Потеря друзей из России после российского вторжения в Украину
До майдана я примерно десять лет сотрудничал с россиянами - по многим моим идеям там единомышленников было найти проще. В итоге у меня появилось там очень много не только знакомых и коллег, а и близких друзей. Мы делали совместные проекты, как бизнесовые, так и некоммерческие; я периодически ездил туда; а некоторые из них приезжали в Киев. С кем-то мы стали почти как семья. Последний раз я туда ездил - уже не по работе, а просто повидаться с близкими подругами из Москвы и Питера, - за пару недель до майдана. Да и во время майдана мало что поменялось: многие из них мне писали с большим пониманием, некоторые расспрашивали, чем можно помочь, - хотели приехать в Киев.
"Первые ласточки" начались после оккупации Крыма и вторжения на Донбас. Поначалу "отшелушивались" не слишком близкие знакомые, но дальше - больше. Сейчас я вообще ни с кем из них не могу общаться, включая тех, кто считал меня "семьей" и "родственной душой", - а 5-6 лет назад у меня там были десятки друзей и сотни хороших знакомых. Кто-то из давних приятелей, к примеру, мне прямым текстом писал, что собирался ехать на Донбас воевать против украинцев. А кто-то из "самых близких и родных" вроде как и меня "понимает", но и с теми общими приятелями, кто "Киев должен быть русским" или украинцев не то что за второй сорт людей, а вообще за людей не считают, тоже "не хотят ссориться".
И самое печальное, что когда я даже вот тем, когда-то самым близким, попытался объяснить, в чём они неправы - пусть не к украинцам "вообще", а ко мне лично, как к их другу, - они вообще не поняли, о чём я говорю. И о том, чтобы приехать ко мне в Украину, теперь, конечно, даже речи не идет. Тогда я и понял: между нами - пропасть, и это скорее всего навсегда. Но больнее всего то, что они этого не только не понимают, но и неспособны понять. А я вместе с ними как будто потерял огромную часть себя.
Вопрос от: ; Возраст: 42

психолог онлайн
Алекс, понимаю и разделяю Вашу боль, печаль, грусть(((
Вы просто хотели выговориться, поделиться наболевшим или ждёте чего-то от психологов?
Я оплакивала "объединявшее прошлое" и прощалась с ним((( забирала и присваивала своё, наше украинское, переосмысляла его ценность...
Дополнение от автора
Татьяна, спасибо за вопрос. Теперь перечитал себя - и вижу, что нужно дополнить. Последние 10-15 лет ВСЕ мои друзья были из России. Т.е. сейчас я остался практически один, кроме ближайших родственников и двух-трёх очень давних друзей-подруг, с которыми всеми мы в разных городах или даже странах и уже давно общаемся очень редко. Да, я это прекрасно понимаю: мы все потеряли кого-то "оттуда", и надо дальше с этим жить. А у меня не осталось ни одного человека, с которым я мог поговорить по душам. Есть "просто знакомые", с которыми вроде как хорошо и приятно, пока мы гуляем вместе или переписываемся; но через минуту после прощания я чувствую, что и во время общения был одинок. Возможно, потеряв вот так разом всех друзей, я теперь боюсь с кем-то слишком сближаться, чтобы опять не испытать то же.
психолог онлайн
Тетяна Артеменко
"Возможно, потеряв вот так разом всех друзей, я теперь боюсь с кем-то слишком сближаться, чтобы опять не испытать то же." - Возможно. И это нормально. Мы все боимся повторения боли и всячески потом хотим её избежать. Любую потерю нужно отгоревать, оплакать. На горевание в среднем может уйти от полугода до полутора лет. Дайте себе достаточно времени. Пока будут слышны отголоски боли в душе, действительно может возникать страх, тревога, обесценивание контакта, препятствующие сближению.
У меня возник вопрос. А Вы не задумывались, почему ВСЕ Ваши друзья были из России?
Может Вашей боли потери (утраты) и страху сближения больше лет, чем Вы думаете? Почему Вы не строили дружеских отношений физически поближе к себе? Вы теряли кого-то из близких людей, кого любили и кто любил Вас в своём детстве, юности, до 30 лет? Кто-то покидал Вас?Может ранее была самая сильная боль, которая вынудила не заводить близких отношений рядом и переориентировала на "подальше, чтобы не было так больно"?
Дополнение от автора
"А Вы не задумывались, почему ВСЕ Ваши друзья были из России?"
Я тогда объяснял это другим. На момент начала всех этих "витруальных" проектов я был счастливо женат. И мы были настолько близки, понимали друг друга буквально с полувзгляда, что, казалось, нам никто больше был не нужен. Потому я был рад тому, что все друзья "где-то там".
Но вы правы - была утрата до этого: примерно в 20 лет я потерял лучшего друга. И все остальные друзья-знакомые были у нас общие. Так что после его исчезновения (а как значительно позже выяснилось - гибели) я тоже на какое-то время оказался "в вакууме".
психолог онлайн
Алекс, Вы помните как чувствовали себя во время "вакуума" и после известия о гибели друга? Похоже, что всю гамму чувств к другу на тот момент необходимо сейчас вспомнить и прожить (Вы могли не прожить её тогда из-за обиды на друга и чувства на время могли "заморозиться"). Эту утрату Вам нужно отгоревать в первую очередь и присоединить к себе "замороженную" тогда чувствующую часть, которой было больно. Обращайтесь, если понадобится профессиональное сопровождение в проживании горя.