У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

Еще Аристотель называл человека политическим животным. Можно и так сказать. Всем известна фраза другого классика, что жить в обществе и быть свободным от него – нельзя. Все это так. Влияние общества на индивида, а точнее средств массовой информации, на отдельного человека, а также на группы населения в целом, сейчас является аксиомой. Конечно, социально-политическая психология пытается в этом разобраться. Можно вспомнить Тарда, Лебона и др. [1; 2; 3]. Все эти работы заслуживают вдумчивого изучения.

Однако, массовидные явления – это, скорее всего, предмет изучения социологии. Мы предлагаем, в данной ситуации, воспользоваться не дедукцией – от общего к частному (типа, Ватсон, исходя из вышесказанного, труп находится в клумбе, десять шагов на север), а наоборот, воспользоваться индукцией – от психологических реакций конкретных индивидов, до некоторых обобщений. Конечно, данное противостояние очень условно, оно скорее как способ выделить несколько утверждений. Мы хотим обозначить не просто влияние внешних факторов на внутреннее состояние личности, но и попытаться проследить результат взаимодействия, который зависит от степени эмоциональной наполненности внешнего воздействия (брат, сват, муж, жена, правительство, президент, АТО, переселенцы и т.д.) с одной стороны, личностных особенностей (тип темперамента, уровень самооценки, степень невротизма, самовнушаемость и т.д.) конкретного человека – с другой.

Другими словами, эксториаризация и интериоризация наглядно проявляются в процессе психологического консультирования. Да, были в нашей истории Кашпировский и Чумак. Их влияние на психологию советских граждан, сидящих перед телевизором, несомненно, но, как потом выяснилось, это воздействие – очень даже не однозначное. Телевизионщики вытащили на свет божий чудо – Кашпировского, так надо было. Но он талант, безусловно, решил, что он мессия и т.д. То, что у фанатов были проблемы с головой после его телевизионных сеансов, он во внимание не принимал. Типа, интриги официальной психиатрии и психологии. Последний довод: на прямом телеэфире, в качестве аргумента он размахивал своей только что напечатанной книжкой. Нужного впечатления этот факт не произвел. Тогда он накаутировал своего оппонента, причем реально и буквально – правой в челюсть. Дальше – субъективная «карусель». Влияние внешнего на внутреннее… Многим людям (мужикам) хочется выглядеть крутыми, ну, особенно крутыми. Так вот, Кашпировский… Когда он выполнил свою социальную роль, на смену ему пришел А. Чумак. Ну, как с этим можно смириться? И вот Кашпировский «приседает» со штангой в 250 кг, причем в преклонном возрасте. Своего он добился, опять привлек к себе внимание. В интернете народ горячо обсуждал этот видеоролик, возможно ли такое или нет? Дело в том, что в видеокартинке было четко видно – гриф штанги не очень-то прогибался под этим огромным весом. Некоторые пользователи говорили, с умным видом, что, мол, современный гриф не очень сгибается. Наивные. Вы бы, ребята, посмотрели, как Дикуль приседал с тем же весом, и как опасно прогибался гриф штанги.

Я, грешный, в свое время «качался» и четко знаю, что гриф может быть жестким или мягким. Но, он не может быть настолько жестким, чтобы не прогибаться, тем более, под таким весом. Зато внимание. Опять же, внешний фактор действует… Но, как он влияет на внутренний мир, т.е. на мироощущение конкретных людей? Да, есть народные массы. Это хорошо. Народ творит историю… А есть маргиналы. Это, как бы, народ, но неправильный народ. Это плохо. И что с ним делать? Внешний враг… Это понятно. Это просто как мычание. И этой простотой можно манипулировать. Татаро-монгольское иго отрицательно повлияло на русский народ. В бедах независимой Украины виноват негодяй В. Путин (простите, это не психологическая оценка). А Донецк и Луганск – оккупированные территории, там сплошные враги. Кто-то выехал за эти пределы, округлим – 2 млн. человек. А те, кто остался, ага, – «сепары», и мы их накажем. Пенсию украинскую захотели получать, как и раньше, а мы вам не дадим, потому как враги. Плюс денежка идет – государству. И напрасно Европа что-то там говорит, типа, нарушение прав человека… А налог с работающих пенсионеров? Ну, как бы не враги… А где дополнительные налоги с олигархов, по причине АТО? Хотя, Харьков и Днепр – остались нашими (украинскими) в значительной степени благодаря усилиям конкретных небедных людей. А шоколадки из «Рошена» вообще-то вкусные.

Поэтому, взаимосвязь внешнего (социального) и внутреннего (индивидуального) мы попытаемся рассмотреть не в политическом аспекте. Тут субъективный момент просто зашкаливает. Тем более, что «политическая психология» – это, увы, скорее метафора. Согласимся на термин «социально-политическая психология».

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

Итак, долой от злободневной политики. Куда? В глубь веков… А там, помимо злодеев феодалов, действовал несомненный всеми принимаемый фактор, – нечистая сила. Точнее, приведения. Литература о мире трансцендентного довольно обширна. Например, В. Фирсов «Жизнь вне Земли»; К. Вильсон «Мистические силы»; Р. Стеммен «Духи и миры духов»; В. Ландсберг «В поиске…»; Э. Герней, Ф. Майерс, Ф. Подмор «Прижизненные призраки»; Ч. Ледбиттер «Ясновидение»; Ю. Иванов «Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире»; А. Прийма «Встречи с Нелюдьми» и др. Каждый из авторов пытается показать, как устроен мир трансцендентного. Отметим только, что все разнообразные представления о нездешнем мире очень метафизичны.

Классическое представление о приведении всем известно – это нечто полупрозрачное и совершенно пассивное. Мы видим приведение, но не общаемся с ним, а оно не вступает в коммуникацию с нами. Я встречался с подобным персонажем в своей психотерапевтической практике и работал с ним, точнее – не с ним, а с клиенткой, которая общалась не по своей воле с этой сущностью. Поучительная история, но об этом чуть позже.

Чтобы не впадать в чистую мистику, попробуем эту тарабарщину ввести в научное русло, хотя это звучит как парадокс. А. Буровский в серии книг «Сибирская жуть» предлагает свою классификацию приведений, с которой можно согласиться. Можно насчитать пять категорий призраков:

1. Классический призрак-голограмма, который больше похож на природное явление, чем на живое существо. Такой призрак можно только видеть, но не вступать в общение.

2. Полупрозрачный классический призрак, который общается с живыми, и порой может сообщить им много полезного.

читайте також:

Как быть волонтером и не выгорать Сегодня в Украине волонтерствуют множество людей. Как не теряться, не разрушаться, не растрачиваться в самом процессе волонтерской деятельности.

Несколько аргументов о том, что вы абсолютно нормальный человек, если ходите к психологу Несколько аргументов в пользу того, что вы – нормальный человек, если ходите к психологу. Если вы идете к психологу, то это НЕ значит, что вы не можете самостоятельно справится с проблемами.

запитати психолога онлайн

3. Частичный призрак – сущность, которая кричит, хохочет, шумит, даже зажимает рот, душит и сопит над ухом, но остается невидимой. Очень может быть, тут мы имеем дело с разными сущностями. Вполне материальное существо, которое трудно отличить от живого. Говорит, общается, ходит, вступает в любовные отношения. Иногда бывает крайне опасен.

4. Собственный призрак, то есть двойник того, к кому он является.

Возвращаемся к социальному фактору… Ко мне обратилась испуганная студентка 3-го курса университета. Запрос: «Хочу избавиться от приведения. Вы можете мне помочь?». Конечно, я сказал, что разбираюсь в приведениях. Хотя мой опыт ограничивался только фразами из «Гамлета» Шекспира, там тень (приведение) отца Гамлета говорит своему неуверенному, рефлексирующему сыну: «О, помни Гамлет, произошло ужасное злодейство» и т.д.

Тут я исходил из реального образца успешного практикующего психолога в духе нейролингвистического программирования (НЛП). Звучит так: «Ленивый и наглый нэлпер». Такая характеристика идеального психолога-практика выглядит несколько вызывающе и провокационно.

Проясним смысл в духе НЛП. «Ленивый» – это означает не делающий в работе ничего лишнего, только то, что действительно необходимо. Прямо «бритва Оккама» в действии. «Наглый» – берется разрешить почти любую проблему. Например, многие соматические болезни можно рассматривать как психологические, работая с ними, соответственно, психологическими средствами – средствами НЛП.

…История девушки оказалась следующей. Каждую ночь к ней дома в комнату являлось приведение, иногда оно садилось на кровать и она чувствовала леденящий холод, исходящий от пришельца. Она молча страдала, крепко зажмурив глаза. Но она чувствовала, чувствовала это присутствие. Однажды, в какую-то из ночей, она не выдержала этой жуткой неопределенности и открыла глаза. И… чуть не умерла от страха. Приведение как приведение – невысокого роста, в полупрозрачном белом одеянии. Она приглашала священника, он освятил комнату. Помогло – недели на три, затем все по-прежнему… Она пригласила подругу переночевать, проболтали до полуночи, подруга уснула, а приведение появилось вновь.

Что характерно, когда она уезжала на учебу и ночевала в общежитии, то – никаких проблем. Это-то как раз понятно, какое нормальное приведение (и ненормальное – тоже) поселится в студенческом общежитии?

Откуда все началось? Когда она была подростком, родители получили квартиру в новом доме, который был построен на месте старого кладбища. По этому поводу жильцы дома, соседи какое-то время судачили, охали и даже ахали. В терминологии трансактного анализа: они структурировали свое время под лозунгом «Разве это не ужасно?». Прошло некоторое время, жильцы успокоились и вроде бы забыли предшествующую историю дома. Впечатлительный подросток не забыл, не смог забыть этих обсуждений. Воображение – страшная сила… И, вот результат: рандеву с приведением в течении нескольких лет.

Что мы имели? Мы имели воображаемую, субъективную реальность, другими словами – у клиентки «имелось» приведение, которого на самом деле не было. Это было субъективное приведение. Подобные приведения не подходят под предложенную выше классификацию. Но они «существуют». Это «субъективная реальность». Для конкретного человека, как наша студентка, это реальность, на которую она реагировала очень реально. (Прошу прощения за каламбур).

Причем, в данном случае речь не идет о патологии. Психиатры могут быть спокойны… После прояснения смысла запроса остался последний шаг – «изничтожить» коварное приведение. Решение этой задачи оказалось неожиданно (ожидаемо) легким. Мы использовали одну из базовых и самых мощных техник НЛП – «взмах». Именно эту технику, поскольку, как выяснилось, ее ведущая репрезентативная система – визуальная. Ее схема страданий оказалась очень распространенной: вижу (визуально представляю), затем переживаю (боюсь и т.д. – кинестетика).

В результате «взмаха» ее жуткое полупрозрачное приведение стало просто белого цвета (на самом деле – какая разница, какого цвета, это ее индивидуальная подсознательная реакция). Главное, оно в новом образе (по одежке встречают) перестало быть жуткой сущностью и исчезло. Жаль, оно исчезло без запаха серы. Вся встреча проходила довольно буднично: от начала сессии и до завершения – 48 минут. Довольные друг другом, мы расстались. Это был последний день занятий в университете. Летние каникулы…

Прошло несколько месяцев. Как –то захожу я в одну из аудиторий и вижу ее. Взлохмаченная, глаза как плошки, впечатление такое, что ее атакуют несколько приведений разом. Что случилось, я ведь уничтожил все приведения? Выяснилось, что я тут не причем. Просто ей предстояло сдавать экзамен у преподавателя, который (которая) славился своей непредсказуемостью поведения во время проведения экзаменов, и, соответственно, при выставлении оценок. Причем, о страшных приведениях девушка давно забыла.

Вот, это наглядный пример взаимодействия социального (внешнего) воздействия, в нашем случае – это разговоры о кладбище и злой преподаватель, и внутреннего (субъективного) – реакции на эти факторы. Можно говорить не так подробно в этом русле о психотерапевтических техниках вообще, о философских и религиозных учениях, помогающим в той или иной степени, людям. Все эти учения, подходы, несмотря на разнообразие в объяснении личности и ее совершенствовании, объединяет одно – интеграция эмоций. Наиболее четко, наглядно действие этого психологического механизма проявляется при использовании некоторых техник НЛП («взмах», «коллапс якорей» и др.).

Взаимосвязь между внешним и внутренним отражена и на уровне пословиц: «На миру и смерть красна!», «Ради красного словца не пожалеет родного отца!». Эта же взаимосвязь проявляется в глобальном феномене, сопровождающем человека всю жизнь – страхе.

Мы исходим из того, что страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Конкретные страхи и фобии очень разнообразны, как разнообразна наша жизнь. При желании можно насчитать несколько десятков или даже сотен их проявлений.

В моей психологической практике большинство клиентов жаловалось на страх темноты, высоты, собак, одиночества, воды, лифтов, мужчин. Встречались и нестандартные страхи: боязнь манекенов, водопроводных труб, утюга, убийства собственных младенцев, неумения говорить «нет». Так вот, в большинстве случаев они не могли объяснить причины своих страхов. В некоторых случаях они вспоминали, какая конкретная ситуация «запустила» их проблему. Типа: «Мне было шесть лет, я шла к бабушке через двор, где гуляли куры. И, вдруг, Шарик, большой, черного цвета набросился на меня с громким лаем и укусил за левую пятку. С тех пор я боюсь собак любого цвета». Все ясно и не нужен психоанализ. Причина понятна без всякого гипноза и анализа сновидений, и потока сознания.

Но, в том то и дело, что в большинстве случаев понимание внешнего фактора, запускающего дальнейшие проблемы личности (страх в данном случае), никак не помогает избавиться от страха. Характерный пример: обратилась студентка с проблемой страха высоты. Боится высоты, со временем – все больше и больше. Уже боится выходить на балкон. А дальше – еще хуже. Боится засыпать, потому что перед сновидением она проваливается куда-то вниз… Причины проблемы непонятны. Но, не в этом дело (если не вспоминать подходы психоанализа). Мы использовали, ясное дело, интеграцию эмоций. Технические моменты я опускаю. Единственное, что могу сказать. Интеграция отрицательного состояния клиентки происходило не буквально с состоянием спокойствия («Спокойствие, только спокойствие…»), а с состоянием более эмоционально насыщенным, это может быть ощущение торжества, гордости, а так же ощущение смешного.

Для интеграции мы использовали образ ее в шикарном платье (выпускной вечер в школе) –сильная положительная эмоция. И вот она сидит в этом нездешнем убранстве, опустив ноги в таз с горячей водой – виртуальное расслабление. Помогло… По горячим следам мы попытались вылезть в окно на четвертом этаже учебного корпуса, чтобы проверить полученный результат. Увы, не получилось. Окна были забиты наглухо.

Прошло несколько недель. Встречаю ее в коридоре, она радостно бросается мне навстречу: «Я вспомнила, почему я боялась!». Оказывается, она с группой студентов пару месяцев назад перелезала в общежитии по внешней стороне из одной секции в другую, это был девятый этаж.

Теперь вспомним внутренние факторы реагирования, т.е. личностные особенности. Одной из базовых работ в этом отношении является книга Фрица Римана «Основные формы страха». Что интересно, в интернете у читателей, она получила высшую оценку – 5 баллов. Чего не бывает в оценивании даже самых крутых детективов. Актуальная тема… Типы личности (в зависимости от формы страха):

1. Шизоидная личность. Страх перед близостью в межличностных отношениях. Здесь завышенное стремление к сохранению независимости.

2. Депрессивная личность. Здесь страх утраты. Отсюда – стремление объединиться с другими людьми. Они стремятся достичь максимальной близости и, по возможности, удержать ее.

3. Личности с навязчивостями. Страх перед изменениями. Это переоценка потребности в собственной безопасности. Поэтому они хотят формировать партнерские отношения по своей воле. Отсюда вытекает потребность властвовать и подчиняться силе.

4. Истерические личности. Страх перед окончательностью, перед ограничением стремления к свободе. Они яркие, живые, способные к интенсивной кратковременной любви. В художественной литературе – это Скарлетт в романе Митчелл «Унесенные ветром». И, как не странно, старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке». Отметим, что этот четвертый тип (особенно девушки) очень часто наиболее привлекателен в эмоциональном плане для противоположного пола. Так вот, одни и те же внешние факторы по разному влияют на индивидов, в зависимости от их личностных особенностей. Это бытовой факт, который подтверждается научными исследованиями. Особенно важно учитывать эту закономерность в работе практического психолога, где личность психолога сама по себе является важным фактором достижения успеха.

Список использованной литературы 1. Тард Г. Преступность толпы / Г. Тард // Социальные этюды. – СПб., 1902. – 112 с. 2. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. – Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка № 6 (303), 2016 289 СПб : Макбет, 1995. – 203 с. 3. Московичи С. Век толпы / С. Московичи. – М. : «Центр психологии и психотерапии», 1996. – 142 с.

психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
Обговорення "Психологические особенности взаимосвязи социальных и индивидуальных факторов"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr