У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Пути достижения личностного здоровья

развитие
У Психолога » Початок практики » Пути достижения личностного здоровья

Под личностным здоровьем предлагается понимать осознание и удовлетворение личностью своих истинных потребностей, а также создание условий для осознания и удовлетворения другими людьми своих истинных потребностей; построение на этой основе честных отношений с другими и самим собой. Личностное здоровье – это выбор в пользу истинных потребностей; их удовлетворение в созидательной общеполезной деятельности; содействие удовлетворению истинных потребностей других людей; отказ от патологических мотивов [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15].

Истинные потребности, служащие развитию индивида, направляющие конструктивную деятельность, включают: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, уважения, познания, эстетические, справедливости, самоактуализации [5; 9; 13; 14; 15].

Патологические мотивы препятствуют развитию личности и направляют деструктивную деятельность; образуются из истинных потребностей, которые удовлетворяются деструктивными целями и способами их достижения.

Обобщая работы А. Адлера, К. Хорни, К. Роджерса, Г. Мюррея, А. Маслоу, В. Франкла, Э. Фромма, Б. Рассела, Х. Хекхаузена, В.М. Блейхера и др., мы выделили следующие виды патологических мотивов:

  1. Мотивы обладания вещами и людьми. 1.1. Мотивы зависимости – стремление быть обладаемым другими людьми в качестве вещи: принижать себя, выставлять в худшем виде, искать наказания и радоваться ему, признавать свою второсортность; восхищаться вышестоящими, поддерживать их и подражать им, воздавать им почести, подчиняться обычаю; получать опеку, защиту от неприятностей, руководство, утешение, помощь. 1.2. Мотивы власти – стремление самому обладать другими людьми как вещами: прибегать к насилию, нападать, оскорблять, убивать, мстить за обиды; контролировать других людей, превосходить их и господствовать над ними, ограничивать и запрещать, достигать своей значимости за счет других; пренебрегать другими, избавляться от них, игнорировать, обманывать. 1.3. Мотивы тщеславия и дефицитарной любви – стремление обладать интересами и временем других людей: производить впечатление, привлекать к себе внимание, вызывать восхищение, шокировать окружающих, соответствовать их ожиданиям, получать всеобщую любовь и одобрение, избегать отвержения, критики и отказов. 1.4. Мотивы приобретения – постоянно изменять, обновлять ощущения и эмоциональные переживания, получаемые от вещей и людей, потреблять их излишне и неконструктивно, например, алкоголь, наркотики, пищу, секс и симбиотические отношения как заместители любви и др.
  2. Мотивы минимизации усилий – стремление брать и получать, не отдавая и не прикладывая собственных усилий: избегать трудностей и препятствий, воздерживаться от действий с целью предотвращения неудачи, устраняться от обязательств и ответственности за свои решения и поступки, отказываться от активности, труда, самоотдачи. Рентные установки как стремление к получению материальных, социальных, психологических выгод, не требующему собственной деятельности; свобода от обязанностей, забот, необходимости принимать решения и выполнять их
  3. Мотивы патологической безопасности – стремление неукоснительно следить за чистотой и порядком, придерживаться установленных правил, избегать всего незнакомого, неизведанного, чужого, подчиняться обычаям, традициям, выполнять общепринятые ритуалы [1; 10; 12; 13; 14].

Сайт пропонує безкоштовні поради психологів (чат).

Предлагаемые ниже упражнения могут помочь в осознании и удовлетворении своих истинных потребностей, в осознании своих патологических мотивов и отказе от них, в уравновешивании своих истинных потребностей с истинными потребностями партнера, в выборе созидательной деятельности.

Упражнение «Осознание потребностей»

Групповая работа

• Познакомьтесь со списком истинных потребностей. Примерьте эти потребности к себе. Какие из них есть у вас? В чем это проявляется – в каких действиях, поступках, поведении? Ответьте на следующие вопросы. Что я хочу? Что мне нужно? В чем я нуждаюсь? К чему я стремлюсь? О чем я мечтаю? Чего я желаю? Составьте и назовите список своих потребностей. Какие из них для вас самые важные, неотложные? Какие можно считать второстепенными?

Опишите детально ваше представление о том, что вы хотите получить в первую очередь. Говорите только о том, что вы можете изменить в себе, а не в другом человеке.

Подумайте, какие потребности есть у близких вам людей. Назовите их. Примерьте их к себе. Есть ли у них потребности, которых нет у вас? Какие это потребности? Какие у них есть потребности, которые есть у вас? Что это за потребности?

читайте також:

Сказка как ключ к дверной скважине Прикоснуться к жизненному сценарию человека можно при помощи его любимой сказки. Не обязательно сценарий жизни человека будет в точности повторять сюжет сказки.

Психологическая зависимость. Созависимость. Что такое созависимость. К основным признакам созависимости относятся... Как работать с такими клиентами?

запитати психолога онлайн

Прислушайтесь к своим физическим ощущениям. В чем сейчас нуждается ваше тело? Хотите ли вы есть, пить, спать, заниматься сексом, согреться и т.д.?

Вспомните свои типичные проблемы – повторяющиеся, чем-то похожие. На какие ваши неудовлетворенные или удовлетворенные потребности указывают эти проблемы? Удовлетворение каких ваших потребностей привело бы к решению этих проблем?

Определите свои потребности, удовлетворение которых зависит от других людей. Для этого ответьте на следующие вопросы. Что я хочу, чтобы партнер для меня делал? В чем я завишу от других людей? Удовлетворению каких моих потребностей другие люди препятствуют? Какие мои нужды они уже удовлетворяют? Какие из них – достаточно, а какие – нет? Какие еще потребности я хочу удовлетворять с помощью других?

Проанализируйте свои страхи, тревоги, опасения для лучшего понимания потребностей. Для этого ответьте на следующие вопросы. Чего вы больше всего боитесь? Что вы опасаетесь утратить? Чем вы в настоящее время в наибольшей степени озабочены?

Выявите свои центральные потребности, анализируя и другие эмоциональные переживания, наиболее часто испытываемые вами. Опишите свою типичную эмоцию. Это гнев, печаль, обида, разочарование, стыд, вина? Проанализируйте свои неодобряемые чувства, такие как враждебность, зависть, ревность и др.: кому и в чем вы завидуете, на кого и за что сердитесь, ненавидите, обижаетесь и т.д. О чем свидетельствует эта эмоция? О какой неудовлетворенной или удовлетворенной потребности она говорит? Проговорите свои чувства, это ослабит их и откроет стоящие за ними неудовлетворенные потребности.

В случае удовлетворения каких ваших потребностей ваше самочувствие улучшается, вы начинаете чувствовать себя хорошо, испытываете удовольствие и радость?     

Работа в парах

• Осознайте свои потребности в диалоге с другим человеком. Для этого разбейтесь на пары. Расскажите своему визави о какой-либо актуальной для вас проблеме, которая пока остается нерешенной. Говоря о ней, объясните ему, что вы хотите получить в результате ее решения, какие цели вы ставите перед собой, какие способы используете или будете использовать для достижения цели. Что вы потеряете, если не сумеете ее добиться? Чего вы лишитесь, если проблема не решится? Что вы приобретете, если решите ее, что вам это даст? Пусть ваш партнер помогает вам время от времени открытыми вопросами и парафразом. Затем поменяйтесь с ним ролями.

Групповая работа

• Сочините и запишите сказку на любую тему, какая только придет вам в голову. Сказка должна содержать завязку, интригу и развязку. Прочитайте свою сказку вслух остальным участникам группы. Теперь проанализируйте ее. Сначала опишите, чего хочет, к чему стремится каждый из персонажей вашей сказки. Чего каждому из них не хватает? Теперь решите, кто из них вам ближе всего, на кого из них вы похожи? Если бы вы были на месте этого персонажа, чего бы вам хотелось, в чем бы вы нуждались? Какими способами вы бы стали этого добиваться? Какие ваши собственные потребности нашли отражение в сказке? Какие пути в действительности, а не в сказке, существуют для их удовлетворения? Какие из них соответствуют вашим возможностям? И, наконец, пусть другие участники группы скажут о своем видении услышанной сказки. Как они думают: чего не хватает главным персонажам, чего они лишены, каковы их желания, какие из них самые важные для автора сказки? Как, по их мнению, отразились в сказке центральные потребности самого автора?

Домашнее задание. Ведите дневник потребностей – каждый день делайте записи о своих актуальных потребностях, об их проявлении в эмоциональных переживаниях, мыслях, поведении. Наметьте планы по достижению целей, соответствующих этим потребностям. Каждый день осуществляйте действия, направленные на их удовлетворение, даже если это получится не сразу.

Упражнение «Решение своей проблемы»

Индивидуальная работа

• Выберите какую-либо актуальную для вас проблему, которую вы определили как принадлежащую вам. Назовите возможные потери, которые вы понесете в случае ее не решения, выгоды и приобретения в случае решения.

• Установите, какие ваши неудовлетворенные истинные потребности стоят за этой проблемой. Проанализируйте возможные патологические мотивы, которыми вы замещаете свои истинные мотивы.

• Определите, посредством каких конструктивных целей и собственных ресурсов вы можете удовлетворить свои истинные потребности. Цели сформулируйте конкретно (наблюдаемое измеряемое поведение) и позитивно (без частицы «не»; желательное поведение вместо нежелательного). Ваши ресурсы опишите как то, что вы знаете, умеете, можете и чем обладаете для решения проблемы. Переформулируйте цели и ресурсы в возможные способы решения проблемы. Выберите из них наиболее приемлемый и оптимальный для вас. Сформулируйте его конкретно и позитивно. Выявите созидательный смысл найденного вами способа. Определите, по каким признакам вы узнаете о том, что ваши истинные потребности удовлетворены, как вы сможете проверить их удовлетворенность.

• Предположите возможные препятствия и трудности, которые возникнут на пути решения проблемы. Опишите способы, с помощью которых вы их будете преодолевать. Назовите способы привлечения информационной, материальной, эмоциональной поддержки со стороны других людей для решения проблемы.

• Составьте письменный план, описывающий последовательность ваших действий по решению проблемы и сроки их реализации.

Упражнение «Анализ фантазий»

Групповая работа

• Вспомните какую-либо свою фантазию. Опишите ее как можно более детально. Какие события в ней происходят? Какие персонажи участвуют? Какова в ней ваша роль? Чем вы в ней занимаетесь? Какие чувства и эмоции при этом испытываете? Что именно в этой фантазии происходит с вами?

Делаете ли вы что-нибудь подобное в реальной жизни? Чем бы вам хотелось заниматься в действительности, чего вы в настоящее время не делаете? Как можно перенести вашу фантазию в реальную жизнь? Что в вашей фантазии исполнимого, достижимого? Какими реальными способами можно удовлетворить ваши потребности, которые пока удовлетворяются только в ваших грезах? Что вы можете сделать в реальной жизни, чтобы достичь цели, которую пока достигаете лишь в своих грезах?

Возможно, центральной темой ваших фантазий являются патологические мотивы, например, власть, куча денег, безделье, всемирная слава и т.п. Тогда представьте себе, что ваша греза воплощена в жизнь с помощью какого-то волшебного средства вроде американского дядюшки, лотерейного билета, чемодана с деньгами на дороге и др. закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что теперь у вас есть все, о чем вы мечтали. Расскажите о том, как сейчас идет ваша жизнь, чем она наполнена, довольны ли вы своей жизнью. Всего ли теперь вам хватает? Все ли у вас есть? Каковы положительные последствия исполнения вашей фантазии? Каковы отрицательные последствия исполнения вашей фантазии? Есть ли в вашей жизни созидательный смысл и в чем он заключается? Хотите ли вы что-нибудь изменить в своей жизни?

Упражнение «Баланс»

Индивидуальная работа

• Вспомните и перечислите свои требования к партнеру, которые он выполняет и которые не выполняет. Опишите их, а также то, в чем заключается их выполнение и невыполнение. Какие ваши требования забывает выполнять партнер, хотя знает о них?

Вспомните и опишите требования своего партнера к вам – те, которые вы выполняете и те, которые не выполняете, хотя знаете о них.

Сбалансированы ли ваши требования и требования вашего партнера? Не превышают ли ваши требования к партнеру его требования к вам? Оцените и те и другие по степени трудности выполнения в баллах от 0 до 5 (субъективно). Сбалансируйте, уравновесьте свои требования к нему и его требования к вам.

• Обоснуйте свои требования, найдите для них веские причины, доказательства необходимости их выполнения. Оцените степень их справедливости и реалистичности.

Обоснуйте требования своего партнера к вам, найдите веские причины и доказательства необходимости их выполнения, если вы с ними согласны. Справедливы и реалистичны ли эти требования? Если вы не согласны с ними, то, по каким причинам?

• Обо всех ли требованиях и ожиданиях партнера по отношению к вам вы знаете? Если нет, то спросите у него о них с помощью открытых вопросов. Обсудите с ним их справедливость и возможность выполнения.

Обо всех ли своих требованиях и ожиданиях по отношению к партнеру вы ему открыто сообщаете? Может быть, вы ждете, когда он сам догадается о них? Скажите ему о своих требованиях и ожиданиях с помощью Я-сообщения. Обсудите с ним их справедливость и возможность выполнения.

• Согласуйте ваши взаимные требования друг к другу с партнером в ходе переговоров. Сделайте их равными и справедливыми. Сбалансируйте их по затратам усилий и получаемым выгодам: так, чтобы каждый из вас, выполняя свои обязательства, затрачивал примерное равное количество усилий и приобретал примерно равные выгоды по сравнению с другим. Если вы договоритесь таким образом, что каждый выберет более приятную, интересную именно для него деятельность (ту, которая неприятна и неинтересна партнеру), то вы оба получите больше выгод с меньшими затратами. Выгоды перевесят затраты, если выполняя обязательную, но вызывающую ваше неудовольствие деятельность, вы найдете и придадите ей созидательный смысл (для чего я это делаю, какая от этой деятельности польза мне и другим людям, каков ее конечный итог…).

Упражнение «Поиск созидательного смысла»

Работа в группе

• Найдите созидательный смысл, общественное значение своей профессиональной деятельности. Чем важна ваша деятельность? Какую и кому она приносит пользу? Для чего и кому она нужна? В чем ваша значимость, нужность и полезность для людей и общества? Кто и в чем не сможет без вас и вашей работы обойтись? Опишите смысл своей деятельности как можно более подробно, если вы нашли несколько смыслов, опишите каждый из них.

Возможно, ваша нынешняя профессиональная деятельность вас совершенно не удовлетворяет – имеется в виду не материальная неудовлетворенность, а несоответствие деятельности вашим склонностям. Какие положительные стороны вы можете найти в своей нынешней работе? Какая работа соответствует вашим способностям? Какую деятельность вы бы хотели осуществлять, так чтобы она имела созидательный смысл? Что вы можете предпринять для того, чтобы начать ею заниматься?

В чем заключаются ваши склонности? Как их найти? Что вам нравится делать, от чего вы получаете удовлетворение? Чем вам хотелось бы заниматься? К чему вы испытываете интерес? Без каких занятий вы скучаете? Процесс какой деятельности, а не только ее цели, вас привлекает? Опишите.

В каких непрофессиональных дополнительных видах деятельности вы видите созидательный смысл? Какими из них вы уже занимаетесь? Какими из них вы хотели бы заниматься? Что с их помощью вы делаете для других, не только знакомых вам людей? Опишите.

Возможно, вас не удовлетворяют отношения с людьми. Что именно мешает вам любить другого человека? Что вы делаете для других людей? Как вы можете заботиться о них? Что вы можете предпринять для того, чтобы сосредоточить свое внимание больше на других, чем на себе? В чем созидательный смысл ваших отношений с людьми?

• Представьте себе, что вы получили огромное наследство или нашли чемодан с деньгами, которых вам хватит на всю оставшуюся жизнь (сумму каждый может вообразить такую, какую захочет). Что вы сделаете с ними, на что потратите? Чем вы теперь займетесь, что будете делать? Чему посвятите свое время и свою жизнь? Будете ли вы работать и для чего? Что хорошего и полезного вы сделаете на эти деньги для других людей? Какие ваши потребности будут удовлетворять выбранные вами виды деятельности?

Таким образом, существенными признаками личностного здоровья являются: осознание своих и чужих истинных потребностей; выбор между своими истинными и патологическими мотивами в пользу первых; удовлетворение истинных потребностей в деятельности, имеющей смысл созидания; содействие развитию у другого человека истинных мотивов. К патологическим мотивам, препятствующим личностному здоровью относятся мотивы зависимости, власти, тщеславия и дефицитарной любви, приобретения, минимизации усилий, патологической безопасности. Развитию личностного здоровья могут способствовать упражнения «Осознание потребностей», «Решение своей проблемы», «Анализ фантазий», «Баланс», «Поиск созидательного смысла».

Список литературы:

1. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 
 3. Глассер У. Терапия реальностью // Эволюция психотерапии. Т. 4. / Под ред. Дж.К. Зейга. М.: Класс, 1998. 
 4. Гулдинг М. // Эволюция психотерапии. Т. 4. / Под ред. Дж.К. Зейга. М.: Класс, 1998. 
 5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 6. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001. 
 7. Олпорт Г.Становление личности. М.: Смысл, 2002. 
 8. Пек М.С. Непроторенная дорога: новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития. К.: София, 1999. 
 9. Перлз Ф. Практика гештальтерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

10.  Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

11.  Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М.: РЭНАР, 1992.

12.  Франкл В.Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

13.  Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.

14.  Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

15.  Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.

У Психолога » Початок практики » Пути достижения личностного здоровья
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 1 з 1 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія nachinayushim-psihologam «Талісман» у роботі психолога з травмованим клієнтом

Метою створення талісманічного об'єкта може бути зміцнення позитивного образу «Я» клієнта, концентрація уваги на внутрішніх та зовнішніх ресурсах. Найчастіше я пропоную клієнту намалювати, зліпити, створити будь-яким чином свій талісман.

психологія nachinayushim-psihologam Как применить на практике прикладной психоанализ?

Основной метод прикладного анализа – использование собственного Бессознательного в изучении социальных объектов.

Усі публікації розділу Початок практики ᐉ

 
Обговорення "Пути достижения личностного здоровья"

Коментарів 1

В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными – чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает "мужества быть" – уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная "реальность", известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или "здесь-и-сейчас" направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: "Ничто не заменит опыт, совершенно ничто" (Maslow, 1966, р. 45).

Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr