У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Почему дети плачут?

У Психолога » Батьки й діти » Почему дети плачут?

Когда мужчина и женщина решаются обзавестись потомством, то представляют себе, как правило, довольно оптимистичную картину родительства: они – доброжелательные, спокойные мама и папа, их детишки – веселые и довольные жизнью существа… При выборе воспитательной концепции в головах толпятся фразы классиков насчет «слезы ребенка» и «мы в ответе за тех…» - но, увы, мало кто реально отдает себе отчет в том, что их ожидает в действительности, и главное – что с этим делать.

Впереди многое: и  радость ожидания, и чудо рождения, и детские болезни, и бессонные ночи, и первые шаги и слова, и «первый раз в первый класс», и детские книги, и щенки-котята, притащенные с улицы, и драки с дворовыми приятелями …. Словом, жизнь, насыщенная событиями, - и, конечно же, эмоциями.

О радостях детства мы говорим в каждом номере, мы расцвечиваем их всеми цветами радуги – пришла пора поговорить и о том, к чему мы менее всего готовы – о детских слезах. Нет, конечно, все отдают себе отчет в том, что дети неизбежно плачут по тем или иным причинам. Однако, непосредственно столкнувшись  с плачущим малышом, многие теряются и впадают в состояние, приблизительно описанное Григорием Остером так: «Заберите все бесплатно, пусть он только замолчит!».

Итак, почему же дети плачут – и как на это реагировать?

Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.

Для начала – поймем причины слёз.

Причина первая:  диссонанс с «правильным» устройством жизни, или психологический дискомфорт.

Эта причина – основополагающая, поэтому ей придется уделить наибольшее количество внимания, поскольку дети,  которым психологически некомфортно, и по всем остальным поводам плачут на порядок больше «благополучных».

Итак, новорожденный, лишенный общения с мамой сразу же после своего появления на свет, испытывает колоссальный стресс. Увы, в западной культуре так уж повелось: мама рожает ребенка и на какое-то время постоянно «выпадает» из его мира – новорожденным малышом занимаются медики, а не она сама, его в первые же секунды жизни моют, взвешивают, заворачивают в пеленки – вместо того, чтобы дать полноценно пообщаться с мамой, побывать в её объятиях, получить драгоценный контакт «кожа к коже», послушать ее голос и биение сердца – то есть продлить и органично вписать в новый мир привычные уже запахи, звуки и ощущения. То же самое происходит и дома – большую часть времени ребенок проводит не с мамой, а в кроватке, и не общается с миром, а лежит в коляске – то есть предоставлен себе самому и получает слишком мало эмоционального опыта в сравнении с детьми из тех культур, где ребенка не принято так активно изолировать от взрослых и от окружающего мира.

Ребенок попадает в чужую для него среду и остается большую часть времени один на один со своими трудностями, он еще не умеет ни надеяться, ни предвидеть, ни ждать, поэтому для него совершенно не является утешением тот факт, что рано или поздно мама появится, возьмет на руки, покормит – дети живут в ощущении «здесь и сейчас», и если это «здесь и сейчас» плохо, значит, и весь мир – таков же, это место негостеприимное, недоброе и ничего хорошего от жизни ожидать не приходится. Именно поэтому большинство из нас, прошедших через отечественные роддома и культуру воспитания, пропитанную идеями доктора Спока насчет «не балуйте вниманием»,  выросли в парадигме, сформулированной героиней Лии Ахеджаковой: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба».  Всё, мироощущение уже сформировано: «жизнь – штука тяжелая, все блага мира нужно добывать непростым путем». Каким? А единственным доступным ребенку – плачем.  И вот фрустрированные с момента появления на свет детишки сводят с ума своих родителей криками и, как мы полагаем, «постоянными капризами» - в то время как в тех кругах, где матери не разлучаются с новорожденными и до года постоянно находятся рядом с малышом, их плач бывает реже, чем в кругах, где ребенок живет отдельно от мамы в собственной – отдельной! - комнате, в собственной – отдельной! – кроватке. В школьном возрасте наши наследники, безусловно, оценят все прелести личного пространства – то есть своей комнаты. Однако у новорожденного другие приоритеты: он рассчитывает практически все время проводить с мамой - у нее на руках или хотя бы  непосредственной от нее близости, он рассчитывает, что при любом дискомфорте мама придет и поможет – ведь именно такая программа заложена в человеческом детеныше тысячелетиями. И тот факт, что за последние сто лет мир сильно изменился, вовсе не меняет ничего в мироощущении малышей – поскольку так быстро ни один вид адаптироваться к смене условий не умеет. Дети не виноваты в том, что общество теперь устроено кардинально по-другому, что мамы работают и (или) ставят во главу личные блага и комфорт, и малышовые потребности в близости к матери не изменились оттого, что в свое время доктор Спок и его последователи высказали мысли о целесообразности кормления строго по режиму и о вреде «приучения к рукам». Младенцам нет дела до всех этих теорий, они живут в реальном мире, а не в мире наших представлений о том, «как должно быть».

