Страх агресией и превосходящей силой
Здравствуйте, прошу посоветовать мне в таком вопросе - у меня страх перед вышестоящими лицами, более влиятельными или сильными (будь то начальник, врач, преподователь, незнакомый мужчина...). Работу мне было найти очень тяжело, на каждом собеседовании я испытывала чувство паники и страха. А когда устроилась, стало очень проблематично общаться с начальством :каждый раз, когда мне нужно о чем то спросить или попросить его, у меня сердце замирает, движения сковываются, взгляд испуганный, голос тихий и неуверенный, внутренняя дрожь.
То же происходит и на совещаниях или (не приведи Господь) публичных выступлениях.
К тому же коллектив у меня мужской, и меня частенько упрекают в необщительности, чрезмерной серьезности, скованности. Я не могу объяснить природу этого страха или страхов, такого поведения..Мне это в прямом смысле мешает жить и приносит проблемы как в работе, так и в личной жизни.
Очень прошу подсказать мне как от этого избавиться и начать жить легко и спокойно.
Вопрос от: ; Возраст: 25
консультация психолога
Екатерина, скажите, в детстве какие у Вас были отношения с родителями ? А сейчас ? Спрашиваю об этом, потому, что когда-то, когда шло развитие и становление Вашей личности, именно родители были для Вас вышестоящими, влиятельными и сильными. Такими, перед которыми сейчас Вы испытываете чувство паники и страха
Дополнение от автора
С отцом у меня были хорошие отношения до развода родителей, потом мы практически перестали общаться. А с матерью класса у меня были очень сложные отношения, постоянные конфликты, принуждения приказы, скандалы , унижения, вплоть до истерик (моих) ...при которых помогало только успоительное..Так продолжалось довольно долго с различной интенсивностью (особенно в подрастковом возрасте) . Несколько лет назад я серьезно переболела и мама стала корректнее и терпимее ко мне относится. Сейчас у нас хорошие отношения.
консультация психолога
Похоже, вытесненные в подсознание страхи и переживания так дают о себе знать сейчас.
Дополнение от автора
А какими техниками или способами можно научится совладать с собой, ведь избавиться от страха нельзя (насколько я понимаю)? Что мне с этим делать?
консультация психолога
Избавляться от неосознанных и доставляющих сильный дискомфорт страхов можно на психотерапии. Это, как бы, проживание другого опыта, отличного от того, детского. В безопасной обстановке, при полном и безоценочном принятии Вас другим человеком- психотерапевтом, Вы проживаете эмоционально то, что когда-то было вытеснено Вашей психикой в подсознание. Это приносит облегчение и понимание того, что это было тогда, а сейчас это уже по-другому. Сейчас я взрослая и мне нечего так сильно бояться других, таких же взрослых,как и я, людей. Психотерапия в переводе означает "забота о душе "
Дополнение от автора
Спасибо за ответ
Дополнение от автора
Жаль, что нет способов, котороми я самостоятельно могла бы снизить уровень "волнений"
консультация психолога
Пожалуйста. Самостоятельно нельзя, правда. И рождаемся, и развиваемся , и вырастаем мы, люди, не в одиночку. Точно также нельзя в одиночку и поменять то отношение к себе, к другим людям и к миру вообще, которое мы вынесли из родительских семей.

психолог онлайн
Здравствуйте Екатерина. От социальной тревоги, как от расстройства действительно "самому" избавиться трудно.Но взрослый человек способен учиться и меняться. Если самому измениться трудно, тогда человек прибегает к помощи других, например психологов.
Что касается ситуативной тревоги, то существуют техники, с помощью которых уровень тревоги можно снизить.
В зависимости от ситуации, можно применять следующее:
1. Пожевать жвачку, попить воды. Прием пищи и чувство безопасности связаны между собой, поэтому когда мы едим, уровень тревоги снижается.
2.Поскакать на скакалке (просто попрыгать), покрутить хулахуп, при этом считать до 100-150. Адреналин сгорает в работающих мышцах, счет "включает" логическое мышление и "выключает" волнение.В принципе подойдет любое физическое упражнение (отжимание, приседание и т.п.).
3. Дыхательные техники. Как только почувствуете тревогу, начните с выдоха. Нужно освободить легкие. Вдох должен быть короче выдоха. Например: вдох 1-2-3-4 (возможна секундная пауза), выдох 1-2-3-4-5. Постепенно сокращаем вдох и выдох. Дышать необходимо животом. Грудная клетка неподвижная, живот "надувается и сдувается". В принципе можно просто надувать и сдувать живот. Работает диафрагма и снимает "тревожные" мышечные зажимы.
4. Техники отвлечения. Их много. Можно считать мух, красные предметы, от 1000 отнимать 17 и т.п.
Когда у Вас появилась тревога, "измерьте" (субъективное ощущение) ее по 100 бальной системе (100 это максимальная тревога, которую Вы когда либо испытывали).Затем примените техники снижения тревоги и опять сделайте замер (для наглядности лучше записать на бумаге).Если показатель опустился ниже 25, то Вы уже практически спокойны. Дыхательные техники можно практиковать постоянно и в спокойном состоянии. От каждожневного выполнения эти умения превратятся в навык (автоматическое умение) и в случае "опасности" ВЫ легко восстановите свое спокойствие.
Эти техники могут избавить Вас от тревоги, но Вам необходимо развивать коммуникативные навыки (умение общаться и умение сотрудничать с другими людьми). Коммуникативные навыки можно развивать "самостоятельно", т.е. практиковать разные способы общения (ставить определенные цели в общении и достигать их, делать эксперименты). Можно ходить на тренинги по развитию коммуникативных навыков. Можно записаться в театральный кружок и там развивать коммуникативные навыки (репетиции). Важна практика. А важнее желание все это делать. Вам могут показать как ловить рыбу, но ловить ее, а тем более ее есть никто за Вас не будет. Удачи.