У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


О взрослении

Взросление
У Психолога » Вікова психологія » О взрослении

Взросление – дивный процесс. Дивный он тем, что не совсем понятно, что именно он из себя представляет, и каков его результат.

Перед тем, как написать эти два предложения, я была очень занята длинным и, прямо скажем, занудным текстом о том, что такое взросление и какие качества, на мой взгляд присущи “взрослому” человеку. Когда я начала сама себе звучать как патриарх, поняла, что нужно это дело сворачивать, текст вытерла и написала следующее: Взросление – дивный процесс. Дивный он тем, что не совсем понятно, что именно он из себя представляет, и каков его результат.

Разные авторы выделяют разные характеристики взрослости или зрелости, сходясь в  в одних параметрах и расходясь в других. Некоторые определения рисуют картину почти идеального Взрослого человека. Но мы-то знаем, что не идеальны ни в какой период и не под каким соусом. Хотя что-то в этом есть: в силу своей (если нам повезло) продолжительности и возможностей, предоставляемых развитыми телесными и психическими функциями, взрослость – имеено тот период, когда у нас есть время и шансы стать каким-то лучшим вариантом себя. То, что называется “реализоваться”.

Самое удивительное и страшное во взрослении (а я пишу с позиции так называемого emerging adult, о чем подробнее ниже) то, что, взрослея, ты все больше превращаешься в свободного агента. При чем, во многих смыслах. После детства и подросткового возраста, ни физическое, ни когнитивное развитие не предполагает четко обозначенных стадий и периодов.

Какие мышцы тренируй, такой у тебя будет и мышечный рисунок. Каким родом деятельности увлекайся, такие будут и особенности мышления. Отличные от представителей других профессий. И что самое главное, какие выборы делай, такая у тебя и получится жизнь.

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

Если ты живешь в большом городе относительно развитой (даже такой постсоветской, как наша) страны, последним обязательным и хронологически определенным событием в твоей жизни будет окончание среднего или первого высшего учебного заведения. Последующие (или предшествующие) женитьба, родительство, первая работа и прочие эпизоды, которые ты хотел бы вписать в карту своего жизненного пути, могут происходить или не происходить в зависимости от индивидуальных предпочтений и возможностей.

В свое собственное время.

Взросление подразумевает развитие относительной автономии – материальной, социальной, личной. Самостоятельность не приходит в один момент. Ее достижение предполагает некоторый период нестабильности. Именно с этим связаны тревоги многих молодых взрослых. И мои – прошлые и теперешние – в том числе.

Ведь правда, когда отрываешься от привычных точек опоры, невольно немного пошатываешься перед тем, как научиться опираться на новые, на себя. Будь то первые попытки полагаться на свои собственные заработки, пробы и поиск деятельности, которая отвечает твоим умениям и интересам, или нахождение комфортного партнера, с которым все эти искания приятно разделить.

Возраст 20+ мне всегда казался немного недосмотренным, пока мне не встретились работы американского психолога Джеффри Арнетта, который именно этому времени качественно уделил внимание, назвав его “emerging adulthood”, или “зарождающаяся взрослость”. Он настаивает на том, что это не просто переход от тинейджерства к стабильной взрослой жизни, а вполне самостоятельный период развития со своими особенностями. Правда характерен он только для жителей развитых стран и больших городов развивающихся. Как бы там ни было, то, о чем пишет Дж. Арнетт очень похоже на то, с чем сталкиваюсь я и мои знакомые-одногодки, чье разнообразие охватывает и молодых родителей, и свободных предпринимателей, и сотрудников корпораций, и студентов, и разного рода свободных художников.

Джеффри Арнетт выделяет такие характеристики “зарождающейся взрослости”:

  1. Это возраст исследования своей идентичности, проб различных возможностей, особенно в работе и любви.
  2. Это возраст нестабильности.
  3. Это самый “сконцентрированный на себе” период жизни.
  4. Это возраст ощущения “между”, в переходной стадии, не подростком и не взрослым.
  5. Это возраст возможностей, расцвета надежд, когда люди обладают несравненной возможностью изменять свою жизнь.
читайте також:

Как приобщить ребенка к домашним делам? Когда начинать приучать к уборке и вообще к домашним делам? Почему ребенок взрослея не хочет помогать родителям? Общие рекомендации в приобщении к домашним делам.

