У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


читати українською

«Талисман» в работе психолога с травмированным клиентом

У Психолога » Травми » «Талисман» в работе психолога с травмированным клиентом

Сейчас чрезвычайно внимательно отношусь к подбору техник и методик, которые я применяю в работе с клиентами, находящимися в кризисе или прожившими тяжелый травматический опыт, в частности, связанный с войной в Украине.
В данном случае я расскажу о технике «Мой талисман», которую достаточно подробно описал А. Копытин[2,3]; однако в работе я применяю ее с некоторыми изменениями, которые зависят от клиента и, условий консультирования и многих других факторов.
Эта техника не используется на первых встречах и в начале терапевтического процесса. Данная техника применяется, когда клиент готов принять историю «Раненого-Целителя» и воспринять тот факт, что у него эта часть тоже есть и на нее можно опираться.
Любому человеку иногда важно иметь некий образ в голове, который будет отражать их ощущение собственной устойчивости, силы, здоровья, мудрости. В консультировании же клиент приходит к этому пониманию после того, как научится воспринимать себя как справляющегося, умеющего выдерживать и не разрушаться до основания. Когда в его образ «Я» начинают включаться такие эпитеты, как «могу быть «сильным», «гибким», «умеющим», «знающим» … - т.е. некими словами, за которыми угадывается признание своей силы, возможности преодолеть, перестроиться, адаптироваться, начать снова жить. Это может сопровождаться активизацией социальной жизни. Данные внутренние убеждения являются основой для создания символа талисмана. Такие убеждения в итоге создают веру в себя и дают возможность продолжать жить не смотря ни на что, ведь талисман, буквально является тем зеркалом, в котором отражаются достоинства клиента.

Данная практика является той самой опорой, которая позволяет создать баланс в чрезвычайно болезненном и трудном процессе психологической поддержки человека, перенесшего травматический опыт. Это – спасательный круг, позволяющий не утонуть в сложных переживаниях. Подчас практики такого рода сродни духовным ритуалам, в которых все внимание сосредоточено на духовных ресурсах.

Целью создания талисманического объекта может быть укрепление положительного образа «Я» клиента, концентрация внимания на внутренних и внешних ресурсах, установление связей с миром и при этом – признание собственной уязвимости, необходимости получать поддержку и готовность ее принимать.
Как можно работать с этой методикой?
Чаще всего я предлагаю клиенту создать (нарисовать, слепить, создать любым образом) свой талисман после того, как предлагаю человеку представить себя (или придумать героя), который находится на некоем этапе сказочного пути, на котором, как правило, герою встречается некий полу-божественный персонаж, маг, волшебник, ведьма, баба-яга. Этот персонаж и дарит Герою некий талисман. Можно также не использовать сказочную терминологию, позволяя человеку опираться на более-менее реальные истории его собственной судьбы или семьи, а также на знания про его род. Например, если у клиента была любимая им бабушка, с которой складывались прекрасные отношения и она является одним из теплых воспоминаний о его детстве, то дар можно принять от этой значимой фигуры. Также дар можно получить от себя самого, пришедшего из желаемого будущего. Для человека верующего, дар можно принять от некой божественной фигуры (ангел, святой, фигура, которая будет ассоциироваться с верой). Так или иначе, психологу важно иметь уже некие представления о клиенте, составляя инструкцию к данной методике.
Если имеется такая возможность, клиента не стоит торопить. Ему нужно сосредоточиться и создать представляемый талисман максимально приближенный к увиденному, нарисованному воображением.

Данное изображение/предмет можно либо носить с собой постоянно, либо сфотографировать на телефон и периодически на него смотреть.

Обсуждение сделанной работы чаще проводится, чем нет. Я не провожу только в том случае, если клиент не хочет обсуждать, однако обязательно расспрашиваю о чувствах и состояниях, которые клиент проживает после и чувствовал во время сделанной работы, сверяя с тем, что я замечала и фиксировала в процессе. Как правило, данная техника очень ресурсная, но если дар был вручен кем-то из давно умерших или погибших родственников, клиент погружается в печаль (именно поэтому с некоторыми клиентами психолог ведет себя почти директивно, предлагая именно сказочный персонаж, а не фигуру рода).
Обсуждение работы проводится в свободной форме. Желательно нужно дать клиенту высказаться самостоятельно, дав возможность рассказать самое важное для себя. Если психологу недостает данных, тогда стоит спрашивать, иногда (это интересно и полезно делать с детьми и подростками) можно обыгрывать "работу", "влияние" данного предмета. Кроме особенностей и условий действия талисмана, можно описывать место хранение, частоту использования, возможность делиться даром/передавать по наследству, необходимость "подзаряжать" и что делать в случае поломки/утраты. Интересно: из чего сделан предмет и каким образом создавался.

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

Что может служить талисманом? На самом деле – что угодно. В моей практике чаще всего талисманами становились некие украшения (кольца, браслеты, кулоны), волшебные палочки, предметы одежды (пояс, туфли, шляпа/корона), оружие (нож, меч, щит, булава). А. Копытин довольно подробно описывает возможные интерпретации объектов и их бессознательное воздействие на клиента.

Например, сосуды, чаши и, условно, посуда часто могут быть неким контейнером (что может косвенно указывать о необходимости иметь защиту и недостаточно развитой/укрепившейся способности контейнировать); закрытый сосуд может при этом указывать на внутренние трансформации и необходимость иметь внутреннее, сакральное пространство.

Коробки и различные прямоугольные предметы при этом могут говорить о необходимости создать условия для целенаправленной обработки, осмыслению происходящего во внутреннем мире.

Все, из чего зародится жизнь (семена, яйца) часто заключают в себе программу будущего, возможность дальнейшего развития.

Человеческие фигуры (куклы-мотанки, например, если делаются в этой практике, а не как отдельная) могут символизировать либо самого клиента, либо значимость его рода/некой отдельной значимой фигуры, либо включать в себя ряд символических качеств, которые клиенту предстоит присвоить и освоить, направив на это усилия и уделив особое внимание. Это может быть своеобразный план внутреннего развития, трансформации.

Головные уборы либо подчеркивают значимость интеллекта и способность осмысливать свою жизни, либо некий социальный статус, роль или права.

читайте також:

Культура изнасилования. Горькая реальность Хештег в Facebook #ЯНеБоюсьСказать вскрыл застарелый абсцесс. Тема была настолько табуирована, что многим казалось, будто изнасилование — это единичная трагедия, произошедшая со знакомыми далеких знакомых, а н

Травма нелюбви, или Как полюбить себя Казалось бы, можно просто взять и перестать это проделывать с собой! Просто взять и полюбить себя!Но это практически невозможно сделать в одиночку  - путем просмотра мотивирующих вебинаров и чтения книг. Почему?

запитати психолога онлайн

Пояс как-бы является связующим звеном между верхней и нижней частями тела и может подчеркивать значимость целостности.

Обувь – символика не только жизненного пути, который предстоит Герою пройти, но и личностных особенностей и, возможно, преград, которые уже были успешно преодолены (стоптать три пары железных сапог, чтоб встретиться со значимым лицом; пройти в обуви другого по его пути, чтоб понять, что ему предстояло выдержать). Также это может быть символ готовности менять свою стратегию, выбирать другую дорогу, осваивать неизведанную территорию.

Если животные появляются как  талисманический объект, то клиент может исследовать значимость своих теневых структур, образ внутренней силы (например, жеткость, стремительность, способность выживать, ловкость и т.д.).

Оружие чаще подчеркивают готовность защищать и защищаться, а также качества, которые этому могут способствовать: силу давать отпор, мужество, чувство собственного достоинства.

Множество других предметов, которые очень системно и полно описано в множестве книг, которые я частично дам в списке литературы для ознакомления коллег. Однако все-таки хочется подчеркнуть, что указатели символов – не поваренная книга, и иногда не имеет ничего общего с внутренней реальностью клиента.
Свою работу с клиентом в данной методике я заканчиваю, как правило, итогами, которые помогают метафору перевести в жизнь, сделать понятной для использования не только в условиях некой внутренней реальности, но и в обыденной жизни.
Длительность такой встречи подчас трудно предсказать: она может быть довольно стремительной и клиент работает быстро и эффективно, иногда работа поглощает клиента настолько, что встреча может длиться 2 часа. Однако если клиент пережил травматичную ситуацию я предпочитаю не прерывать занятие, доводя начатое до конца, а на следующей встрече еще раз вернуться к разговору о самом образе и его воздействии и определенном послании, который передается от образа.
 
Литература:
1.    Вознесенська О.Л., Сидоркіна М.Ю. Арт-терапія у подоланні психічної травми: Практичний посібник / Олена Вознесенська, Марина Сидоркіна. – К.: Золоті ворота, 2016. – 202 с. – Вид. 2е: випр. та доповн.
2.    Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. – М.: Когито-Центр, 2014. – 208 с.
3.    Копытин А.И. и др. Арт-терапия жертв насилия /Сост. А. И. Копытин. - М: Психотерапия, 2009. - 144 с: ил.

4.    Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие /А. И. Копытин — «Когито-Центр», 2015—(Университетское психологическое образование
5.    Керлот Хуан Эдуардо. Словарь символов.— М.: «REFL-book», 1994. – 608 с.
6.    Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
7.    Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. А.И. Копытина.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 288 с.

У Психолога » Травми » «Талисман» в работе психолога с травмированным клиентом
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 1 з 1 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія travmy Тунельне мислення. Чому ми втрачаємо можливості?

Ефект поведінки втікаючого зайця часто переноситься в наше життя, коли хтось зустрічається із якоюсь травмою. Його прийнято називати тунельним мисленням і найчастіше людина зустрічається із ним після найважчих та найбільш болючих потрясінь...

Усі публікації розділу Травми ᐉ

 
Обговорення "«Талисман» в работе психолога с травмированным клиентом"

Коментарів 3

Галина Леонидовна, спасибо за полезную статью. Методика отличная и весьма эффективная.

Применяя символдраму иногда сталкивался у клиентов с вручением кем-то или нахождением ими в процессе внутреннего путешествия подобных талисманов или магических предметов.

Да, добавил бы в литературу еще "Энциклопедию символов" Дж.Купера 1995 года.
підтримують: 1

Gala

цитата:

что делать в случае поломки/утраты



Можно изначально предупреждать клиента, что талисман может поломаться или потеряться только в ОДНОМ случае: если он УЖЕ выполнил свою задачу-функцию для нас и мы в нем не нуждаемся. Тогда он уходит. Появился, побыл у нас и ушел. Как и все в этой жизни. Как и сама жизнь. Когда есть в чем-то необходимость - оно присутствует, когда исчезает необходимость - уходит.
цитата:

но если дар был вручен кем-то из давно умерших или погибших родственников, клиент погружается в печаль (именно поэтому с некоторыми клиентами психолог ведет себя почти директивно, предлагая именно сказочный персонаж, а не фигуру рода)



Есть смысл в данном случае делать акцент на важности преемственности, а не на факте смерти или гибели. Что-то важное передается вопреки смерти, не смотря на уход человека, как "миссия должна быть выполнена". Ведь не зря же клиент выбирает именно из своего рода, а не абстрактных персонажей. Значит для них есть что-то важное в этом.

Единственно, что соглашусь, что стоит человеку предлагать другие варианты в случае наличия у него некоей обреченности, что-то вроде: "Вот он погиб и я значит погибну". Тогда директивность вполне оправдана. Может еще в некоторых случаях.
підтримують: 1

Gala

Уважаемый Павел Леонидович, благодарю за Ваши уточнения и дополнения: мне ценно мнение коллег, всегда есть чему поучиться. Ваше более развернутое объяснение и ряд уточнений как нельзя кстати, поскольку в статье важные моменты были мною затронуты, что называется "вскользь". Клиентские случаи разные, специалисту нужно быть сонастроенным с клиентом, действовать согласно разворачивающейся ситуации, но необходима определенная база теоретических знаний и практического опыта - это поможет выбрать наиболее удачную линию поведения. Буду благодарна, если поделитесь своим опытом использования данного образа в своей работе с клиентами.

За энциклопедию - отдельное спасибо. (Надо сказать, что при всем многообразии имеющейся литературы эта книга ускользнула от моего внимания).

С уважением, Галина.

Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr