с чем одну в городе, скандалящих и прочее и прочее.Это все не так. За свою репутацию я не переживаю. Но мне неприятно слышать такие вещи от других людей, когда мне задают вопросы типа: А что у вас дочка дома не ночует? А что за проблемы у нее с ногой? и т.п.К сожалению обманывает она не только нас, родителей, это происходит и с друзями и родными. Получается, что я единственный человек,который знает правду и пытается решить это проблему. Как быть с такими вещами. Как на них реагировать и
Дополнение от автора
Забыла добавить сразу, что уже обращалась за помощью к психологу в нашем городе. Мне так же посоветовали придти вместе с девочкой. К сожалени. она на отрез отказалась от встречи с психологом. Я уже не раз предлагала ей помочь мне решить сложности, которые у нас возникают. Говорила о том,что мне дороги отношения с ней и я хочу хороших, добрых взаимоотношений. На мои аргументы ответ был такой: если я откроюсь и буду все говорить, я стану уязвимой перед Вами. Вы будете все знать, а я этого не хочу
психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Павел Леонидович Басанский
Знаете, Светлана, сложилось у меня впечатления, что ребенок одинок, хочет привлечь себе внимание всеми доступными способами. Ваше в том числе. Возможно даже ваше в первую очередь. Хочется ей чтобы кто-то был на ее стороне.
Ведь матери у нее нет.
А вы занимаете противоположный окоп. Говорите за репутацию не переживаете. А почему же тогда на вопрос "а ваша дочь, что дома не ночует?" не отвечаете вопрошающему "Это не ваше дело"? Кому действительно какое дело, что происходит в вашей семье. Зачем вы так старательно пытаетесь вывести девочку "на чистую воду"? Я потому и попросила пример. Потому что одеваться как в школу и говорить "пошла в школу", а вместе этого идти гулять- это одно. А говорить, что ты студентка швейцарского колледжа- это совсем другое...
Так что я бы на вашем месте свои отношения с ложью проработала бы с психологом, свои отношения к этому фантазерству падчерицы. А там глядишь и между вами отношения другими станут...
Удачи.
психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Елена Шпундра
Павел Леонидович Басанский
Светлана, можете попробовать предложить девочке одной поработать с психологом, тогда она сможет избежать «открытия» перед Вами и все-таки проработает свои внутренние проблемы. Ведь ее реакция на смерть мамы «жизнь продолжается» - это достаточно «взрослая» позиция для ребенка 8 лет (если я правильно подсчитала возраст, в котором она осталась без мамы). Но эта позиция скорее внешняя, а внутри осталось много непроработанного, много боли, возможно страха или злости, что ее «бросили», (которую ребенок не может даже себе проговорить, т.к. «нельзя злиться»).
Попробуйте поговорить с девочкой, только не с позиции « с тобой что-то не так», а с позиции «чувствую, что тебе тяжело, давай попробуем, просто походишь, пообщаешься…» А сами можете походить к другому специалисту, чтобы у девочки не возникло страха «а вдруг расскажет».
И еще, важно просто давать ей тепло и принятие, независимо от того, как она поступает, можно найти моменты для «просто так» (улыбнуться, обнять, если она не против, поделиться чем-то своим…) Каждому человеку важно быть принятым, несмотря на свои недостатки. Хорошо, что у нее в жизни есть Вы, с вашим желанием ей помочь и построить хорошие отношения.
Можете почитать книгу Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», в ней многое «разложено по полочкам» и есть конкретные советы. Хорошая книга еще есть Л. Петрановской «Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения»(пособие для приемных родителей).
Держитесь и удачи Вам.
психолог онлайн
Здравствуйте, Svetlana!
Девочка фантазирует, т.к. реальность её ну никак не устраивает. Хочет выделиться, привлечь внимание, которого так не хватает от отца. А мать давно уже не может его дать...
Вы станет ближе друг к другу лишь в том случае, если поймёте свою падчерицу. Но пока вы вполне очевидно её не понимаете. И судите о ней со своей "колокольни" - по своим меркам. А у девочки они другие. Это ясно. У вас разное детство и обстоятельства, родители и характер. Потому, постарайтесь поставить себя на её место. В психодраме (один из методов психотерапии) это называется "обмен ролями". Если вы настроены только на себя, вам трудно будет это сделать, либо вообще не получится. И так общий язык не находят.
Дополнение от автора
Уважаемые специалисты, спасибо за советы. Нахожу их полезными. ЕЩе раз спасибо за помощь