Усе, що вам потрібно знати про тодлерів (але це не точно)

запитати психолога онлайн

Я бы сказала, что взросление – это что-то вроде движения в сторону возрастания независимости, свободы, ответственности, исследования своих возможностей и ограничений.

И вот разнообразие социальных и экономических процессов в развитых и развивающихся странах, как-то: уменьшение социального давления относительно вступления в брак, увеличение необходимого периода обучения во многих профессиональных областях, движение в сторону (но, не будем себе врать, пока не достижение!) гендерного равенства и т.д. – подарило нам еще более длительный период взросления, когда сама суть этого явления чувствуется особенно остро.

Не то, что бы  “повзрослев”, дойдя условной отметки 30 (или любой другой, которая по душе), мы перестаем узнавать о себе новое в любви и работе, достигаем абсолютной стабильности (что, кстати, уже не совсем из мира живых идея) или теряем возможность изменять свою жизнь.

По крайней мере, у знакомых мне старших людей это не выглядит так.

Просто где-то в районе 20ти и какое-то последующее время мы особенно активно экспериментируем, приобретаем и вынуждены приобретать множество навыков и умений в профессиональной и личной сферах, которые никак не могут контролироваться никакими образовательными институтами. Эти приобретения уже исключительно наша ответственность. Мы действительно можем позволить себе концентрироваться на себе, поскольку связь с родителями ослабевает, а финансовые и другие обязательства, которые приходят с созданием собственной семьи, можно слегка отложить.

Наверное, самая большая услуга, которую может оказать себе молодой взрослый в это время, это научиться обходиться с нестабильностью, которой сейчас много (но это не значит что ее не будет дальше), и возникающей в связи с ней тревогой.

Это значит, во-первых, понимать, что переживать волнение по поводу нестабильности жизненной ситуации в работе и любви – нормально. Это что-то, с чем все так или иначе встречаются.

Это значит замечать возникающую тревогу и разбираться, с чем в данном конкретном случае она связана. Вместо того, чтобы, будучи поглощенным обделенной вниманием ею, посвящать себя долгосрочным обязательствам, вроде женитьбы, которая не потому что люблю и хочу, а потому что страшно быть одному, или “пришла пора, все женятся”. Или работе, которая ну никак не интересна, но нужно офис и костюм, “у всех моих однокурскников так”.

Работа бывает разная, отношения бывают разные – и это самое время побольше об этом узнать.

И, в-третьих, это значит, учиться делать вещи в своем собственном темпе, тогда, когда  это чувствуется вовремя и правильно лично для тебя. С удовольствием и азартом лавировать на волнах неопределенности, все лучше и увереннее управляя своим кораблем.

Завершу эти размышления следующим: мне кажется, что взрослость отличается от не-взрослости только тем, что если жизнь – это путешествие, то взрослый ты уже сам выбираешь (и оплачиваешь) снаряжение и кого позвать в спутники, а самое главное – какой построить маршрут.

И, если ты чувствуешь, что именно сейчас вступаешь во взрослую жизнь – самое время выбирать и наслаждаться этим захватывающим процессом.

Литература: Jeffrey Arnett. Emerging Adulthood: The Winding Road from late Teens through the Twenties. 2004, Oxford University Press

У Психолога » Вікова психологія » О взрослении
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 1 з 1 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія vozrastnaya-psihologiya Средний возраст без детей

Многие к этому возрасту имеют детей и уже внуков, и набежавший «внезапно» синдром опустевшего гнезда, с вопросом: «Чем жить вдвоем, без детей?», «Чем наполнится снова?»

психологія vozrastnaya-psihologiya Практичні рекомендації батькам першокласників «Як допомогти дитині адаптуватися до школи»

Адаптація першокласників до школи може тривати від двох тижнів до кількох місяців. А у когось з дітей — весь перший клас. Лінійка, перша вчителька та знайомство з однокласниками —зворушливі моменти, які запам'ятаються надовго. Разом з тим першокласни

Усі публікації розділу Вікова психологія ᐉ

 
Обговорення "О взрослении "

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr