У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


читати українською

И у сказок есть правила

У Психолога » Робота з психологом, психотерапевтом » И у сказок есть правила

В каждое мгновение нашей жизни мы одной ногой стоим

в волшебной сказке, а другой - скользим над бездной

Пауло Коэльо

 

Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой.

Знайдіть свого психолога онлайн.

Ганс К. Андерсен

Сказки существуют с момента появления устного народного творчества и являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации [4]: от старшего поколения к младшему передаются способы поведения, ценности, убеждения и жизненные сценарии. Сказки рассказывались не только детям на ночь, но и взрослым по разным поводам, часто являясь средством исцеления, воспитания и облегчения инициации.

Сказкотерапию некоторые авторы, напр. М.Киселева, Л.Лебедева, относят к одному из видов арт-терапии направлением, но некоторые убеждены, что это все-таки, отдельное направление [15]. Сказкотерапия с большой эффективностью использует сказки, притчи, легенды, мифы для того, чтобы помочь личности интегрироваться в общество, расширить ее творческие способности и активизировать прочие ресурсы, перенести сказочную метафору в жизнь, переведя ее на язык реальности.

Сказкотерапия, по мнению Т.Зинкевич-Евстигнеевой[4], помогает найти смысл, получить знания о том, как функционирует этот мир и по каким правилам нужно в нем жить и строить отношения. Сказкотерапия помогает создать связь между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, поскольку основывается на процессе переноса сказочных смыслов в реальность.

Мифы и сказки исследовало множество ученых-этнографов, лингвистов, психиатров, психотерапевтов. До сих пор не утратили свою актуальность исследования К.Г.Юнга, М-Л. фон Франц, В. Проппа, Э Фромма, Э.Берна, А.Менегетти, Э.Берна, Э.Гарднер. Современные исследователи: Р.Ткач, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Н.Пезешкиан, Л.Лебедева, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, М.Кисилева, А.Гнездилов и др. дополнили и расширили наши знания о влиянии сказок, историй, мифов, легенд, на жизнь человека и внесли большой вклад в теорию и практику сказкотерапии как профессионального направления в деятельности психологов.

Каким образом влияют сказки, мифы, легенды, истории на личность? Если мы вспомним свое детство, наполненное сказками и историями (если нам повезло), то тогда поймем, что именно с персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Вместе со сказочными героями мы постигали житейские истины, противостояли искушениям и находили выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций[13]. На бессознательном уровне сказки предлагают пути разрешения важнейших кризисов, закономерно возникающих в ходе нормального детского развития.

читайте також:

О важности преконтакта в отношениях Психотерапевт – не волшебник и не телепат. Поэтому первые несколько встреч он будет вас расспрашивать о вашей проблеме. В зависимости от конкретных терапевта и клиента – эта фаза может длиться от 3х до 10 встреч.

Размышления «о принятии решения потенциальными клиентом о походе к психологу». Хочется, что бы Вы, если уж решились на то, чтобы поменять что-то в своей жизни с помощью психолога / психотерапевта, не оставались потом с разочарованием. Выбирайте своего специалиста сознательно, это ВАЖНО.

запитати психолога онлайн

Какие виды сказок бывают?

Сказки бывают народные (традиционные) и авторские. Они сюжетно делятся на:

·       Бытовые, в которых отражается повседневная жизнь, с ее правилами, укладом, забавными и поучительными ситуациями. Эти сказки раскрывают то, что будет после свадьбы, и учат, как решать конфликтные ситуации, как вести мудро хозяйство – формируя основы здравого смысла, чувство юмора по отношению к бытовым трудностям.

·       Об отношениях (часто в этих сказках фигурируют животные, которые попадают в забавные ситуации.

·       Сказки-загадки – в этой сказке, как правило, говорится про то, как хитрец с помощью смекалки и ловкости добился желаемого.

·       Сказки-басни, несущие моральную норму или проясняющую ситуацию из жизни. В этих сказках фигурируют животные, в действиях и характере которых легко распознаются человеческие добродетели и пороки. Читающий, легко понимает, о чем идет речь и к чему могут привести те или иные действия.

·       Сказки-страшилки, истории про нечисть и потусторонние силы. Такие сказки отражали как верования народа (которые хоть и были «причесаны» христианством, однако не потеряли своих языческих корней), они рассказывают о том, что кроме мира-яви (земной, привычный мир) есть еще и навь (подземный, потусторонний). Славянские сказки чаще всего показывают нечисть как вредящих существ, однако некоторые из них карают или даже помогают (Баба Яга). Частично в таких сказках описываются способы получения помощи от потусторонних сил: в каких случаях ее стоит просить и какова цена такой помощи. Современные авторские сказки, в которых фигурируют такие герои, зачастую носят уже другой характер, и являются так называемой «прививкой от страха».

Народные неприукрашенные сказки нередко кажутся жестокими. В определенной мере переживание страха необходимо ребенку, оно насыщает его психику архаичной энергетикой защитной боязни и сдерживает агрессивные импульсы фобийными образами[7]. Страшная сказка служит при этом компенсацией инфантильных конфликтов. Слушая страшную сказку, ребенок учится переживать страх. Впоследствии, сталкиваясь с реальными страшными ситуациями, он в определенной мере уже будет к ним подготовлен.

·       Сказки-притчи – короткие рассказы, в которых, подчас, заключен глубокий философский смысл. Притчи не высмеивают, как в басне, незадачливых героев, а в сюжете могут фигурировать как люди, так и животные, иногда – мифические существа. Зачастую совет, который дается в притче многослоен, неоднозначен, и каждый, кто услышал или прочел притчу, может услышать что-то свое, сделать свой вывод, который призван облегчить жизнь и помочь разрешить сложную моральную дилемму.

·       Волшебные сказки, которые являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В них заключено множество образов, которые являются архетипическими, поэтому сказки в разных концах земного шара могут быть похожи, только меняются имена главных героев. Зачастую такие сказки могут условно делиться на мужские и женские, поскольку несут в себе информацию про особенности жизненных этапов мужчины и женщины.

Разные исследователи по-разному классифицируют сказки, не будем особенно на этом задерживаться. Некоторые сказки, однако, стоят особняком: это дидактические сказки, коррекционные и психотерапевтические.

·       Диадактические предназначены для дошкольников и детей младшего школьного возраста, для того, чтобы передать необходимые знания и умения, в том числе – решить некую задачу, даже математическую [4,2].

·       Психотерапевтические – сказки содержат сюжет, в котором героям нужно сделать выбор, в них есть некая дилемма, вопрос. Это сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям[3,4,12].

·       Психокоррекционные сказки содержат набор обязательных сюжетных линий, где герой всегда побеждает зло. Р. Ткач[13] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания: сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности, о которой мы поговорим позже.

В сказкотерапевтическом процессе используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией с применением определенных техник: анализа, рассказывания, сочинения, переписывания, куклотерапии, рисования, постановка сказок в песочнице и т.д.

Психологи-сказкотерапевты [4,13] используют сказки в работе с детьми, подростками и взрослыми. Для того, чтоб помощь была профессиональной, приводила к желаемым результатам, они опираются на важные принципы работы со сказками:

- осознанности: клиент должен понимать, что такое правда и вымысел, какие причинно-следственные связи прослеживаются между поступком героя и результатом (что посеешь – то и пожнешь), понимание роли каждого персонажа. Рассказчик (психолог, педагог) помогает эти причинно-следственные связи выявить, понять закономерности появления и предназначения каждого героя;

- множественности: понимание того, что одно и то же событие/слово/герой может иметь несколько значений и смыслов. Каждая ситуация может иметь потенциал и герой может поступать с определенной свободой выбора, получая разные результаты;

- связь с реальностью: даже маленькие дети, слушая сказку, догадываются, что ситуация, описанная в истории, учит нас чему-то важному, преподносит урок.

Сказкотерапевтическое воздействие использует несколько видов художественных сказок, среди которых: психотерапевтические, медитативные, психокоррекционные и дидактические.

Народные сказки учат тому, что окружающий нас мир – живой. Это знание помогает сформировать бережное и осмысленное взаимодействие с тем, что нас окружает. Оживающие объекты окружающего мира имеют свою судьбу, право принимать решения и действовать самостоятельно – и эта идея формирует в сознании слушателя чувство принятия другого. В сказке добро и зло разделены и четко очерчены, однако в конце истории – добро всегда торжествует. Это помогает не только понимать, «что такое «хорошо», а что такое «плохо», но и верить в лучшее. Все самое ценное, а также – внутренняя трансформация происходит через разные испытания. Таким образом мы учимся терпению, принятию перемен и стремлению ставить перед собой значимые цели. В сказке всегда есть помощники, которые, однако, появляются чаще всего тогда, когда перед героем стоит очень сложная, фактически, непосильная задача. И мы учимся тому, что важно стремиться к самостоятельности, но в трудных ситуациях не лишним – попросить и приять помощь. Эти особенности учат глубоко, по-философски, понимать мир, чувствовать его.

Авторские сказки более яркие, образные. Они содержат в себе авторские проекции, однако это часто очень полезно в терапевтической работе.

Функции сказок (Н.Пезешкиан, М.Киселева А. Гнездилов):

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс. Как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации о жизненно важных явлениях, ценностях и внутреннем мире автора (в случае работы с авторской сказкой). Сказка является хранительницей опыта поколений (если народная) или содержит взгляд автора на некие жизненные события, тем самым позволяет познакомиться с альтернативной позицией, сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

3. В сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен мир, что происходит с человеком в разные периоды жизни, какие искушения и трудности можно встретить на пути и как с ними справляться, как приобретать и сохранять дружбу и любовь, как строить отношения с родителями и детьми, как бороться и прощать. Восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.

4. Сказка является основой для формирования «нравственного иммунитета», как способности противостоять негативному воздействию социума.

5. Сказка возвращает человека в состояние целостного восприятия мира. Иногда это происходит благодаря возвращению на более ранние этапы индивидуального развития.

6. Сказка может стать посредником между клиентом и терапевтом, т.к. является символическим «буфером», благодаря чему сопротивление клиента сглаживается и энергия направляется на размышление.

7. Сказка моделирует ситуации и дает возможность решить ее при помощи предложенных вариантов. Она совершает психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям. Она служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций. Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

8. Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

9. Принятие своих особенностей и др. Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним.

10. Позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.

У сказок есть возрастные предпочтения.

От года до трех подойдут простые сказки, в которых будут простой сюжет и повторения, как, например, «тянут-потянут», «катится-катится», «бил-бил – не разбил». Поэтому «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» подойдут, как нельзя лучше. Такие сказки успокаивают, учат родной речи.

Детям 3-5 лет больше подходят сказки, в которых фигурируют животные. В некоторых героями могут быть и люди, и животные: «Круть и Верть», «Котик и петушок», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка», «Коза-Дереза». Такие сказки учат и основам безопасности, некоторым морально-этическим установкам и нормам поведения. Например, в украинской сказке «Про котика и петушка», кот учит петушка, не открывать дверь, если придет лиса, пока его нет дома. И когда петушок не послушался, лиса украла его, чтоб накормить лисят. Коту пришлось выручать друга – отбирать у лисы ее добычу. Что примечательно: лиса не просто из вредности хочет петушка выкрасть – ей нужно накормить детей, а кот не убивает лису. В сказке «Круть и Верть» петушок учит мышат жизненному правилу: «что посеешь – то и пожнешь», и, конечно, «кто не работает, тот не ест». Учить трудолюбию и взаимопомощи нужно с раннего детства, поэтому сказка хороша уже в 3-4 года.