Поэтому, если мама проводит первые дни после рождения малыша отдельно от него, если на улице ребенок только в полузакрытой коляске, а дома – в манеже,  если после каждого кормления мама относит малыша в кроватку и закрывает за собой дверь, оставляя ребенка одного на несколько часов и «воспитывая в нем личность», борясь с его «упрямством» и слезами – нет смысла удивляться, что малыш то и дело плачет, что он беспокоен и капризен уже с рождения. У него нет другого способа привлечь к себе внимания, кроме безудержных слез – и он пользуется им на всю катушку! Причем такой поведенческий стереотип обычно сохраняется на всю жизнь: чтобы нормально чувствовать себя и притянуть хоть немножно заботы и тепла со стороны окружающих, обделенные вниманием во младенчестве люди, вырастая, постоянно жалуются на жизнь, ноют, болеют, попадают в аварии (так называемая склонность к повышенному травматизму) – иначе жизнь им не в кайф.

читайте також:

Научите своего ребенка быть победителем Жизненный сценарий формируется в очень раннем возрасте из тех посланий, которые слышит и видит ребенок о себе, о других и о мире в целом.

Как родители, своею реакцией на совершенную ребенком ошибку, формируют негативные последствия Здравствуйте,  поговорим мы сегодня  о том, как родители воспринимают ошибки, совершенные своими детьми. Давайте начнем с эксперимента:   Вот прямо сейчас  вспомните любую совершенную вами ошибку, уже сейчас, во взрослом возр...

запитати психолога онлайн

Так что если хотите благополучного, счастливого, доброжелательно настроенного к миру и к вам ребенка, помните: дети – не враги, которых надо победить любой ценой. Не упражняйте на них свою силу воли в состязании «кто кого переупрямит» - когда ребенок захлебывается криком в детской, а вы из «педагогических» соображений не подходите к нему, пока не замолчит. Увы, на моей памяти был случай, когда ребенок замолчал действительно навсегда: он в буквальном смысле захлебнулся - рвотными массами (от крика в течении 40 минут его стошнило). Можете представить себе эмоции родителей по поводу «добрых советов» в книжках. Так что литература – это чудесно (для расширения кругозора), но собственный разум и – главное!! – инстинкт слушать нужно в первую очередь. И если мама испытывает потребность спать с новорожденным малышом и кормить его грудью по требованию – пусть поступает так, как ей кажется правильным: в данном случае в ней говорит здоровый инстинкт, не заглушенный «цивилизацией».

Кроме того, помните, что образ жизни мамы – модель для ребенка. Мама, ведущая малоподвижный, эмоционально бедный образ жизни (регулярный просмотр телевизора и прогулки в соседнем парке не в счет!) недостаточно стимулирует развитие ребенка, создает у него впечатление – что жизнь – штука скучная, и поэтому малыш у нее будет беспокойный, пласкивый и суетливый – так ребенок пытается доступным ему способом «вернуть маму к жизни» и простимулировать ее к тому, чтобы она давала ему больше опыта и жизненных впечатлений.

Итак, если вы не хотите иметь «капризного», вечно плачущего младенца, который буквально выматывает родителей своими криками с момента рождения – не поступайте вопреки своему инстинкту, кормите его грудью, а не смесями, берите ребенка на руки, когда он плачет (и не бойтесь «избаловать»: избалованность – это совершенно про другое!), общайтесь и проводите с малышом как можно больше времени в течение «ручного» периода», - то есть до того момента, когда он начнет ходить,  давайте ему максимум впечатлений, позвольте видеть, слышать, обонять, осязать жизнь в полном объеме – и вы сформируете его базовое доверие к миру. Малыш вырастет в убеждении, что он – органичная часть бытия, что за сам факт благополучного существования не надо ожесточенно бороться с собственными же родителями, что мама и папа всегда окажутся рядом в случае необходимости  - а значит, нет смысла дергать их без надобности, проверяя на «надежность» - ведь куда интереснее заняться исследованием окружающего.

 

Причина вторая: дискомфорт физический, когда ребенку неуютно. Малыш при помощи плача сигнализирует вам о том, что что-то с его маленьким тельцем не в порядке: ему грязно, мокро, шумно, жарко, холодно – нужное, как говорится, подчеркнуть. Такой плач начинается с похныкивания – но ведь и любой раздражитель не наваливается сразу, целиком. Малышу постепенно становится «не по себе», о чем он нам и сигнализирует вначале хныканьем, потом плачем. А потом и настоящей истерикой, если мы остались глухи к его первоначальным сигналам.

Поэтому если ребенок начинает плакать – оцените обстановку: возможно, у него мокрая пеленка, возможно, он неудобно лежит или слишком закутан и вспотел – малыши, если они здоровы, а родители их чутки, - редко скандалят «не по делу».

 

Причина третья: ребенок голоден.  Такое может случиться, к примеру, потому, что малыш получает недостаточное количество молока (у мамы проблемы с лактацией или же наследник просто в этот период быстро растет). 

Существуют такие понятия, как «переднее» молоко» - более жидкое и менее питательное, и «заднее»  - то самое, которое ребеночек высасывает ближе к концу кормления. Если малыш приложен к груди неправильно (в случае возникновения сомнений на этот счет проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию!), если продолжительность кормления недостаточна или вы слишком быстро отрываете его от одной груди, чтобы приложить ко второй – ребенок успевает высосать только более «легкое» переднее молочко и остается голодным. В таком случае, помимо регулярного  плача, может появиться зеленый стул, малыш может слабо прибавлять в весе.

Если же ребенок просто быстро растет (а у деток это происходит словно скачками: периоды интенсивного роста чередуются с паузами – временем для аккумуляции сил и энергии), то происходит следующее: в течение нескольких дней он плачет и кажется голодным, требует грудь чаще. Обычно это происходит в интервале от 2 до 6 недель, а также около 3 месяцев, но может случиться и в любое другое время. Меры предотвращения экстренной ситуации лежат сугубо в рамках физиологии: чем больше будет сосать малыш, тем больше будет увеличиваться запас молока, - как следствие, ребенок начнет наедаться и станет есть снова реже – ну и плакать, естественно, перестанет. По возможности не сдавайтесь и не переходите на искусственное вскармливание, тогда к грудному вернуться будет гораздо труднее: ведь чем меньше будет сосать грудь малыш, тем менее интенсивна лактация (меньше молока вырабатывается), так что в добавок к плачу вы получите и проблемы с бутылочками и смесями.

Кроме количества, дитя может не устраивать и качество молока: на него могут влиять и специфические пищевые продукты, и лекарства, принимаемые мамой. Наследнику может просто-напросто не понравиться вкус и запах молока, и он, конечно же, не преминет выразить свое неудовольствие. Ну а вы-то сами как ведете себя в ресторане, когда вам подают невкусную еду?

В этом случае следует просто перетерпеть «скандал» и постараться скорректировать свою диету. Ребенок может протестовать против любых продуктов, но чаще всего это касается  кофе и крепкого чая, коровьего молока, сои, яиц, арахиса.  Вы сами можете заметить, что именно не нравится наследнику, и исключить эти блюда из рациона – понаблюдайте в течение недели за реакцией малыша.

Ну а если мама курит или принимает медикаменты – с большой вероятностью ее ребенок будет плакать больше, чем другие детишки, поскольку в этом случае не только изменяется вкус молока, но и происходит негативное воздействие на нервную систему маленького.

 

Причина четвертая: малыш просто устал. Да, хотя маленькие дети, вроде бы ничем особенно не заняты, но их нервная система очень уязвима и быстро истощается, поэтому ребенок запросто может устать от слишком большого количества новых лиц (друзья и родственники заходили поздравить), впечатлений (ездили по магазинам), событий (каждый день у родителей что-то новенькое случается). Поэтому плач может свидетельствовать об эмоциональной и физической перегрузке, об истощении сил – у взрослых тоже есть такое состояние, когда после безумного дня вроде бы падаешь без ног, но уснуть нет никакой возможности, голова болит и жизнь кажется просто чудовищной. В таком случае мы тоже жалуемся на жизнь – ну и наши детки не исключение.

Поэтому предвосхищайте ситуацию: если вы с ребенком бурно провели день, имейте в виду, что его финал будет орошен слезами почти наверняка. Это – перегрузка, но она пройдет уже к завтрашнему утру – если, конечно, мы будем внимательны к потребности малыша в бережном отношении (поскольку если дать «накричаться» - ночью мы вполне можем иметь уже и температуру как соматическую реакцию на стресс). А еще лучше – понимать, что насыщенный событиями день не всегда под силу малышу, поэтому необходимо соразмерять свои планы и возможности маленького наследника.

Причем «плач от усталости» присущ, в отличие от всех ранее перечисленных, отнюдь не только малышам до года: и трёхлетний, и пятилетний от перегрузок или при отсутствии привычного дневного сна может под вечер устроить настоящий «концерт» - это надо учитывать и строить дневной график таким образом, чтобы не переутомлять ребенка.

 

Причина пятая: болезнь или боль. Здесь картина плача резко отличается от похныкивания при дискомфорте или от капризного плача «от усталости». Крик будет резким, даже с визгом – его не спутать ни с чем, и в этом случае следует действовать по ситуации, и в первую очередь – связаться с врачом. Вариантом плача по причине боли является так называемый плач от «коликов» - в таком случае ребенок нередко подтягивает ножки к животу и кричит не переставая, в определенное время дня - чаще всего вечером (причем не удается успокоить его ни кормлением, ни укачиванием). Облегчает состояние малыша вертикальное положение, мягкое поглаживание животика, помогают в этом случае и средства от колик (посоветуйтесь с вашим педиатром, что именно вам подойдет – если педиатр считает, что прием лекарств необходим), но после трех месяцев проблема обычно уходит сама собой.

В более старшем возрасте, у дошкольников, плач от боли – также явление нередкое: детки носятся со скоростью ракеты, а соразмерять свои возможности и законы физики они еще не научились – поэтому синяки, царапины и шишки преследуют по пятам. Следует учесть, что есть детишки с низким болевым порогом (им больно даже от пустяка, и они разражаются рыданиями «на ровном месте») и с высоким болевым порогом (которые в конце дня только удивленно подсчитывают ссадины, а на мамин вопрос: «Где ж ты это так?», - удивленно отвечают: «А, не помню! Какая разница, это не больно!»). Это нужно учитывать, однако в любом случае следует делать упор не на «пожалеть», а на «объяснить» - если тебе больно, значит, ты что-то сделал не так.

 

Причина шестая: плач как каприз, протест и бунт. Если  все предыдущие виды плача  относились главным образом к  малышам до года, то  «слезы вредности» начинаются после года, и пика достигают в период знаменитого «кризиса 3-х лет». Чуть что не так, дитя разражается рыданиями, нередко к звуковым спецэффектам добавляется видеоряд: катанье по полу, стук кулачков по паркету/маме/папе/витрине магазина, швырянье вещей в пространство… Редкий родитель может бесстрастно досмотреть сей спектакль до конца – однако при всей своей правдивости это именно спектакль, поскольку любые рыдания на тему: «А я хочу так!» - по сути своей наиболее мощная манипуляция на свете.

А раз мы понимаем, что это – именно манипуляция, будем вести себя грамотно. Есть несколько правил поведения родителя в случае детской истерики.

Во-первых, изъять дитя из ситуации: дать попить прохладной воды, вывести из магазина, вынести на свежий воздух, выйти в отдельную комнату,– в зависимости от того, где «давали комедию».  Смена обстановки – это сам по себе сильный переключающий фактор, плюс не будем забывать о втором важнейшем моменте: истерика всегда закатывается ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ. Если таковых не имеется -  рыдания и битье головой об пол быстренько прекращаются: ни один ребенок в здравом уме не станет развлекаться так наедине с собой.

Во-вторых, не внушать никакого воспитательного текста в момент истерики: вы сами-то, когда рыдаете – сильно прислушиваетесь к увещеваниям окружающих, а уж тем более – может ли вас успокоить обвинительный текст? Правильно, не может, - все будет еще хуже. Так же и у детишек. Дождитесь, пока буря утихнет – вот тогда и устраивайте разбор полетов.

Ну и третье правило – самое главное: эмоционально подпитывая и  тем самым поощряя позитивные поступки – получаем позитивные же поступки, эмоционально подпитывая и  тем самым поощряя негативные поступки – получаем негативные поступки. Для психики ребенка все равно, ругаете вы его или хвалите, важен, так сказать, не вектор, а  модуль, то есть - интенсивность. Чем сильнее, эмоциональней ваша реакция – тем больше она закрепляется в сознании, и тем больше искушения у ребенка ее повторить – ведь такое внимание! Такой успех! Поэтому – реагируем эмоционально только на правильные, желаемые поступки ребенка. Негативные – игнорируем, твердо, но без истерик сообщая при этом, что «пока ты так ведешь себя – я общаться с тобой не буду». И не общаемся. Твердость и последовательность в данном случае – это наше все. Интересней всего дергать за нервные окончания только тех, кто реагирует ярко. А пинать ногой кирпич – ну какой интерес? Так что становитесь «кирпичом» во время детских бунтов.

 

Причина седьмая: маленькие трагедии… А вот эти слезы – непритворны. Нередко их никто и не видит – родители обнаруживают детское горе случайно, хотя если отношения доверительные, малыш именно к маме-папе прибежит со своей бедой. Это может быть что-то важное и значимое только в глазах ребенка - ссора с приятелями, потеря любимой игрушки, но может быть нечто и посерьезней - смерть любимого существа, предательство друга… Такие слезы взрослят и очищают душу, и бессмысленно звучит здесь утешение: «Не плачь, ничего страшного». Это для нас утрата гоночной машинки или размолвка с другом – не катастрофичны, а для малыша это серьезно. Лучше всего помогает «отзеркаливание» эмоций («Да, я понимаю -  тебе грустно, обидно»), а еще - умение выслушать, не умаляя значения события и не пытаясь давать советы. Просто – понять и принять.

Конечно, любая потеря – это беда для маленького человечка, тем более - если это потеря не любимой игрушки, а живого и значимого существа – члена семьи, родственника, даже любимого домашнего питомца (до определенного возраста решительно любая смерть – огромный шок и пересмотр всего устройства мира; различия – лишь в силе переживаний)….

Если погибло домашнее животное – не обвиняйте ребенка в его смерти, лучше помогите похоронить любимца.

Если ситуация еще более серьезна (умер кто-то из родных, либо разошлись родители) - не бойтесь говорить с ребенком о том, что произошло. Не молчите сами и не обрывайте его вопросы как «неуместные» и «нетактичные». Не стоит прятать слез – лучше объяснить их причину: так мы учим маленького человека выражать свои чувства и вообще чувствовать что-либо в полную силу. Конечно, это не означает, что в присутствии детей допустимо устраивать истерику, но слезы и горестные слова – имеют право быть.  Делитесь с ребенком своими переживаниями, не бойтесь рассказать, как вам плохо – и обязательно выслушайте все, что он захочет вам рассказать о собственных чувствах и мыслях. Главное – не молчать и не делать вид, что «ничего не произошло»: тот, кто не видел слез родных над умершими бабушками и дедушками – возможно, не сумеет поплакать и о матери с отцом, когда придет их время.

Однако любое горе – это работа для души. Если ребенку удалось правильно его пережить, горе дает маленькому человеку нечто важное: опыт, который делает  его взрослее, сильнее и чувствительнее к чужим бедам.

У Психолога » Батьки й діти » Почему дети плачут?
психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія roditeli-deti Ребенку не хватает внимания: реальность или паранойя?

Я часто сталкиваюсь в своем кабинете с такой ситуацией. Родители, анализируя отношения со своим ребенком, после описания своей проблемы с трепетом в голосе и подспудным чувством вины волнуются...

психологія roditeli-deti Думали ли вы когда-нибудь, что думают по поводу вашей смерти ваши дети?

«Ты меня этим когда-то загонишь в гроб», «если ты так сделаешь – я умру», «ты доведешь меня до инфаркта». Если вы родитель, то не переносите ответственность за ваше физическое состояние на своего ребенка.

Усі публікації розділу Батьки й діти ᐉ

 
Обговорення "Почему дети плачут?"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr