Пушкина Т.П.: Медицинская психология. Обзор учебного пособия.
Оглавление Медицинская психология - раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний.
I. Общие представления о медицинской психологии
- ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
- ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
- ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
II. Патопсихология
- ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
- НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
- НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
- НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ
- НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ
- РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИЙ
Пособие адресовано слушателям спецфакультетов психологии, психотерапевтам, психологам-консультантам.
III. Наиболее распространенные психические заболевания
- ШИЗОФРЕНИЯ
- МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ
- ЭПИЛЕПСИЯ
- ОЛИГОФРЕНИЯ
- ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА
IV. Психопатии и акцентуации характера
- АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА
- ПСИХОПАТИЯ
Эту книгу вы можете
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО в формате rar
V. Неврозы
- НЕВРАСТЕНИЯ
- ИСТЕРИЯ
- НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ
VI. Психосоматические реакции и заболевания
- ПСИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ
- ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Литература ко всему курсу
II. Патопсихология: Расстройства эмоций
До сих пор в литературе нет единых представлений о содержании вышеперечисленных понятий. Есть общие области пересечения этих понятий. Ниже приводится один из подходов к рассмотрению эмоциональных состояний, обозначенных терминами стресс, кризис, фрустрация.
Эмоции – это "интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека".
В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:
- эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;
- эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса;
- эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами.
У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность. У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость. При всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная толерантность.
У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, гипертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях.
У шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”). При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх, тревога, снижение настроения, злобность; реже – приятные ощущения в различных органах, чувство “озарения”.
У больных с органическими поражениями ЦНС также отмечаются эмоционально-аффективные реакции и состояния разного знака, интенсивности в зависимости от заболевания, психотравмирующих ситуаций. Например, эксплозивность, раздражительность, "недержание эмоций", слезливость, эйфория, тревожность.
Эмоциональной тупостью, утратой дифференцированности эмоциональных реакций, их неадекватностью отличается эмоциональная сфера у больных шизофренией. Из трех видов эмоций в большей степени страдают эмоциональные отношения, которые становятся патологически искаженными.
Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные проявления у больных МДП (от эйфории до глубокой депресии). Отмечается склонность к дисфориям у больных депрессией.
Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (например, при инфаркте миокарда – мрачная окраска будущего; при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки – повышенная тревожность, возбудимость, перепады настроения и т.д.)
vДля исследования эмоций можно использовать тест Люшера, ТАТ. Уровень тревожности исследуют с помощью шкал Тейлора, Спилбергера и др. При использовании всех предлагаемых патопсихологических методик важно обращать внимание на эмоциональные проявления испытуемых. Возможно создание психологом искусственных трудностей (например, дефицит времени, увеличение сложности задания и т.д.) для провоцирования эмоциональных реакций во время выполнения заданий.
В норме у испытуемого сохраняется побуждение к деятельности и стремление завершить выполнение задания. При патологии возможны различные реакции: аффективные вспышки, негативные реакции отказа от продолжения деятельности, выраженные вегетососудистые реакции (тремор, покраснение лица, учащение дыхания), усиление мышечной напряженности и др.
Стрессы
По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психических заболеваний.До сих пор нет единого мнения относительно определения стресса. Ниже приведены наиболее распространенные представления:
- стресс – эмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных переживаний;
- стресс – это потрясения, вызванные различными по модальности и интенсивности силами;
- стресс – это психическая напряженность (эмоциональная и операциональная).
а) специфическая (конкретная болезнь со специфической симптоматикой);
б) неспецифическая, характерная для любого заболевания, проявляющаяся в ОАС.
Последняя состоит из трех фаз:
- Фаза А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики под влиянием стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.
- Фаза B. Реакция сопротивления. Действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают, уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.
- Фаза C. Реакция истощения. Если стрессор действует длительно, силы организма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она необратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе. В результате последнего развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.
При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. "Стресс – острая приправа к повседневной жизни... ничто не изнуряет так, как бездеятельность, отсутствие раздражителей, препятствий, которые предстоит преодолеть" . В стрессе постоянно происходит тренинг организма и психики.
Селье описывает возможность выявления и формулирования закономерностей развития всякого патологического процесса, проявляющегося во взаимовлиянии болезнетворных агентов и "почвы", то есть организма. Этот патологический процесс является причиной стресса.
В результате взаимодействия разных сил поддерживается гомеостаз (сохранность внутренних условий при любых колебаниях внешней Среды). Поэтому, независимо от разных влияний среды, можно говорить об общих закономерностях реакций организма на воздействие.