Чем старше становится ребенок, тем интереснее ему читать про людей. Потому в 4-5 лет в сказках будут фигурировать герои-люди и животные, которые будут гендерно идентичны детям. Девочкам чаще интересны принцессы, разбойницы и просто девочки. Мальчикам будут интересны воины, принцы, царевичи, витязи и прочие мужские персонажи. В сказках обязательно должна быть мораль, добро всегда побеждает зло. Однако, есть сказки, которые стоит читать в более позднем возрасте, хотя, на первый взгляд, там есть все описанные герои. Например, сказки Г.Х.Андерсена стоит читать чуточку попозже. Причем его сказки желательно читать в полном варианте, ту же «Русалочку» и «Снежную королеву» желательно взрослому еще и пояснять. Что же касается «Винни-пуха», то эта сказка будет достаточно подходящей.

С 5-6 лет дети уже готовы в сказкам волшебным, где переплетены мораль и правила, волшебные предметы и персонажи из потустороннего мира. В этих сказках уже есть смешение реальности и вымысла, хотя дети еще не способны четко отличать одно от другого.

В младшем школьном возрасте, 6-7 лет сказки могут сложнее, дети уже могут читать былины, лучше понимают юмор, глубоко проживают эмоции (поэтому сказки, в которых хороший герой погибает безвозвратно и его не оживляют живой-мертвой водой, или он не превращается в ангела – не очень хороши). Исключения составляют сказки, написанные психотерапевтом для маленького клиента, пережившего утрату близкого человека. Однако и там уход должен быть сглажен так, чтобы не ретравматизировать ребенка. Отдельно будут стоять сказки В. Нестайко из серии «Лесная школа». Эти сказки отлично готовят ребенка к предстоящему обучению в школе.

Структура сказки:

Многие заметили, что сказки разных народов или авторские зачастую имеют похожую структуру. Не зная имена героев, но познакомившись с началом (завязкой сказки), можно примерно предугадать, что же дальше будет происходить с ее героями. Структура многих сказок, при всем разнообразии содержания, достаточно подробно описана в так называемой сказочной модели. Первым построить модель сказки, т.е. единую схему большинства сказок удалось лингвисту Владимиру Проппу. В поисках сказочных инвариантов он создал понятие функции. (Функция — это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия) [6,9]. В волшебных «классических» сказках В.Пропп выделил 31 функцию действующих лиц. Среди наиболее известных функций по Проппу можно назвать:

·       Отлучку;

·       Запрет;

·       Нарушение;

·       Подвох;

·       вредительство/недостача;

·       отправка;

·       получение волшебного средства;

·       перемещение в иное царство, попадание в иной мир;

·       борьба;

·       победа или достижение желаемого.

·       возвращение и/или описание обратного пути;

·       погоня;

·       спасение героев.

Не все функции присутствуют всегда, но число их ограничено и порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен.

Cказочная модель мира предлагает особые правила, по которым живет этот мир:

·       Какая-то беда вначале и счастливый конец.

·       Наличие помощников и вредителей.

·       Трансформация героя — к концу сказки он не такой, как в начале. Обычно он становится сильнее и значимей.

·       Иное царство. Оно где-то далеко, там другие законы, и там есть что-то очень нужное, за чем приходится идти.

·       В то время, как герой трансформируется, остальные персонажи остаются более-менее при своем, и само иное царство не изменяется. То есть по следам падчерицы может пройти мачехина дочка, и она встречается с тем же.

·       Из иного царства приносится клеймо, отметка о том, что герой там побывал.

·       Герой один, даже при всех друзьях и помощниках.

·       Побеждает «дурак».

·       Минимальный срок, за который герой может чего-то достичь.

·       Предопределенность, размеченная сцена.

·       Запреты нарушаются. Приказы выполняются. Герой чаще слушается, чем наоборот.

·       Отсутствие выбора.

·       Предательство родных.

Неизменным Пропп определил и набор ролей, т. е. действующих лиц, обладающих своим кругом действий, выполняющих необходимые функции. Этих ролей семь:

·       царевна

·       отправитель

·       герой

·       даритель

·       помощник

·       антагонист

·       ложный герой

Человек совершает переход от настоящего проблемного состояния к желаемому состоянию путем подключения ресурсов, обычно до какой-то степени подсознательных.

·       Запрет, вредительство, недостача — Проблема

·       Волшебный помощник — Ресурс

·       Иное (тридевятое) царство — Подсознание

·       Будущая награда — Хорошо сформулированная цель

Послушание. На самом деле герой в сказке подчиняется не авторитетам, но законам сказочного мира. Он отправляется в путешествие в неизвестный мир и берет с собой лишь простейшие правила поведения. Только их он и слушается. Практически любая традиция дает человеку проводника и учителя. Его тоже надо слушаться.

Одновременно с этим в волшебной сказке присутствуют три базовых закона:

а)       закон любви,

б)       закон преобразования смерти в жизнь;

в)       закон судьбы, которую можно изменить через свое внутреннее преображение [6].

Судьба в сказке двояка: и предопределена, и поддается изменению через подвиг или даже умирание и возрождение героя. Кроме того, в сказке всегда обозначен свой внутренний пространственно-временной континуум, не всегда совпадающий с привычным для нас линейным отсчетом времени.

Само действие героя волшебной сказки связывается с тремя основными принципами:

·       принцип испытания;

·       принцип жертвенности;

·       принцип духовного роста [6].

Несколько позже были проведены исследования сюжетов сказок Джосефом Кемпбелом и собран так называемый, мономиф «Путешествие героя». Исследователь пришел к выводу, что мифы и сказки имеют одну и ту же структуру, последовательность жизненных этапов главного героя. Нужно сказать, что если сказка описывает жизненный путь героини, там также есть последовательные этапы, но они несколько отличаются от тех, которые проходят герои-мужчины (исследования М.Мердок). Считается, что это связано с различными гендерными задачами, которые так или иначе, но описываются в сказках, поясняя, в чем заключаются мужские, а в чем – женские функции. Путешествие героя/героини описывают значимые изменения и этапы в жизни человека осуществляются по определенным психическим законам. Это путешествие включает в себя определенные циклы (например, «зов», «намерение», «порог», «союзники», «точка смерти», «подарок силы», «испытания», «мастерство и др.). Считается, что эти циклы проживается каждым человеком в течение жизни, и сказки содержат в себе определенные закодированные метафорические знания о том, что нам предстоит на жизненном пути. В исследованиях Проппа и Кемпбела есть много общего, потому эти знания можно использовать в процессе работы с клиентом. Основные сказочные сюжеты передаются от старшего поколения младшему с основными зафиксированными сюжетами, которые практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев и работают преимущественно на бессознательном уровне. В основе сказок лежат обряды инициации. Обряды инициации — это сконцентрированный процесс превращения ребенка во взрослого. Во всяком случае, так они построены: в начале этого обряда — ребенок, а после конца он оказывается в новом состоянии — и в новом статусе — взрослого, символическое убийство и возрождение. В результате должна была появиться метка, клеймо. В обряд также входило обучение, которое подскажет, как справиться с заданием, а также – как жить в новом статусе [1].

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности [13]:

1 «Жили-были…» Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). (Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, принцев и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные

У Психолога » Робота з психологом, психотерапевтом » И у сказок есть правила
психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія psiholog-psihoterapevt С какими вопросами идут к сексологу?

Часто, когда речь заходит о чем-то личном, интимном, связанном с сексом и собственной сексуальностью, людям неловко делиться об этом со своимиблизкими или друзьями. Многие стесняются или не понимают, как описать проблему.

психологія psiholog-psihoterapevt Плато в терапевтическом процессе

Плато - ощущение ровности и стабильности, похожее на состояние остановки, недвижения. Тогда, когда дыхание замирает всё чаще, а слова, имеющее смысл, звучат все реже. Когда сессии становятся скучными и неинтересными...

Усі публікації розділу Робота з психологом, психотерапевтом ᐉ

 
Обговорення "И у сказок есть правила"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr