как помочь сыну?
Здравствуйте.Моему сыну 17 лет.Учится он за границей уже три месяца.Выбор учебного заведения был мой,но он охотно согласился.Первый месяц показывал хорошие результаты.Последние два,постепенно сошел на нет.На данный момент на уроки не ходит.Пора экзаменов,он много пропустил,видимо опустил руки.Я поддерживаю как могу.Но он стал отключать телефон,скайп,мол,не трогайте меня.Спрашивала хочет ли он там учиться или стоит вернуться,ответил что там лучше.Но он совсем без друзей.И вижу что ему тяжело,но в украине у него их тоже небыло.Думаю мы с папой просто не научили его дружбе.Сейчас очень агрессивен,подавлен.На уговоры и просьбы отвечает"ладно,все будет хорошо" или"да я иду на уроки"а сам не идет.Осталось две недели до конца семестра.В это время они пишут два очень важных теста,от которых зависит не отчислят ли его.Но знаний от пропущенных уроков не прибавляется,помощи просить не хочет,боится что смеяться будут.Никому не доверяет,все вокруг плохие.Какими словами его поддержать?Испробовала все.Что сказать,чтоб задумался?Прошу вашей помощи.
Вопрос от: ; Возраст: 39
Дополнение от автора
Если не на уроках,то сидит за компьютером.Говорит что пытается общаться в общежитии с одногрупниками,но ему взаимностью никто не отвечает.Так и говорит"со мной никто не общается".Я понимаю что причина в нем.Он нет."Сами виноваты,таким меня вырастили","я такой,какое у меня было детство".Вижу что обижен на нас.Просила прощение,говорила что люблю его,что он дорог нам,вроде понимает,но опять свои неудачи на нас списывает.Не могу найти такое слово,чтоб встряхнуть,чтоб опомнился.

психолог онлайн
Здравствуйте, Валентина!
Сложно судить о состоянии Вашего сына с Ваших слов. Я бы вам предложила поехать к нему или, чтобы на праздники Ваш сын приехал к Вам и взять пару встреч Вам и ему ( совместно) с психологом ( возможно, он учиться в крупном городе за границей, где есть русскоговорящие психологи). С Ваших слов не очень ясно из-за чего Вы тревожитесь больше, что Вашему сыну одиноко или, что он будет отчислен и не выучится ? Вы для себя понимаете, что Вас беспокоит больше ? Также я бы порекомендовала Вам прямо ему сказать, что Вы переживаете, что ему там одиноко и сложно и хотите его максимально поддержать. Возможно, эти слова прибавят ему уверенности.
Дополнение от автора
Он приедет к новому году.Уже запланировала прием у психолога.Знаете,оба вопроса важны.Конечно главное чтоб он чувствовал себя кому то нужным,кроме родителей.Я не успею к нему поехать.Время на документы и визу уже упущены.Говорила,каждый день говорю что переживаю за него.Спрашиваю чем помочь,но нет ответа.
психолог онлайн
И видимо вряд ли лично Вам он сознается в том, что с ним происходит. Отрыв от дома ему дается нелегко, но рано или поздно с ним эти должно произойти, и наступит момент, когда он будет учиться уживаться с другими людьми, жаль, что у него это происходит достаточно поздно. Я искрине желаю Вам, чтобы встреча с психологом помогла Вам и Вашему сыну наметить стратегии поведения.
Дополнение от автора
Спасибо,Юлия.Скажите,на данный момент еще что нибудь можно придумать,кроме слов о его нужности нам?
психолог онлайн
Я бы Вам предложила отпустить его и особо не показывать ему Вашей паники, т.е. сказать ему о том, что Вы пережваете и готовы быть ему опорой, если ему сложно, и все... Т.е. не звонить ему первой, не выяснять с особым пристрастием , как у него дела и т.д.. И если он Вам что-то расскажет или откроется , опять же придержите свою панику и " что-то деланья", а просто выслушайте его, скорей ему просто нужно будет поделиться своими переживаниями. Если у ВАс возникнет желание что-то сделать для него, спросите его об этом, хотел бы ли он, чтобы Вы вмешались в данную ситуацию. Я предполагаю, что Вашему сыну хочется быть более автономным, а не зависимым от Вас. Постарайтесь ему это дать.
консультация психолога
Цели "поддержать" и "чтобы задумался" - они очень различаются,потому что исходят из двух очень разных предположений."Поддержать" исходит из предположения,что человек в целом вполне дееспособен,сам за себя отвечает,но находится в сложной для него ситуации."Чтобы задумался" - из рпедположения,что сам человек не вполне умеет правильно пользоваться головой,с " понималкой" у него некоторые сложности,и сам он,разумеется,не сумеет правильно мыслить о том,о чем дОлжно.В первом варианте ответственность за ситуацию лежит на самом человеке.Во втором варианте - на его родителях.И здесь - осторожно!потому если это ответственность родителей,то сделать просто ничего нельзя - потому что реально это не может быть их ответственностью,но и сам человек не берется.У вас,как я понимаю,много двойственности в вопросах - кто за что отвечает.Выбираете любой вариант - и тогда становится понятно,что говорить,что делать.(Я,как вы поняли,за вариант 1.Тогда я бы сказала примерно так -"дорогой сыночек!Я тебе страшно сочувствую и ужасно за тебя беспокоюсь!но ты же понимаешь - я никаким боком не могу влезть в твое дело,потому что оно зависит только от тебя!Я считаю,что хорошо бы по ситуации сделать все возможное,все,что от тебя зависит!Но это мое мнение.Верю,что ты сам знаешь,что и как сделать,чтобы было лучше для тебя!")
Дополнение от автора
Вот,Юлия,это важно.Да,у меня паника.Еще какая.Возможно я даже перебарщиваю.Спасибо.
Дополнение от автора
Спасибо,Алла Владимировна.Я так часто беру на себя ответственность за поступки сына и мужа,что уже не различаю их со своими.Может поэтому сын и пишет мне что мы с папой сами во всем виноваты.Только я никак не могла понять в чем наша вина.Выбор то был его.И желание огромное.Теперь все становится на свои места.Поддерживать конечно,иначе самостоятельности не добавится.В том и дело что голова его работает в нужном направлении,но видимо я ему просто не доверяла.
психолог онлайн
Полностью согласна с коллегой. Мне кажется, что надо найти ту форму, в которой был бы баланс между поддержкой и передачей ответственности сыну за его решения. Т.е., другими словами, что вы сделаете все, что зависит от вас, но и показать, что тут и тут, если он будет делать так, то последствия будут вот такими. А дальше (ВНИМАНИЕ:)))в этой точке объяснить, что на этом заканчивается то, что зависит от вас и нначинается то, что зависит полностью от него. И что вы готовы принять любое ЕГО решение.
Дополнение от автора
Алина Иосифовна,я поняла что и мне без психолога не обойтись.Спасибо.
Дополнение от автора
Вот и прошло три недели каникул.К психологу сын отказался.Вернее отказывался неоднократно.Я была на беседе с ним.Многое поняла,но когда прочла Байард"ваш беспокойный подросток",вообще все в голове перевернулось.Сколько мы,родители делаем не полезного и ненужного для своих детей.Долго думали отпускать сына на второй семестр на учебу,или нет.Он заявил что хочет там учиться и будет.Поверили.Вот прошел месяц.На учебу не ходит,на телефонные звонки не отвечает,иногда в скайпе ответит,но на отвлеченные темы.Тема посещений занятий им не затрагивается и на вопросы не отвечает.Передала ему ответственность за его поступки,в смс.т.к.по телефону не общается со мной.на неделю оставила его.молчал.Предложила свою помощь,если она ему нужна.Сказала о том,чего я хочу.и чего не хочу-содержать иждивенца.Обьяснила если он не будет учиться,что произойдет.Молчит.Деньги,по моим подсчетам,на исходе,ничего не просит.Пару дней назад написал"буду учиться,учебу подтяну,обещаю,я не знаю что со мной случилось в 1 семестре".Но уже прошел месяц 2 семестра!!Я испугалась что он неадекватен.На уроки таки не ходит.Его просил куратор передать деньги в школу.Не передал.Обещает каждый раз с понедельника.Обьяснила что им может заинтересоваться полиция,это может быть расценено как кража.Говорю что не понимаю что происходит,предлагаю поговорить,молчит.Заканчивается виза.Нужно заниматься докумантами.Не уверена что это будет.Может у него серьезная психологическая проблема и его нужно срочно забирать?
Дополнение от автора
Уважаемые психологи,перечитала ваши комментарии-ответы.И только теперь понимаю их суть.Очень сложно себя перестроить и начать думать как вы сразу.Вроде и работаю над книгой,перечитываю снова и снова,но опять совершаю ошибки и возвращаюсь к исходной точке.