Старшый сын перекладывает всё на младшего
Добрый день.
Я одна воспитываю двоих сыновей. Старшему 15 младшему 9. Проблема в том, что старший сын заставляет младшего всё делать за него. Всё, что я прошу его сделать перекладывает на младшего. Прошу его помыть посуду, или убрать в квартире пока я на работе - можно быть уверенной, что он даже не встанет из-за компьютера, а всю работу сделает младший. И так во всем. Младший делает ему чай, приносит бутерброды и т.д. В общем чем дальше, тем больше старший этим пользуется. Последней каплей было когда я вечером попросила помыть посуду и пошла спать (младший уже спал). Утром встала посуды нет - ну думаю помыл. А как оказалось на самом деле он эту грязную посуду сложил в пакет, а когда я ушла на работу - заставил младшего всё помыть. Я не знаю что с этим делать. Пробовала разговаривать - ничего не помогает.
Питання від: ; Вік: 36

психолог онлайн
Здравствуйте, Лиса
А какие у вас в общем отношения с детьми, как относятся к вашим словам, как проводите время вместе?
Чем наполнена жизнь ваших детей?
Ситуация между вашими сыновьями действительно требует вмешательства, потому что это уже похоже на дедовщину. Но складывается впечатление, что это не единственная трудность в ваших отношениях с детьми.
психолог онлайн
В общем, дети в семье должны иметь четкие обязанности - каждый свои, по возможностям и возрасту. Эти обязанности закрепляются за ребёнком путем разговора и договорённости в конечном итоге. Каждый должен понимать, что именно входит в его сферу компетенции и заботиться о том, чтобы его работа была выполнена и какие будут последствия, если не будет.
Разговаривали ли вы с младшим сыном, почему он соглашается делать работу за старшего? Знаки ли он о том, что должен делать свою только работу?
В общем - много вопросов. Я бы вам порекомендовала взять несколько консультаций с психологом и эту ситуацию подробно разобрать.
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 332849 для Соломія Лехіцька
"как относятся к вашим словам" - скорее никак. Чтоб меня услышали нужно повторять по пять раз.
"Чем наполнена жизнь ваших детей?" Целый день дома. Учатся онлайн. Младший занимается футболом и дополнительным английским. Старший в основном компьютерные игры по сети играет; тоже любит футбол, но заниматься не ходит.
"как проводите время вместе" - иногда выходим в выходные вместе играть в футбол, иногда катаемся на велосипедах, летом ездим на пляж и в путешествия. А вообще наверное мало мы проводим время вместе, в будние дни вообще после работы времени, кроме как на то, чтоб приготовить ужин и проверить уроки, ни на что больше не остается.
Постоянно занимаюсь самоанализом на тему "что же я не так делаю?"
"Я бы вам порекомендовала взять несколько консультаций с психологом и эту ситуацию подробно разобрать" - я понимаю что это наверно нужно, но... сколько это будет стоить?
психолог онлайн
Ваш старший сын не только очень "умело" манипулирует младшим братом, а похоже и абьюзит его. Поэтому младшему достается роль жертвы, в которую он уже очень прочно вжился.
цитата:
Я не знаю что с этим делать
Обоим сыновьям нужна индивидуальная психотерапия.
Старшему - чтобы перестать быть абьюзером-манипулятором, а младшему - чтобы выйти из роли жертвы. Иначе у обоих в дальнейшем будут проблемы с социумом.
Вам самой также необходима работа с психологом, так как надо будет менять свое отношение и поведение, если Вы хотите чтобы изменились Ваши дети.
цитата:
сколько это будет стоить?
Вам может хватить и нескольких консультаций (от одной до трех).
Работа же с детьми будет более длительной.
После первой диагностической встречи с каждым из сыновей, можно будет говорить о сроках.
Но уже сейчас возможно сказать, что работа с младшим будет проходить тяжелее, так как выход из позиции жертвы - это сложный процесс и может занять 2-3 месяца. А старший, к сожалению, вероятнее всего откажется от работы, так как ему выгодно быть абьюзером и он не захочет меняться.
Таким образом, Вы сможете подсчитать общую стоимость - если количество необходимых консультаций (для Вас и младшего сына) умножите на цену 1 консультации. Прайс услуг есть на личной странице.
психолог онлайн
Здравствуйте, Лиса! Сколько времени прошло с момента вашего расставания с отцом детей? Какие у вас с ним сейчас отношения? Какие отношения у сыновей с отцом?
психолог онлайн
Добрый день.
Тут есть несколько паралельных линий:
1- отношения детей между собой.
Тут стоит больше ращговаривать с младшим сыном- почему он соглашается, легко ли ему говорить нет, он сам, добровольно это делает или старший брат заставляет, давит на него? Как сыну в этих отношениях?
2- ваши отношения со старшим сыном.
Как вы сами считаете- не много ли и не часто ли вы просите сына о домашней работе?
"я вечером попросила помыть посуду и пошла спать (младший уже спал)."
- как думаете, что в это время чувствовал сын?)
- по вашему мнению- с какой эмоцией и мыслью он должен был выполнять вашу просьбу?
Вы интересуетесь жизнью сына? Что у него на душе, о чем он мечтает?
Или комуникация больше в формате просьб?
Возможно у него просто внутрений протест, возможно его восприятие справедливости нарушено, возможно он злится и таким образом дает вам это понять.
Нужно однозначно менять комуникацию
Доповнення від автора
↩ Реакція на відповідь № 332860 для Ирина Терещенко
1. "почему он соглашается, легко ли ему говорить нет, он сам, добровольно это делает или старший брат заставляет, давит на него?" Соглашается потому, что не может противостоять, а старший давит на него и всячески манипулирует, или обещает что-то (поиграть вместе по сети, например) или припоминает что-то (типа: "а вот я тебе помнишь... " например, заступался на улице когда младшего обидел другой старший мальчик) или шантажирует чем-то (что-то типа: а я маме расскажу")... На последнее я уже неоднократно говорила младшему "расскажи мне сам и тогда не будешь боятся (шантажа) и не нужно будет выполнять те просьбы которые сам не хочешь"
2. "Как вы сами считаете- не много ли и не часто ли вы просите сына о домашней работе?" - я считаю что не много и не часто я прошу сына о домашней работе. Мне вообще проще сделать самой чем упрашивать. Но я понимаю, что так не правильно и дети должны хоть что-то делать по дому, хоть как то помогать. А то получается, что я и работаю, и дома приготовь-постирай-убери-с уроками помоги и т.д. Никто его не перетруждает и не превращает раба. Но иногда же можно помочь?
Ситуацию "я вечером попросила помыть посуду и пошла спать (младший уже спал)." вполне считаю нормальной т.к. мы с младшим ложимся спать в 22:00-22:30 а старший сидит в компе до 2-3 часов ночи. И попросила я его не перед сном, а намного раньше +/- 20:00 - ответ был приблизительно "ага, хорошо, потом, позже, я помою сегодня" (это стандартный набор его ответов).
" как думаете, что в это время чувствовал сын?) - по вашему мнению- с какой эмоцией и мыслью он должен был выполнять вашу просьбу?" я думаю, что ему просто было лень (как и всегда) что либо делать.
психолог онлайн
Стоимость работы с психологом будет зависеть от количества встреч и стоимости работы конкретного специалиста. Если у вас ограничен бюджет, то для начала 3-5 встреч, думаю, хватит. Но постарайтесь это устроить, так как это действительно важно.
Согласна с вами, что дети, особенно в таком возрасте, как ваши - достаточно большие, должны иметь обязанности по дому. При чем регулярные конкретные обязанности. Они должны приучаться к труду, становиться самостоятельными в быту, учиться навыкам самообслуживания. Как они могут научиться ценить чужой труд, если сами ничего не будут делать. Так не бывает, что все детство только играл, а в 18 лет резко стал самостоятельным, трудолюбивым и целеустремленным. Этому учатся постепенно.
В жизни взрослые люди тоже не всегда хотят что-то делать, но приходится. В 15 лет нужно уже это понимать.
психолог онлайн
Соломія Лехіцька
Здравствуйте, Лиса!
Есть несколько проблем, у Вас. Дети - это отдельная тема.
Первая: не поддерживаете дисциплину в семье. Пытаетесь, но не поддерживаете в полной мере. Отсюда вытекает и вторая: недостаток Вашего авторитета у детей. Причем не только у старшего, но и у младшего, который ничего Вам не рассказывает о ситуациях с братом, потому как видимо не очень верит в то, что Вы сможете как-то повлиять на это.
Теперь чуть более развернуто. В поддержании дисциплины крайне важно осуществлять КОНТРОЛЬ за исполнением домашних обязанностей. А выйти на кухню и НЕ увидеть там грязной посуды - это НЕ про контроль. Тем более, когда Вы уже неоднократно были свидетелем эксплуатации одного сына другим.
Знаете как вообще осуществляется контроль? Например в этой ситуации с мытьем посуды? Как считаете, что Вам следовало тогда сделать, чтобы проконтролировать исполнение? И что, как думаете, помешало Вам это осуществить?
Далее, тема наказаний. Она также как и контроль входит в понятие "дисциплина". Наказываете ли вообще детей? За серьезные проступки, имею в виду. Спрашиваю, так как имеются сомнения в этом. И если наказываете, то как? А если не наказываете, то, как думаете, ЧТО Вам мешает это делать?