Что портит отношения? Перевоспитание
Когда человек (чаще женщина) живет в роли "Родитель" по трансактному анализу Э.Берна, то в отношениях он /а становится воспитателем и перевоспитателем, человеком причиняющим добро и счастье насильно. Т.е. сегодня расскажу о деструктивных отношениях.
Несение лидерской роли в семье часто сопровождается и этой функцией, по типу "он со мной исправится", "она повзрослеет - поумнеет", "я дам ему столько тепла и заботы, что он перестанет хулиганить и буянить" и т.п.
️Это роль Спасателя в треугольнике Карпмана, где перевоспитываемый становится Жертвой. А если жертва не выполняет намеченный план, Спасатель перевоплощается в Тирана и с большим напором перевоспитывает и спасает насильно. (Об этом можно более подробно послушать на моем канале YouTube)
Что получает с этого процесса такой "Учитель", если откровенно и глубоко.
- Подкрепляется самооценка ("Я знаю как надо, а он/а - нет"). - Растет гордыня ("Я лучше, я научу").
- Повышается чувство собственного достоинства ("Я достиг/ ла того уровня, что могу передавать мудрость").
- Увеличивается значимость и важность ("Я делаю доброе /благое дело").
- Появляется кайф от власти над другим человеком и от принятых решений.
- Применяемый контроль дает чувство безопасности.
Что делать "Учителю"?
- Осознать что Вы делаете и почему.
- Понять, что Вы не высшая и самая правильная инстанция, тоже ошибаетесь и НЕ Вы решаете, как другому человеку надо жить, а он сам.
- Определить, чего хотите от отношений и все ли Вы получаете от партнера. Что даете в отношения?
- Найти новые способы чувствовать себя хорошо в паре.
- Разрешить другому быть другим.
- Осознать, что Ваша миссия в жизни - стать счастливым/ ой, а не перевоспитание другого человека.
Что чувствует перевоспитываемый?
- Пассивную агрессию, - его /ее границы нарушаются по позитивному сценарию. Нет прямого повода кусаться, а злость родилась. И она проявляется тихим бойкотом, забывчивостью, уходом от ответственности.
- Есть возможность прокрастинации и лени.
- Рождается, активно поддерживаемое Воспитателем, чувство неполноценности, ущербности, недоразвитости и т.п.
- Появляется сильное желание уйти и убежать: долгие вечеринки, командировки, длинные рабочие дни, алкоголь.
- Хочется взять лидерскую роль, но не хочется нести ответственность за последствия, поэтому появляется много пафоса и выпендрежа без действий и всегда при наличии непреодолимых препятствий "Если бы он, то я бы...", "Если было время, то я бы..." Это жизнь в придуманом мире, гдё перевоспитываемый герой и супер человек.
Что делать воспитываемому?
- Осознать, что Вы паразитируете на Учителе и остаетесь в состоянии Ребенка.
- Понять, что за то, что Вы отказываетесь от инициативности и ответственности, Вы отдаёте власть над собой, перестаете распоряжаться своей жизнью. И даже если Вам это нравится сейчас, то придет другое время. И все равно захочется бунтовать против Воспитателя.
- Растить психологическую зрелость.
И помните, - выбор всегда за Вами, дорогие друзья!
Янина Заруба,
психолог развивающихся людей и осознанных позитивных перемен.
Опубликовано 2019-11-11 в 16:06:37
Підберіть психолога для пар онлайн або в містах України.
Опубліковано на сайті 11-11-2019