У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


«Нехочуха», или почему подросткам сложно выбирать профессию

подросток не хочет работать
У Психолога » Робота й кар'єра » «Нехочуха», или почему подросткам сложно выбирать профессию

В профориентационной работе с подростками часто сталкиваюсь с их беспокойством, неуверенностью и тревогой по поводу того, что нужно делать такой ответственный выбор.

И это - более чем ЕСТЕСТВЕННО! Потому как перед подростком ставят задачу, которую он еще ни разу не выполнял: самостоятельно выбрать профессию. До этого у него уже, конечно, были самостоятельные решения, но все же не такие масштабные, и в большинстве случаев ему предлагали подсказки, помощь или вообще говорили, как нужно поступать. А теперь и учителя, и родители, и может даже соседи непременно задают ему вопрос: "Ну что, ты уже понял кем станешь?"

Тревога перед таким ответственным решением всегда есть, но она может прятаться. Да так, что постороннему взгляду, а иногда даже самому ребенку не понятно, что ж происходит на самом деле. Ниже описаны частые трудности, с которым сталкивается подросток при выборе профессии, и в которых часто прячется его тревога.

РАСТЕРЯННОСТЬ И НЕЗНАНИЕ "ЧЕГО Я ХОЧУ"
Это норма. Ответ на вопрос "чего я хочу" требует определенного уровня понимания себя, своих особенностей, желаний. А это понимание не сваливается с небес, это процесс самопознания, который в подростковом возрасте только "набирает оборотов". Люди ищут ответ на этот вопрос годами. Чтобы облегчить этот поиск, рекомендую родителям давать подростку "опору под ноги" в виде информации: о нем самом, о мире профессий, о взрослой жизни.

ИЛЛЮЗИИ ПО ПОВОДУ ПРОФЕССИИ И РАБОТЫ
От подростков иногда можно услышать: "Буду бизнесменом, чтобы командовать и ничего не делать", или "Буду программистом, сидишь за компьютером - а тебе за это платят". Почему у подростка сформировалось такое виденье - причины у каждого свои. Но как известно, чем дольше иллюзия подпитывается, тем больнее потом ее разрушение. В этом случае действительно важно показать суровые минусы его иллюзий, но не забыть о плюсах - о реальных, не иллюзорных, а вполне себе возможных радостях будущей профессии, за которые (как на крючок) можно зацепить его мотивацию.

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

НЕЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ В БУДУЩЕМ
Причины тоже разные. От тревоги - "я не справлюсь, так зачем же вообще пытаться", до демотивированности и такого вот сформированного отношения к труду. Здесь очень важно разобраться с подростком, откуда у него такое отношение. Это задача №1. Дальше рекомендую показывать подростку положительные стороны работы, плюсы, которые могли бы послужить стимулом для развития. Например, "Ты же если будешь работать - будешь зарабатывать. А на эти деньги можешь путешествовать, или пополнять свою коллекцию фигурок ретро-автомобилей". Ищите стимул, который замотивирует, ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка.

НЕСЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИТУАЦИИ ВЫБОРА
Тревога часто прячется и здесь. Да так глубоко, что внешне кажется, что все безразлично. Важно вывести ее на поверхность, услышать (ребенку в первую очередь), почему он на самом деле беспокоиться, и попробовать вовлечь его в процесс, чтобы ему стало ИНТЕРЕСНО. Сейчас масса мастер-классов, игр, событий по выбору профессии, которые не только полезные, но и веселые. Покажите ребенку, что выбор профессии - это не только серьезно, но еще и увлекательно.

"ЗАЦИКЛЕННОСТЬ" НА ОДНОЙ ПРОФЕССИИ
"Буду машинистом!" - это все, что вы можете услышать от ребенка? Причин тоже несколько: 
- Или же когда-то он по какой-то причине словил в память эту профессию (напр., бабушка в детстве водила на ЖД, и сказала, что я буду машинистом, а было так весело!).
- Или же это интуитивное чутье подростка, которое он еще просто не может объяснить словами. 
Проверить, что это на самом деле, поможет объективная оценка способностей и личностных качеств ребенка (профдиагностика, консультации). Если это интуитивное чутье своего призвания, то на личности подростка это уже отобразилось - есть потенциальные способности, склонности, предпочтения. Но подросток пока что просто не может объяснить, что "хочу быть машинистом, потому что нравятся технические системы, я внимательный, всегда слежу за маршрутом, мне интересны поезда и как они работают и т.д."

Больше узнать о том, как родители могут помочь ребенку в выборе профессии можно, просмотрев запись моего вебинара: 

Ну и помните, как в конце мультика по Нехочуху он закричал "Я ХОООЧУУУУ!" Желаю, чтобы ваши подростки почаще говорили свои осознанные, истинные ХОЧУ :)

Также, приглашаю на профориентационные консультации школьников и родителей. В арсенале имеются профессиональные инструменты, которые помогут определить интересы, способности, личностные качества, мотивацию и ценности подростка. Работаю очно в Киеве и по Skype.

У Психолога » Робота й кар'єра » «Нехочуха», или почему подросткам сложно выбирать профессию
психолог

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія rabota-karyera 10 правил, які допоможуть виживати, коли ви примусово замкнені вдома на карантині.

Я ж вже 11 років працюю з дому, для мене життя практично не змінилося, виключаючи невеличкі моменти. Тож я хочу поділитися з вами своїми правилами виживання та праці вдома. Розробить план дій, що і коли вам обов’язково треба зробити по роботі.

психологія rabota-karyera Вторая жизнь: возможно ли все поменять в 40?

Людей, совершающих переворот в зрелой поре своей жизни немало. Для многих такие люди - «ненормальные». Очень важно, при возникновении такого порыва убедиться, что ты не идешь по ложному пути.

Усі публікації розділу Робота й кар'єра ᐉ

 
Обговорення "«Нехочуха», или почему подросткам сложно выбирать профессию"

поки немає коментарів...


Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr