Подросток на вопросы от не членов семьи , начинает плакать
Здравствуйте, у меня есть младшая сестра. Семья у нас положительная, нормальная , не конфликтная. В детстве не было психологических травм и тд . В разговоре с чужим человеком (гости к примеру) с моей сестрой , когда задают какие то вопросы , на которые она не знает или не хочет отвечать , начинает плакать. К примеру , «Кем ты хочешь работать?» начинает молчать и плакать. Она общительная, уравновешенная, в семье дружеские доверительные отношения, все время общаемся друг с другом, не можем понять в чем проблема. Я понимаю что , это что то на психологическом уровне, не могу понять почему , если в семье и в детстве было все хорошо. Ей сейчас 16 лет. Это было всегда так сколько ее помню . Переживаю что это может быть и в ее дальнейшей жизни. На вопрос почему плачешь , после того как успокоилась , отвечает «не знаю, само так получается».
Питання від: ; Вік: 26

психолог онлайн
Какие события в жизнь Вашей семьи происходили последнее время?
Помимо гормональной перестройки в подростковом возрасте, Ваша сестра ещё может испытывать стресс. Например, из-за какого-то кризиса в семье, в её жизни или из-за скорого поступления и трудностей с выбором специальности. Вариантов может быть множество, и так как мы не знаем Вашу сестру и обратились Вы а не она, можем только предполагать.
Если человек не конфликтный внешне, это не означает отсутствия эмоций и реакции на какие-то события. Вы можете поговорить с сестрой на тему того, что её сейчас волнует. Если она не захочет отвечать - просто скажите, что Вы в любом случае рядом и она может на Вас положиться.
Если ей нужна будет психологическая помощь - пусть попросит родителей записать её к психотерапевту или сама обратиться к психологу в школе.
психолог онлайн
Доброго времени суток!
Ваше внимание и забота о младшей сестре очень трогательны.
А как на эту особенность сестры реагируют родители?
цитата:
Я понимаю что , это что то на психологическом уровне, не могу понять почему... На вопрос почему плачешь , после того как успокоилась , отвечает «не знаю, само так получается».
Объяснить может только сама девочка. Все остальные могут интерпретировать и фантазировать. Так что если хотите понять - Вам нужно её доверие, чтобы она захотела с Вами это обсуждать. То, что она Вам не объясняет свою реакцию - не означает, что она сама этого не понимает и не знает. Может имеет смысл предложить ей обратиться к
подростковому психологу?
цитата:
Это было всегда так сколько ее помню
Я Вас правильно поняла - это не вопрос подросткового периода, она так реагировала на сложные для неё вопросы с раннего детства? Или когда Вы заметили такую её реакцию?
Доповнення від автора
Родители реагируют точно также как и я , общаются, интересуются и спрашивают. Общение 24/7, она делится своими эмоциями мыслями и идеями. Да с раннего детства, сначала думали что маленькая-капризная (очень с характером), теперь подросток (подростковый период). Но так хороший ребёнок, готовит убирает, учится, есть хобби, читает Книги и тд. Именно когда общается с людьми (например дядя , мой муж или друзья мои или родителей) и просто у неё спрашивают что то , на который она не хочет или не знает ответ , она начинает молчать и плакать (не рыдать и валяться по полу , а просто текут слёзы). Она успокаивается и все , потом все нормально. Я и родители говорим ей , что если ты не хочешь или не знаешь , ты можешь просто так и сказать человеку, все просто. С нами же нормально общаешься, рассуждаешь , даёшь Советы, высказываешь мнение. Не можем понять именно эту реакцию (слёзы) . Я не могу назвать ее замкнутой. У нас в семье принято общаться , делится как прошёл день , высказывать свои мысли и тд
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
цитата:
Я не могу назвать ее замкнутой.
Это не вопрос замкнутости. Это реакция психики. Не подростковая реакция, а именно сформированная с детства стресс-реакция "избегания". На что именно - надо разбираться. Идеальных семей нет. Все без исключения родители, братья-сёстры друг друга ранят. Этого избежать невозможно от слова - абсолютноникогда. Скорее всего, ещё в глубоком детстве была ситуация\ситуации в которых её "неправильный" ответ или отсутствие ответа вызвал реакцию, которая её либо напугала либо пристыдила (это могла быть такая её интерпретация). Базовые первичные эмоции вызывающие стресс-реакцию - это страх и стыд. Что движет Вашей сестрой - надо исследовать.
Рекомендую предложить девочке поработать с подростковым психологом.Ответ отредактирован автором 18-08-2022 23:53:31
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Здравствуйте!
Согласен с коллегой, идеальных семей не бывает (только в музеях и на выставках, да еще для показухи), как и без психотравм детства не бывает, просто психотравмы бывают разной степени тяжести и глубины. И в ситуации с сестрой что-то могло произойти, чего она, возможно и не помнит - могла сработать психологическая защита на забывание-вытеснение из сознания. Но с психологом это событие вполне возможно вспомнить. Скорее всего связанное со стыдом - социальной эмоцией.
цитата:
сначала думали что маленькая-капризная (очень с характером)
А можно с этого места поподробнее? Как именно проявлялся ее характер? Пару ситуаций хотя бы.
Доповнення від автора
Спасибо всем большое за советы и ответы. Ситуации, если честно так прям не могу вспомнить конкретные, к примеру играет с игрушками и потом хочет посидеть за компьютером, говорю нельзя ты уже сидела , начинает истерить плакать. Или например собираемся в садик утром , говорим «чуть быстрее мы опаздываем» , «не хочу» и начинает специально медленно собираться и тд
Не могу назвать это прям глобальной капризностью. Мне кажется как многие дети в этом возрасте где то капризничают. Когда в школу пошла уже было по другому , это все прошло, стало все наоборот и по сей день сейчас так. Т.е. должно быть все на своих местах , должно быть все правильно , все сделано, нормальный самостоятельный ребёнок. Не любит не знакомых людей, даже когда маленькая была , первая знакомится не подойдёт (в садике например). Семья, друзья - да. Будет общаться все нормально. Я поняла все ваши вопросы и ответы , но конкретики вам дать не могу к сожалению. И понимаю что это ей надо пообщаться с специалистом. Хотела для себя просто хоть немного прояснить ситуацию с этими слезами.
Я могу даже сказать что такая реакция у неё проявляется к людям , которые (доминанты по натуре) (стараюсь объяснить как можно яснее) , я с ней говорила на эту тему , она чувствует что ее как будто «давят» эмоционально. И объясняла , что люди которые с тобой общаются(в данный момент это близкие нам люди , значит зла они не несут) не хотят тебя обидеть и нужно уметь общаться , ведь в будущем нужно будет общаться с разными людьми, в наше время не может быть жизни без общения с людьми , даже если они тебе не нравятся. (В детстве в садике , она так и делала , если ей не нравился другой ребёнок она просто с ним не общалась) но сейчас уже взрослая 16 лет , я привожу ей пример на себе или родителях , что мне или родителям тоже не нравятся многие люди (по работе например ) но с ними приходится общаться . Это социум и нужно к нему приспосабливаться . Она говорит что понимает это и старается работать над собой , но когда наступает очередная ситуация все по новой. Кроме как общение с специалистом , может есть какая то книга или какие то упражнения для самоконтроля ?
психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Спасибо и Вам за детали. Вы все конкретно написали. Теперь стало ясней.
Получается, что сестра с детства склонна выражать свой протест, в том числе и слезами. В момент реального или кажущегося ей морального насилия над ней, она впадает в свое детское состояние и начинает плакать, выражая таким образом свой протест.
цитата:
Т.е. должно быть все на своих местах , должно быть все правильно , все сделано
Вот это очень важная деталь. Так научили родители? Или это исключительно ее особенность и только она так делает? И боится-не любит нарушения порядка?
цитата:
в наше время не может быть жизни без общения с людьми , даже если они тебе не нравятся. (В детстве в садике , она так и делала , если ей не нравился другой ребёнок она просто с ним не общалась)
И правильно делала - это нормальная реакция, более того, и сейчас, во взрослом состоянии, если нет рабочей или учебной необходимости, она ИМЕЕТ ПРАВО не общаться с теми, кто ей не нравится - и не заботиться об их чувствах. Видимо родители учили вас обеих так, что НЕЛЬЗЯ обижать других и нужно о них думать и т.п.?
цитата:
Кроме как общение с специалистом , может есть какая то книга или какие то упражнения для самоконтроля ?
Самоконтроль здесь не поможет, самоконтроль здесь будет как продолжение подавление себя.
Уверен, что Вы сами уже очень привыкли себя подавлять - и вряд ли это сделало Вас счастливей, так ведь?
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
цитата:
это не вопрос самоконтроля. Вы добавили некоторые детали, которые расширяют видимость ситуации, НО!!! Вашими глазами. Вы излагаете ситуацию от себя и про себя, а не про сестру. Как бы Вы ни старались... Что на самом деле с сестрой может рассказать только она сама. Все остальные лишь интерпретируют через призму себя. Так что книги читать можно и нужно, но если хотите реально помочь - нужен специалист.
Доповнення від автора
Не сказала бы что учили, у нас Мама перфекционист, но без фанатизма) воспитывались одинаково, но я отношусь проще к такому(должно быть все правильно и на своих местах) в том плане что, например в учебе: сначала уроки потом гулять, книги, тетради лежат аккуратно на своём месте, а не раскинуты. В плане своей комнаты: вещи в шкафу сложены, но если беспорядок, ничего страшного , захочешь сможешь сама когда будет настроение. Т.е. насильно это не прививалось (порядок). Разница , что я к этому отношусь проще, а сестра наоборот. Все должно быть четко, и никак по другому. Она максималист.
Нет родители нас не учили , наоборот , если не нравится не общайтесь , опять же тут мы разные , я не люблю обижать других людей , я сопереживаю , но и постаять за себя могу , сестра наоборот , если ей не нравится она молчать не будет «шо маю то несу» только она не говорит это собеседнику , а начинает плакать. Вы знаете, вы открыли мне на многое глаза , видимо мне хочется чтобы она могла постоять за себя в таких ситуациях, потому что когда она начинает плакать , сне кажется что она может показаться слабой в чужих глазах , а мне бы хотелось , чтобы она могла ответить. Ведь в наше время , сложно жить если ты не можешь постоять за себя. Родители и я не всегда будем рядом , когда ей будет сложно. Не могу сказать что я себя подавляю)) если мне что то не нравится или наоборот я говорю об этом , я тоже пришла к такому со временем и когда к этому пришла , как вы говорите стала счастливой , потому что молчать и говорить свои мысли боясь кого то обидеть своим мнением , я поняла что это не совсем правильно .
Конечно , вы правы, я рассказала как я вижу эту ситуацию , я не считаю что я слабая в некоторых вещах , и хочу как любая сестра или родителей , защитить своего близкого от боли которую могут причинить другие люди . Но я так же понимаю , что мир это единороги и бабочки )) от всего не защитишь .
Спасибо вам обоим за ответы и Советы .
психолог онлайн
Пожалуйста.
цитата:
Разница , что я к этому отношусь проще, а сестра наоборот. Все должно быть четко, и никак по другому. Она максималист.
Дело не в максимализме, а во внутренней нестабильности. Сестра с помощью внешнего порядка пытается себя организовать внутренне - уйти от дисбаланса душевного, эмоционального. Это на психотерапию.
цитата:
видимо мне хочется чтобы она могла постоять за себя в таких ситуациях, потому что когда она начинает плакать , сне кажется что она может показаться слабой в чужих глазах , а мне бы хотелось , чтобы она могла ответить.
Тогда так сестре и можете озвучить свое желание-пожелание - чтобы услышать ее ответ на это. Хочет она того же, что и Вы или нет? Боится она показаться слабой при плаче или нет? И тогда будет понятно: что - Ваше, а что - ее.
психолог онлайн
цитата:
Именно когда общается с людьми и просто у неё спрашивают что то , на который она не хочет или не знает ответ , она начинает молчать и плакать
Ваша сестра просто боится этих и других людей.
цитата:
она чувствует что ее как будто «давят»
а противостоять этому давлению не может.
Ей надо работать с психологом по устранению страхов и развитию уверенности.
Самостоятельно она с этим не справится.
И Вы не сможете ей помочь, потому что не знаете как и что надо делать.