У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Как научить ребенка постоять за себя?

У Психолога » Підлітки » Інтерв'ю з психологами » Как научить ребенка постоять за себя? (Відповідей: 7)
Как научить ребенка постоять за себя?
Знайти психолога?

Нужно ли заранее учить ребенка противостоять возможным обидчикам?

психолог
+ психолога в избранные


В принципе, многое зависит от особенностей ребенка и его возраста.
Начальные ситуации с «обидчиками», как правило, происходят на глазах у родителя, (в силу маленького возраста ребенка), и чаще всего не несут прямой опасности. Но на их примере уже можно объяснить, что «так бывает» и рассказать о возможных действиях по отношению к «обидчику» или самой ситуации.
На мой взгляд, если прям целенаправленно «заранее учить противостоять возможным обидчикам», то это может сформировать у ребенка страх перед контактом с другими, ощущение, что такой контакт может быть опасен или наоборот, желание «рваться в бой» по типу «вот я вам всем сейчас покажу».

психолог
+ психолога в избранные


Ребенок учится общению с рождения - в отношениях с родителями - как родители решают конфликты между собой, как с ребенком общаются, отстаивают ли свои интересы конструктивно или виноват всегда ребенок. Поэтому специально можно учить сколько угодно, но самое важное - это отношения ребенка с мамой и папой. Если в них его уважают и дают себя защитить и также себя конструктивно защищают мама с папой, то при каких-то ситуациях ребенку несложно будет обьяснить как лучше поступить.

психолог
+ психолога в избранные


Ребёнок копирует поведение родителей и прислушивается к их мнению. Поэтому нужно собственным примером показывать, как вести себя с обидчиками и объяснять это своё поведение ребёнку, если конфликт произошёл на его глазах. Придумывать возможные сценарии, при которых ребёнка станут обижать и учить его противостоять обидчикам, думаю, не стоит,- это малоэффективно.

психолог
+ психолога в избранные


Ребёнок это отражение , если он получает защиту и заботу от значимых других, которые уважают границы друг друга и ребёнка . И умеют защищать свои границы при их нарушении . То и ребёнок это интроецирует, и заведомо не допустит нарушение саоих и не посягнёт ( уважительно относиться) к границам другого.

психолог
+ психолога в избранные


Лутший учитель - это опыт. Конечно, можно объяснить, как может ребёнок постоять за себя. Но дети воспринимают на примере.

Елена Босая


Конечно нужно! Ребенок не должен выходить в мир безоружным!
Но учить нужно не словами.
Ребенок должен увидеть как родители умеют защищаться от него же: когда он берет их вещи без спроса по незнанию, когда нечаянно сильно ущипнет или схватит. Он должен получить мягкий, но уверенный отпор: так со мной нельзя! И тогда ребенок получит разрешение для себя - что ему тоже можно защищать свои границы.
И когда ему что-то не понравится и он сообщит об этом родителю, тот должен отреагировать адекватно: с уважением и пониманием.
Таким образом ребенок научится защищаться от возможных обидчиков во внешнем мире.

психолог
+ психолога в избранные


Заранее нет. Ведь в процессе роста малыша ОБЯЗАТЕЛЬНО случаться ситуации, в которых он сможет этому научиться. А задача родителей: НЕ МЕШАТЬ ему это делать.
И быть ЗА РЕБЕНКА, а не против него. Поддерживать его морально.
И что особо важно САМИ РОДИТЕЛИ должны уважать границы своего ребенка и никогда их не нарушать.
В целом, самозащита - это врожденная способность, данная нам от природы. Иначе бы мы, как вид, не выжили бы.

Почему ребенок может не проявлять способности к самозащите, о чем свидетельствует неумение дать отпор?

психолог
+ психолога в избранные


Каждый ребенок индивидуален. Многое зависит от его собственного опыта и личности самого ребенка. Кто-то даже предположить не может, что можно «давать отпор» потому, что не имел подобного опыта и в семье не видел подобного (или наоборот может бояться, что его «отпор» нарвется на еще более сильный «отпор»). Есть дети мягкие, спокойные, а есть более бойкие или даже агрессивные.

психолог
+ психолога в избранные


Подавление ребенка родителями и слишком строгое воспитание либо наоборот попустительство в воспитании, отсутствие надежного человека в жизни ребенка, некоторые другие проблемы.

психолог
+ психолога в избранные


Ребёнок не защищается, потому что его этому не учили родители. Если сами родители не дают отпор никому, своим примером и объяснениями не учат сопротивляться, то ребёнок растёт с абсолютной уверенностью, что он правильно поступает, давая себя обижать.
Ещё одна возможная причина- когда ребёнок начинал сопротивляться обидчику, его родители жёстко пресекали в этом. В конце концов выработался рефлекс бездействия и смирения на обиды, появилась фрустрация к агрессии по отношению к себе.

психолог
+ психолога в избранные


Внешний Мир ребёнком будет восприниматься принимающим и защищающим в том случае, если родители с рождения дали ему возможность ( оберегая и защищая) символизировать и присвоить эту функцию в его внутреннюю структуру Я. В противном случае Внешний Мир будет всегда восприниматься агрессивным и нападающим.

психолог
+ психолога в избранные


Это может быть как проявления темперамента, так и отражение семейной ситуации.

Елена Босая


Мне более вероятным кажется неразрешение дать отпор, чем неумение.
Защищаться - естественно, терпеть - уже выученная реакция.
Конечно, ей научили родители, когда попытку ребенка защититься не поддержали, и напали на него за это либо пристыдили.

психолог
+ психолога в избранные


Здесь может быть несколько причин.
Одна из них - слабость нервной системы у ребенка, ВРОЖДЕННЫЕ повышенная чувствительность, сенситивность, робость и ранимость. Таким детям сложно себя защищать. Но, все равно, они могут этому научиться - многое в данном случае зависит от родительской позиции в деле самозащиты и поддержки.
Другая причина: систематическое нарушение границ ребенка САМИМИ РОДИТЕЛЯМИ, постоянное обижание и агрессирование на ребенка, отсутствие уважения к нему, запугивание, насилие и даже жестокость (и такие случаи бывают, причем не так уж и редко). Как же ребенок научится себя защищать, если он привык, что получать от родителей - это нормально, а значит и от других можно получить и стерпеть это, а также кто сильный - тот и прав.
Но самая главная: отношение к самозащите родителей малыша. Если они сами не дают себе ПРАВО защищаться и позволяют окружающим обижать себя, то чему научиться у них ребенок? Только тому, как терпеть обиды окружающих и не реагировать соответствующим образом.
Если родители всячески ОСТАНАВЛИВАЮТ ребенка, давая негативную оценку ситуациям самозащиты (чтобы выглядеть в глазах окружающих добренькими и хорошенькими), например: "Драться - не хорошо", "Так хорошие дети не поступают" или "Валера, уступи мальчику свое ведерко, делиться - это же хорошо" (а Валера в это время ЯВНО не хочет уступать и делиться, более того, ведерко ему самому прямо сейчас ОООЧЕНЬ нужно), то как это может повлиять на малыша? Его здоровая и естественная способность защищаться будет надежно ЗАБЛОКИРОВАНА этими навязанными и неадекватными установками.

Как в идеале должен реагировать ребенок на агрессию: сразу "давать сдачи", жаловаться родителям, "вести переговоры"?

психолог
+ психолога в избранные


На мой взгляд, нет «идеала». Потому, что ситуации разные.
В какой-то ситуации приходится отстаивать «свои границы» в самом прямом физическом смысле, потому, что их нарушают именно на уровне тела, и тогда нужно «дать сдачи» - как минимум отодвинуть «обидчика» от своего тела.
Когда-то нужно рассказать взрослому (учителю, родителю, тому, кто может защитить), потому, что есть ситуации, когда только взрослый может решить вопрос (например, когда ребенка обижает другой взрослый).
Ну и конечно, важно уметь «вести переговоры», для того, чтобы «вести» их там, где это возможно.
Думаю, что детей важно учить различать эти ситуации, предлагать им разные варианты разрешения конфликтов и вселять в них уверенность в то, что они обязательно смогут «принять правильное решение».

психолог
+ психолога в избранные


Как нет однозначного решения для всех ситуаций у взрослых, так нет и у детей. Хорошо, если ребенок умеет сказать словами, что он зол и недоволен и противостоять физической агрессии. Важно также чувствовать разумную поддержку родителей , которые могут сказать, когда он не прав, но в то же время посочувствовать. Так если малыш кого-то ударил - так делать нельзя, нужно обьяснить, но и помочь ему понять, почему он так сделал: ты злился, можешь в другой раз сказать, что злишься и не хочешь так.

психолог
+ психолога в избранные


В идеале- на обидные слова реагировать конструктивными высказываниями, на драку- давать отпор физически (если хватит сил). Если же "противник" гораздо сильнее или старше, то стоит обратиться за помощью к родителям.

психолог
+ психолога в избранные


В любом случае ребёнок столкнувшись с агрессией будет в норме защищать себя , это естественное чувство самосохранения. Задача родителей объяснить , почему человек ( другой ребёнок) может отвечать агрессией , в каких случаях это защитная функция, тогда это его вина в том ,что другой так среагировал;; либо это нападение - и это тоже о чем - то может говорить , каждый случай будет индивидуальным опытом вашего ребенка, и если он будет делиться с вами своими переживаниями , вы сможете объяснять и направлять , не критикуя ,так как опыта у него в данном социальном аспекте ещё недостаточно.

психолог
+ психолога в избранные


С детства деток нужно учить решать конфликты "словом".

Елена Босая


В идеале ребенок должен реагировать на агрессию так, как хочет сам. Основываясь на своих ощущениях, а не на убеждениях, которые родители вложили ему в голову.
Ребенок должен реагировать на агрессию так, чтобы эта реакция была не меньше и не больше самой агрессии.
Иначе в первом случае он даст обидчику понять, что можно нападать еще. А во втором может разрушить отношения и отвернуть от себя коллектив.

психолог
+ психолога в избранные


Все зависит от конкретной ситуации. Если ребенка в это время бьют лопаткой по голове или насыпают песок в глаза, вести ему переговоры крайне затруднительно и честно говоря совершенно не хочется, а хочется ему именно что дать сдачи - причем ТАК, чтобы обидчик очень это почувствовал, прекратил свои агрессивные действия и больше никогда не захотел обижать Вашего малыша.
Но, если конфликт только начинается и происходит пока только на вербальном уровне, плюс агрессирующий ребенок в состоянии слушать аргументы, то почему бы и не начать с переговоров? Это было бы разумным. И только если аргументы не действуют, можно и нужно переходить к БОЛЕЕ решительным действиям по самозащите.
В случае же ЯВНОГО НЕРАВЕНСТВА сил, когда нападающих много или противник намного сильнее или старше, или неадекватен (например ребенок-психопат или социопат), ребенку желательно прибегнуть к родительской защите, пожаловавшись.

Что делать, если у разных членов семьи разные взгляды на счет способов реагирования на агрессию?

психолог
+ психолога в избранные


Разные взрослые могут иметь разные взгляды на воспитание, от вопросов принятия пищи до вопросов реакции на агрессию. Это нормально.
Важно, чтобы ребенок не «метался» между разными взглядами взрослых, чтобы они могли выработать общую позицию «до того», как будут формировать ее у ребенка.
В этом вопрос «реакции на агрессию», на мой взгляд, ничем не отличается от любых других вопросов, по которым у взрослых есть разногласия.

психолог
+ психолога в избранные


Договариваться - этим вы и ребенка учите решать конфликты. Но если хотите, чтоб ребенок не бил вас и других людей, не кричал, то ведите себя так же. Прежде всего дети учатся у нас

психолог
+ психолога в избранные


То, как родители себя ведут и то, чему они учат,- часто не совпадает. Ребёнок просто станет копировать поведение родителя (девочка- матери, мальчик- отца), а не слушать то, чему его "учат".

психолог
+ психолога в избранные




Проявление агрессии , это защитная функция при нарушении границ комфорта и при угрозе нарушения психической безопасности , в данном случае о какой агрессии идёт речь? о той которая апеллирует к защитной функции или деструктивно- асоциальной неконтролируемой агрессии? Первая это функция самосохранениях , вторая саморазрушения.

психолог
+ психолога в избранные


Договориться между собой, чтобы ребёнок чётко понимал, что в каких ситуациях делать. Разногласия родителей негативно влияют на формирование личности ребёнка.

Елена Босая


Если члены семьи с разными взглядами пытаются перетянуть ребенка каждый на свою сторону, то есть убедить его, что нужно поступать именно так, а не иначе, - то им нужно идти в семейную терапию.
Потому что если так происходит, то реагирование на агрессию - это не единственная и не самая большая проблема этой семьи. Им нужно учиться выживать в разногласиях.
А любое договаривание - это компромисс. Ребенок все равно почувствует, что члены его семьи думают по-разному и втайне желают, чтобы он выбрал их вариант.
В здоровой паре всегда есть вопросы, по которым у партнеров разные мнения. И им с этим нормально. А ребенку еще лучше: он может ВЫБИРАТЬ!
Если члены семьи договорятся, у ребенка будет только один вариант. А если они живут с разными мнениями и уважают противоположные, то у ребенка появляется сразу два варианта! А если еще бабушки-дедушки поступают так же, то у ребенка еще больше возможностей и это шикарно! У ребенка должна быть зона свободы, в которой он будет не слушаться кого-то и поступать иначе.

психолог
+ психолога в избранные


Договариваться между собой об алгоритмах реагирования: ЧТО и в КАКИХ случаях допустимо, а что нет - и ПОЧЕМУ.
И, кроме того, в семье должен быть кто-то ответственный за безопасность семьи в целом, и ребенка в частности.
Как правило, это тот, кто лучше всего умеет заботиться о безопасности, и кто лучше и быстрее всего ориентируется в различных обстоятельствах, лучше выдерживает стресс и хорошо умеет отстаивать границы.

Безкоштовна розсилка цікавинок!

Оцінка публікації
сподобалося: 2 з 2 оцінювачів
  подобається публікація?  

17-09-2023

Якщо ви психолог і хочете взяти участь в інтерв'ю, авторизуйтеся!


Регіон:
Ціна консультації: до
Працює:







Працює з запитом:
Стать:
Років досвіду від:

Терапевтичний метод...















Ще думки психологів
мнение психолога «Группы смерти» подростков в Украине

Насколько опасными являются такие сообщества? Что может подталкивать подростка присоединиться к подобным группам?

мнение психолога Дочка хочет краситься. Когда разрешать пользоваться косметикой.

Позволять ли маленьким девочкам, например, уже начиная с дошкольного возраста, пользоваться косметикой по праздникам?

мнение психолога Подростковая влюбленность

Что нужно рассказать подросткам о первой любви? В каких случаях родителям стоит пытаться препятствовать первым романтическим отношениям своих детей?

qr