У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Поэтапная работа со стыдом: инструкция для психотерапевтов

У Психолога » Професійним психологам » Поэтапная работа со стыдом: инструкция для психотерапевтов

психотерапия стыдаЛечение стыда очень сложный и кропотливый процесс. В чем состоят сложности? Во-первых: клиенты плохо распознают свой стыд. Во-вторых: клиенты склоны прятать свои стыдящиеся части, в отличии от вины, которую предъявляют охотнее. В-третьих: лечение стыда очень медленный процесс. Но, несмотря на трудности, стыд – излечимое состояние.

 

Психотерапевт Роналд Поттер-Эфрон выделяет пять стадий работы со стыдом. 

 

1)     Необходимо создать безопасную обстановку, чтобы клиент мог раскрыть свой стыд 

Сайт пропонує психолог онлайн безкоштовно.

Ничего полезного не произойдет пока между клиентом и терапевтом не установятся доверительные отношения. Как правило на первых этапах терапии клиент предъявляет не самые стыдные для него темы.  

2)     Принять этого человека с его стыдом

Когда клиент делится постыдной информацией, терапевт должен удержаться от желания отговорить его стыдиться. Для терапевта важно умение принимать клиента в его стыде, как бы говоря, да я вижу твой стыд и то чего ты стыдишься, но я с тобой и тебя не брошу. 

3)     Исследовать источники стыда

Цель этого этапа – помочь клиенту понять, что его стыд порожден установками других людей, а не реальной ситуацией.

4)     Поощрять клиента усомниться в его представлениях о себе, проверять обоснованность стыдящих посланий

читайте також:

Облака как проективная методика Вспомните, когда в последний раз вы вглядывались в причудливые формы облаков, сравнивали их с чем-то знакомым?

Гиперактивный ребенок. Часть 2 Несколько способов работы психолога с ребенком, у которого синдром дефицита внимания и гиперактивности. Методы коррекции СДВГ.

запитати психолога онлайн

Предыдущие стадии важны для того, чтобы клиент обратился к образу самого себя. Какой он на самом деле? Надеемся, что клиент сам начнет его исследовать, терапевт поддерживает эту тенденцию.  Терапевт подвергает сомнению обоснованность посланий, которые клиент получал от других людей. Например, Как мать узнала, что вы так ужасны? Я не вижу ничего порочного и ужасного в вас. А вы?

5)     Поддержать изменения в представлении о себе, которые формируют здоровую гордость

Клиент перестает воспринимать себя как непоправимо дефективную личность. Появляется идея, что он «достаточно хорошо» - это ведет к формированию реалистичной гордости. Это процесс медленный. Поэтому иногда клиент будет заваливаться обратно в стыд. Задача терапевта поддерживать здоровую часть личности.

 

Пример работы со стыдом  Роналда Поттер-Эфрона из его работы «Стыд, вина и алкоголизм»

 

«Линда - сорокалетняя дочь отца-алкоголика и "сумасшедшей" и склонной к физическому насилию матери. Ребенком ее регулярно били и унижали. Она стала настолько глубоко стыдиться, что чувствует себя беспомощной в изменении своей нынешней жизни с химически зависимым мужем. После шести месяцев терапии она прогрессировала до точки, в которой смогла присоединиться к терапевтической группе.

Одно вводное упражнение, которое я использовал, называется "Маска". В этом упражнении клиентов сначала просят нарисовать свои маски - образы, которые они хотят, чтобы видели другие. А затем -персону, находящуюся под маской. Как только Линда нарисовала эту персону, она очень возбудилась и внезапно покинула комнату, убежав в туалет с приступом тошноты. Ей хватило смелости вернуться, но она отклонила мое приглашение поделиться тем, что произошло, с группой.

Стадия первая: безопасность и раскрытие

Линда находилась в новом окружении, в котором чувствовала себя слишком уязвимой,- чтобы раскрыть свой стыд. Она нуждалась в подтверждении, что я не буду пытаться заставлять ее говорить об этом сейчас. Я сделал это невербально, но затем предложил ей остаться после сессии, потому что я не хотел, чтобы она уходила такой напуганной и устыженной.

Наедине Линда показала мне, что случилось: "реальная" персона под ее маской спонтанно развилась в рогатую сатанинскую фигуру. Линда смотрела на себя, как на дьявола - образ, характерный для многих стыдящихся индивидов.

Стадия вторая: принятие

Линда была шокирована, поскольку не ожидала, что ее стыд выйдет на поверхность так быстро и с такой силой. Также она узнала этот внутренний образ; он ощущался как совершенно правильный и знакомый, хотя она не знала, почему. Она должна была объяснить мне специально, почему чувствовала себя подобной Сатане, испорченной и бесчеловечной. Моей ролью в течение этой фазы было поощрять ее откровенность, не допуская, чтобы она стала настолько презирать себя, чтобы я мог потерять контакт с ней. Я должен был сдерживать сильное желание уменьшить наш дискомфорт, бросившись ей на помощь до того, как мы реально встретимся с ее стыдом.

Стадия третья: исследование

Я вслух поинтересовался, кто бы мог сказать Линде, что она - дьявол, кто приделал рога к ее голове? К моему удивлению, Линда немедленно вспомнила то, что вытесняла тридцать лет; на протяжении нескольких лет до и после пубертата ее мать, избивая, многократно называла ее дьявольским отродьем. He имея возможности сопротивляться, она инкорпорировала эту уверенность в сердцевину своей идентичности, вытеснив ее источник. Она не могла сомневаться в этом, потому что данное послание было недоступно для нее на сознательном уровне.

 

Стадия четвертая: вопросы и сомнения

К счастью, Линда достаточно долго работала над понятием о себе, чтобы она могла начать сомневаться в этом образе сама. Часть ее была разгневана и до сих пор не полностью принимала то, что она ужасна. Ободряемая мной, она позволила мне перечеркнуть дьявольские рога на ее голове, посмотрела на оставшийся образ нормальной женщины и облегченно разрыдалась. Она осознала, что "проглотила" чужое определение себя, и что она может теперь отвергнуть этот образ и заменить его позитивным.

Стадия пятая: утверждение

Затем я попросил Линду нарисовать новую персону, которую она видит. На ее рисунке была сильная, умная и заботливая женщина, прямо и гордо смотрящая на зрителя. Мы поговорили о том, что она нашла эту новую персону не только сейчас, но и несколько сессий назад в терапии, и о том, как эта новая женщина уже изменила свою жизнь с мужем и семьей».1

 

Важно: Стадии могут проходится как в течении длительного времени, так и в течении одной сессии. На первых стадиях задача установить контакт и развить доверие. Если терапевт форсирует события, клиент сопротивляется. Он будет чувствовать, что терапевт его не понимает и не может оценить глубину его боли. Исследовать установки клиента можно так долго, как на это хватит терпения терапевта. Встреча и формирование здорового «Я» клиента невозможны пока клиент не примет терапевта как значимую фигуру в своей жизни. Совет Поттера-Эфрона: «Чем глубже стыд, тем больше клиент должен доверять терапевту».

 

Ссылка: 1 Роналда Поттер-Эфрона «Стыд, вина и алкоголизм».

У Психолога » Професійним психологам » Поэтапная работа со стыдом: инструкция для психотерапевтов
психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія professionalam "Прокрустово ложе" сознания или почему мир не идет нам на встречу?

В древнегреческой мифологии разбойник Прокруст заманивал путников к себе домой и укладывал их на злосчастное ложе. Если ложе было слишком мало он обрубал путнику ноги...

психологія professionalam Причины ухода из терапии

Некоторые расставания с клиентами для меня так и остались загадками. Анализируя причины, по которым психотерапия была прекращена, я натолкнулся на множество факторов, которые так или иначе послужили тому причиной.

Усі публікації розділу Професійним психологам ᐉ

 
Обговорення "Поэтапная работа со стыдом: инструкция для психотерапевтов"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr