Сложности во взаимоотношениях с дочерью подростком
Здравствуйте! У меня есть дочь, которой 14 лет. В школу ходить отказывается, меня не слушается, на уме только гулянки, друзья. Из дома уходит без разрешений, приходит поздно. Физическое наказание не применяла и применять не собираюсь, т. к. понимаю, что это не решение проблемы. Пытаюсь достучаться до нее словами и вниманием, но это ни к ему не приводит. Она все понимает, обещает исправиться, но улучшений не видно. Чувствую, что у нее есть на меня обида и злость, но разговорить я ее не могу (уже и написать предлагала о своих чувствах). Подскажите, пожалуйста, как быть и что делать?
Вопрос от: ; Возраст: 39

психолог онлайн
Ирина, добрый день.
У меня возникает вопрос о доверительных отношениях раньше. На сколько вы с дочерью были в доверии, на сколько могли поделиться своими чувствами с ней и она с Вами?
На самом, деле. Подростковый возраст - это период, когда родительский авторитет претерпевает изменения и не в лучшую сторону, но если было доверие, то и изменения в отношениях не критические.
Дополнение от автора
Мы с ней всегда общались на равных, доверие было, она час о делилась своими секретами, переживаниями. Да и сейчас она не совсем от меня закрылась. И я очень боюсь упустить эту ниточку, которая нас соединяет, боюсь потерять дочь
психолог онлайн
Вспомните свой подростковый возраст, что именно было для вас важно, но не забывайте что Ваша дочь отличается от вас. Важно понимать, что подростки это бунтовщики и бунт - это возможность самоутверждения. Это может помочь Вам выстроить линию поведения в отношениях с Вашим подростком)))
психолог онлайн
Здравствуйте, Ирина!
Очень хорошо, что Вы обратились.
Важно понять на что обида и злость.
Дополнение от автора
Людмила Владимировна, спасибо за совет. Попробую наладить отношения с дочкой
Дополнение от автора
Марина, а как понять, за что дочка на меня обиду держит? Она ведь не говорит об этом, как я не пыталась узнать
психолог онлайн
Добрый день. Как именно дочка реагирует, когда Вы с ней пытаетесь поговорить?
Дополнение от автора
По-разному: иногда очень резко, нервно и агрессивно, иногда молча слушает, иногда плачет, извиняется и обещает исправиться
психолог онлайн
А написать первой дочери и своих чувствах и переживаниях не пробовали?
Дополнение от автора
Писать не пробовала, но говорю об этом часто. Говорю, что люблю её не зависимо от ситуаций и поведения, что она - самое ценное, что у меня есть. Что очень за нее переживаю
психолог онлайн
Виктория Васильевна Коханская
Фразы люблю, переживаю это общие слова. Да и на фоне темы школы, оценки, слова про "на уме одни гульки", как правило, эти признания в любви вообще мало замечаются.
Возможно стоит подумать над тем, что бы вам хотелось еще сказать в более развернутом виде (написать в виде письма будет проще, и у дочери будет время обдумать, перечитать) - о своих переживаниях, какие страхи, связанные больше с дочерью, чем с успехами в школе, как вами переносится ситуация сейчас, когда не получается поговорить откровенно, какие чувства у вас вызывают ее поведение (про уходы из дому, про непослушание). Про то, на что дочь может рассчитывать в плане помощи и поддержки вашей. Возможно и своим чем-то поделиться. Даже про свою любовь можно по другому написать, а не просто сказать "я тебя люблю".
Может дочь сразу и не ответит, но вы сможете рассказать, что с вами происходит, подчеркнуть про то, что вы рядом и всегда ей поможете. Это важно для подростка - знать, что если ты накосячишь, то тебя примут все равно, тебя любят. А теплые слова ваши, я уверена, помогут и поддержат вашу дочь и ваши отношения с ней. Даже если и результат вы увидите не сразу.
Ну и советую почитать литературу, статьи про подростковый возраст и то, как вести себя родителям.
психолог онлайн
Здравствуйте, Ирина! К сожалению, подростковый возраст у детей - большое испытание для родителей, причем еще и длительное. Придется запастись терпением. Вы живете с дочкой вдвоем или есть другие члены семьи?
Дополнение от автора
Мы живём втроём: дочка, я и моя мама. Отец дочки не принимает участия в воспитании и в жизни ребёнка
Дополнение от автора
Валентина, спасибо за совет. Письмо писать не пробовала, но напишу обязательно.
психолог онлайн
Доброе утро! Почитайте Байярд "Мой беспокойный подросток".
Дополнение от автора
Доброе утро, Татьяна Дмитриевна! Спасибо за рекомендацию!
психолог онлайн
Рекоменую книгу Елены Тарариной "Важно быть собой! Вам и Вашей дочери.
Также хочу обратить внимание на Вас: что сейчас происходит внутри Вас?
Дополнение от автора
Внутри меня переживания, любовь, обида, злость, жалость по отношению к своей дочери. Неуверенность в своих силах в воспитании, мысли о том, что я делаю что-то не так и не то
психолог онлайн
Начните работать с собой!
психолог онлайн
Согласен с коллегами. Помимо литературы имеет смысл также обратится к психологу очно, вместе с дочерью, чтобы лучше понять как быть с тем, что происходит с дочерью и тем, что происходит с Вами.
Дополнение от автора
Вот только с чего начинать?
психолог онлайн
Пётр Алексеевич Соколов
Со своих переживаний - про то, что потеряете отношения, про чувство, что что-то не так делаете. Про то, что сейчас вам актуально.
Предположу, что из своей тревоги чаще дергаете дочь, а ее реакция вас задевает. А подростковый возраст это про отделение ребенка, но при этом знать, что родитель все равно рядом, принимает тебя. И что сегодня ребенок такой взрослый, и все раздражает, а завтра хочется побыть маленьким и нужна поддержка. Вопрос как вы реагируете на это, какие чувства вызывает.
Поддержка родителю важна тоже в этот период. Тем более, что вы одна растите дочь
психолог онлайн
Ирина, Вам уже много полезных рекомендаций коллеги написали, хочу немножко добавить.
Про «на уме гулянки, друзья» - этому есть совершенно научное объяснение.
В психологии есть такое понятие- «ведущая деятельность» для разных возрастных периодов (для малышей это игра, потом ее место занимает учеба).
«Ведущей» деятельность названа не потому, что занимает основную часть времени, а потому, что именно в этой деятельности развиваются все необходимые для данного возраста «новообразования» (умения, навыки).
Т.е. именно в игре малыши учатся тому, чему должны научиться в этом возрасте, и именно в игре начинается подготовка к следующему этапу – учебе.
Так вот, ведущей деятельностью подросткового возраста является - !!! общение со сверстниками, как бы неожиданно это не выглядело – не учеба, а именно общение и именно со сверстниками (можете найти в любом учебнике по психологии))).
Именно эта «деятельность» позволяет ребенку научиться строить взаимоотношения с разными типами людей, с разным отношением этих людей к ребенку, и это дает возможность «подготовиться» к жизни во взрослом мире, где тоже нужно будет уметь взаимодействовать с совершенно разными людьми.
Про другие важные задачи подросткового возраста можете лучше узнать из литературы, просто очень часто родителей настораживает как раз то общение с друзьями, без которого подростковый возраст не сможет «пройти» эффективно.
Полностью согласна с тем, что вашей основной задачей является укрепление той «ниточки», которая есть между вами. Можете в этот непростой период поработать с психологом в вашем городе вживую (или по скайпу), чтобы и самой получить поддержку, и «не сбиться с курса», ведь с подростками может быть очень непросто.
Еще важно постараться отбросить свои внутренние ожидания «как это должно быть», сравнения «а вот у соседей ребенок…», и не обращать внимания на критику со стороны – пусть каждый занимается своим ребенком, а со своим Вы разберетесь сами.
Разговаривайте с дочкой, верьте в то, что она в сложный момент сможет сделать верный выбор, говорите ей о своих опасениях, и о своей вере в ее «разумность».
Ребенок верит в то, что о нем думают родители, если Вы будете напоминать ей о том, что она способная, ответственная, мудрая, заботливая, то она будет знать, что она именно такая, и, соответственно, свои поступки будет «планировать» исходя из этой позиции. Ну а если ребенок слышит постоянно о своей «безответственности», то и решения будут приходить с позиции «какая разница, я ж все равно безответственная».
Как человек, переживший два непростых периода взросления детей, могу пожелать Вам Терпения и Веры – «они (дети) возвращаются», у каждого через свое время, но «свет в конце тоннеля» точно есть))
Дополнение от автора
Будем двигаться к нашему "свету"))
Спасибо за поддержку!!!