Не верю в свои силы
Не могу понять, откуда у меня такое неверие в себя. Я прекрасно училась в школе, институте, везде с отличием. Родители никогда не давили и не принуждали, училась сама с охотой. После института легко нашла работу по специальности, работа, как и учеба, давалась легко, за 12 лет непрерывного стажа 2 раза меняла компании, получала повышения, на последнем месте работы дослужилась до довольно высокой должности. Работала я всегда много и овертайм, часто получала похвалу и премии, работа всегда была для меня на первом месте, но проработав 4 года, уволилась по собственному - показалось, что перестала развиваться. Я легко нашла новую работу, в похожей сфере, но на другом направлении. Но проработала я на новом месте всего 2 дня - началась война. Ну а дальше - мой личный ад. Слава Богу, все близкие живы-здоровы, жилье целое, но я осталась без работы. И это для меня трагедия. Эта компания на второй день войны сообщила, что в новых сотрудниках не нуждается, моя бывшая компания вообще закрылась. Из-за войны вся наша сфера, связанная с общественной деятельностью, очень сильно потерпела. Вакансий почти нет, на одно место 70 человек, зп средняя уменьшилась в 3-4 раза. Да и на эти копейки я так и не смогла устроиться со своим блестящим послужным списком. Решила - пойти учится в абсолютно новую для меня сферу - IT. Вроде, норм пошло, но переживаю, что курсов 3-месячных недостаточно , чтобы стать классным спецом. Моя прекрасная семья: муж, родители, многочисленные друзья ( в тч бывшие коллеги) меня очень поддерживают, семья в том числе и финансово, верят в меня и не сомневаются, что я, как и в учебе, и прошлой работе, добьюсь успеха и в новой сфере, все быстро схвачу, а учусь, но меня атакуют страхи и мысли о том, что я так и не устроюсь больше на работу - ни по новой профессии, ни по старой. Ловлю себя на мысли, что страшно завидую людям, которые ходят на работу сейчас каждый день, казню себя за эту зависть, изъедаю изнутри, доизъедалась до гастрита. Раньше у меня такого не наблюдалось - я всегда считала себя классным спецом, еще в универе знала, что я легко найду работу. Сейчас кажется, что вообще ничего не могу. Как справиться с этим и снова поверить в себя?
Питання від: ; Вік: 34

психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
цитата:
НЕ ВЕРЮ В СВОИ СИЛЫ
Вопрос вообще не в этом. С верой в силы у Вас все в порядке. И всегда так было.
цитата:
я всегда считала себя классным спецом, еще в универе знала, что я легко найду работу. Сейчас кажется, что вообще ничего не могу. Как справиться с этим и снова поверить в себя?
Проблема именно в застревании на роли спеца-профессионала, которая считалась всегда и считается ДО сих пор Вами основной:
цитата:
Работала я всегда много и овертайм, часто получала похвалу и премии, работа всегда была для меня на первом месте
Теперь этого первого места нет, так сложилось, не по Вашей вине. А значит это судьбоносное. Цель? Чтобы Вы вышли из такой жесткой привязки к роли "я-спец" и сделали бОльший акцент на других своих ролях, которые, вполне возможно, страдали ранее от такого дисбаланса в пользу работы...
Вот такое есть предположение.
психолог онлайн
цитата:
Как справиться с этим и снова поверить в себя?
цитата:
курсов 3-месячных недостаточно , чтобы стать классным спецом.
Чтобы у Вас получилось "справиться с этим", Вам надо позволить себе не быть "классным спецом".
Ваша проблема заключается в перфекционизме, который мешает и доводит Вас до такого состояния
цитата:
завидую... казню себя... изъедаю изнутри...
Плюс обострились Ваши страхи -
цитата:
атакуют страхи и мысли о том, что я так и не устроюсь больше на работу
Поэтому если Вы хотите
цитата:
справиться с этим и снова поверить в себя
Вам придется работать с психологом в индивидуальном порядке (очно или онлайн).
Причем это будут не разовые консультации, а психотерапия.
Так как всю жизнь Вы были "заточены" на успех и достижения, а теперь это все придется корректировать.
И работа по устранению страхов и возвращению уверенности также может быть длительной, особенно если эти Ваши страхи сильны.
Вы рассматриваете такой вариант решения проблемы?
психолог онлайн
Оксана Юрьевна Селезнева
Владимир Анатольевич Тарасенко
Ирина Николаевна Островерх
Здравствуйте!
Из описания сложившейся ситуации у меня сложилось впечатление, что дело не в том, что Вы не верите в себя. Этот признак, как некий маркер, на который Вы обратили внимание, чтобы начать совершенно новую работу над собой. У Вас вера в себя легче всего "проверяется" и подтверждается через профессиональную успешность и востребованность, а в силу сложившихся обстоятельств это сталось невозможным. И осталось: "а кто я без профессии"? Возможно, поможет следующее:
1) Найти ресурсы (внутренние и внешние), без которых дальнейшее проживание кризисного момента проблематично. Все, что способно дать Вам силу жить, не смотря ни на что. Поддержка близких, обучение, посильная помощь другим, вкусная еда, чтение, физические нагрузки, творчество ... Может быть все, что угодно. Что способно вызывать радость и удовлетворение, дать хотя бы относительно устойчивую позицию.
2) Принять тот факт, что война случилась и повлиять на ход событий, во всяком случае напрямую, Вы никак не можете. Сюда же относится процесс принятия потерь, которые случились в Вашей жизни. Потому что потеря любимой работы, социального статуса и планов на жизнь - это тоже потеря, котрую нужно отплакать, отгоревать. Да, смерть, слава Богу, обошла стороной, но кто сказал, что плакать мы можем только птеряв любимого человека? Любая потеря должна быть оплакана. Дайте себе эту возможность, не рассматривайте это как слабость.
Не утонуть в печали помогут ресурсы, о которых писала ранее.
3) Выжить в травматических ситуациях (а что модет быть травматичнее войны?) помогает такая часть психики, которую называют Тень. Там "живут" вытесняемые и часто осуждаемые состояния, чувства, качества. Там же находятся те наши особенности и качества, которые до этого времени не находили применения. (Это так называемая "золотая Тень"). Тень условно отвечает на вопрос: "А что для меня?" - и дает огромное количество ресурсов, благодаря которым человек способен выжить в сложнейших ситуациях. Для чего я это говорю? Осуждать себя за то, что Вы - человек, со всеми светлыми и не очень сторонами - дело совершенно неблагодарное. Главное - это отнимает много энергии и разрушает здоровье. И все, чему Вы сопротивляетесь, становится от этого сопротивления сильнее. Признайтесь себе в этой зависти и прочих неодобряемых состояниях и разрешите им быть. Представьте, что они на что-то важное Вам указывают. О чем они говорят? Как они о Вас заботятся? Каким образом можно эту заботу преобразовать в собственное благо?
Здесь же, кстати, область наших желаний и страхов. Возможно, придется сделать то, чего Вы боитесь больше всего. А именно: не быть профессионалом хоть на время. Напряжение спадет как раз тогда, когда вы разрешите себе "быть кем угодно, только не профессионалом". Будто перестаете воевать с собой и миром и говорите: "ну и черт с тобой. У меня и других дел куча". И вдруг оказывается, что можно жить, не будучи профессионалом. А можно быть, напрмер, начинающим, учеником, подмастерьем. Или выполнять другие роли. И (что вообще очень страшно, на самом деле для активного человека, привыкшего быть победителем и высококлассным специалистом) - стать на время "бесполезной", пассивной. Условно или фактически - лечь на диван. Еще раз повтрюсь: это действительно сложно. Потому что противоречит тем установкам и убеждениям, которыми Вы руководствовались. Но зато покажет, что "жить можно и так", что это - не так страшно, как кажется, и немного раздвинет "границы возможного" для Вас.
4) Определить все же: "кто же я еще"? Возможно, война сочетается с внутренним кризисом, котрых у взрослого человека бывает несколько. В кризисах мы часто задаемся экзистенциальными вопросами. Этот - один из них. У Вас есть возможность по достоинству оценить свою способность устанавливать доверительные, дружеские отношения, способность учиться и усваивать новую информацию, заботиться о себе и других, быть чувствительной к внутренним измениям и внешним переменам. Эти умения могут подсказать ответ на этот вопрос. Например: я - женщина, я - дочь, я - жена, я - друг, я - человек, я - (национальная идентичность), я - творец и автор своей жизни, я - стремящаяся к постоянному росту личность, я - любительница приключений, я - .... Можно использовать метафоры. Например: я - птица, любящая свободный полет...
Все это - очень трудная работа. Но уверена, что Вы с ней справитесь. Важно, не стараться ее "делать на 5", а проживать, глубоко чувствуя измения, происходящие у Вас внутри. Жить ту жизнь, которя есть.
Весь путь, все проживаемые состояния желательно записывать. Это даст возможность контейнировать свои состояния, легализировать их, а через несколько месяцев - увидеть внутреннюю динамику.
Всех благ Вам, с уважением, Галина.
психолог онлайн
Здравствуйте, Niko!
цитата:
Как справиться с этим и снова поверить в себя?
Думаю, Вы знаете, что решение задачи зависит от правильной постановки и формулировки. Поэтому вопрос, как справиться с этим? - нуждается в уточнении.
Например, как найти эмоциональное равновесие? Как открыть в себе возможности для адаптации к изменившимся условиям? Как пересмотреть привычный образ себя, который стал ограничивающим фактором?
цитата:
Вроде, норм пошло, но переживаю, что курсов 3-месячных недостаточно , чтобы стать классным спецом.
Обратите внимание, как Вы обходитесь с реальностью - накручиваете себя, торопите, сомневаетесь, подгоняете и т.д. А зачем? Почему бы не жить в настоящем - постигать новый вид деятельности, учиться, осваивать и отмечать свое продвижение в новом деле, радуясь и поощряя себя?!
Ответ - мешают укоренившиеся установки типа "я должна преуспевать, входить в профессию быстро (может быть, быстрее всех)" и тому подобные. Как видно, их предстоит пересмотреть. Заменить на "работающие".
цитата:
меня атакуют страхи и мысли о том, что я так и не устроюсь больше на работу - ни по новой профессии, ни по старой.
Заметьте, как Ваш способ обхождения с реальностью склонен к драматизации(!) Отдаляясь от реальности, психика включает воображение, обильно пропитанное страхом. Сама ситуация еще не наступила, а Вы уже в мыслях потерпели фиаско. ДОЖДИТЕСЬ момента собеседования. И только тогда узнаете результат. А до тех пор нет никакого смысла изводить себя негативными фантазиями(!)
психолог онлайн
Здравствуйте!
"Работала я всегда много и овертайм, часто получала похвалу и премии, работа всегда была для меня на первом месте, но проработав 4 года, уволилась по собственному - показалось, что перестала развиваться. Я легко нашла новую работу, в похожей сфере, но на другом направлении."
В описании вашего отношения к работе прослеживаются признаки трудоголизма, который является такой же сложной и опасной зависимостью как и многие другие.
"Моя прекрасная семья: муж, родители, многочисленные друзья ( в тч бывшие коллеги) меня очень поддерживают, семья в том числе и финансово, верят в меня и не сомневаются, "
Здорово, что у в вас есть семья и близкие люди. А у вас работа почему-то оказалась на первом месте, вместо себя и вашей семьи, а ведь она является самой нестабильной в жизни.
Почему вы решили поставить работу на первое место?
"Сейчас кажется, что вообще ничего не могу. Как справиться с этим и снова поверить в себя?"
Вопрос в доверии. К себе, к миру, к другим и работа не является залогом этого доверия. Она всего лишь одна из способов самореализации.
Рекомендую вам начать работу с психологом, чтобы научиться держать в балансе все сферы вашей жизни.