У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Выученная беспомощность

У Психолога » Комплекси » Інтерв'ю з психологами » Выученная беспомощность (Відповідей: 4)
Выученная беспомощность
Знайти психолога?

По каким признакам можно определить у себя или близких "синдром выученной беспомощности"?

психолог
+ психолога в избранные


Ситуацию можно охарактеризовать так, если у человека на данный момент больше ресурсов для решения жизненных вопросов и задач, чем он сам воспринимает. Он чуствует беспомощность в тех ситуациях, для решения которых на самом деле у него достаточно комптентности, возможностей. Он не отваживается их мобилизовать и пробовать решать задачу. Беспомощность по привычке.

психолог
+ психолога в избранные


Выученная беспомощность проявляется в проблемных для человека ситуациях, в ситуациях, где нужно напрячься, проявить инициативу. М. Селигман, указывал на такие проявления этого состояния: неудачные попытки избежать неприятную ситуацию (мотивационный дефицит), неспособность использовать более ранний опыт поведения в подобных ситуациях(когнитивный дефицит), пассивное принятие ситуации (эмоциональный дефицит). Это состояние очень похоже на то, как ведёт себя человек в депрессии и выражается в фразе: нет смысла что-то делать, ведь всё-равно не получится.

психолог
+ психолога в избранные


Для меня важно понимать что опыты, которыми доказан этот феномен, проводились на собаках и в доме престарелых. Если это так, важно быть или собакой или человеком преклонного возраста - жителем дома престарелых. Это факт реальности, который я не могу игнорировать.

психолог
+ психолога в избранные


Выученная беспомощность - состояние человека, при котором он убежден, что в его жизни от него ничего не зависит. И соответсвенно, человек не предпринимает никаких действия для улучшения своего состояния и своей жизни.

Мысли при ощущения беспомощности: "я не смогу", "от меня ничего не зависит", "другие могут , а что я?", "у меня нет сил".

В состоянии "выученное беспомощности" личность:

1. Занимает пассивную позицию во всех важных аспектах жизни.
2. Неуверенность в себе
3. Отсутствие собственных целей и желаний.
4. Человек абсолютно никак себя не выражает
5. Человек зависит во всем от других (близких, жизненных обстоятельств). Человек не за что не несет ответственность.
6. Постоянные сомнения во всем и себе.
7. Подавленной эмоциональное состояние.Подавленные чувства приводят к психосоматическим заболеваниям, а также не позволяют формироваться желаниям самой личности.
8. Отсутствие волевых проявлений.

Каким образом формируется выученная беспомощность?

психолог
+ психолога в избранные


- Сильная зависимость от родителей в детстве, гиперопека, "я все сделаю за тебя", тогда у ребенка не накапливается опыт того, что он может справиться с посильными задами.
- Длительная болезнь в детстве, когда возможности ограничены и остается такое привычное восприятие себя даже когда человек повзрослел, у него другие силы.
- Ограничения ребенка в возможностях использовать свою силу и познавать мир, справляться с посильными задачами при соответствующей поддержке.
- Серьезные психологические травмы, особенно в раннем возрасте, или же протранслированная материнская тревога относительно безопасности действовать активно влияет на возможность осваивать проявлять силу, свою агрессивность
- Обесценивание со стороны родителей: ты ничего не сможешь, ты не такой, - также губительно влияет на ощущение ребенком своей силы и компетентности

психолог
+ психолога в избранные


Выученная беспомощность формируется в результате многочисленных безрезультатных попыток повлиять на проблемную ситуацию. Это состояние серьёзно тем, что оно распространяется не только на эту конкретную ситуацию, в которой возникло, а часто и на другие не связанные с ней сферы жизни. Такому состоянию, которое становится особенностью всей личности Д.Циринг дала название личностная беспомощность.
Беспомощность формируется у людей, которые не видят последствий своих действий. Чтобы они не сделали - нет реакции, либо, чтобы не сделали - всё плохо, или творю, что хочу - а меня всё равно хвалят. Поэтому выученная беспомощность формируется как в семьях, где на ребёнка никто не обращает внимания, так и когда всё время потакают, или всё время наказывают. У взрослых также может развиваться это состояние. Но есть и хорошая новость, доказано, что у каждого 10-го это состояние не формируется. Учёные предполагают, что такое случается с теми, кто раньше успешно преодолел выученную беспомощность.

психолог
+ психолога в избранные


Вопрос не ясен для меня с моей позиции, которую высказала ранее выше.

психолог
+ психолога в избранные


Формироваться "выученная беспомощность" может в детстве, когда в возрасте с 3-5 лет у ребенка появляется потребность делать все самому - "я сам". Но родители подавляют инициативу ребенка, ограничивая его инициативу и самостоятельность "не лезь", "ты не можешь, не умеешь".
Также формирование беспомощного внутреннего состояния происходит при гиперопекающем воспитании. Когда в силу подавляющего стиля воспритания, родители ограничивают своего ребенка "от всего", делая большинство моментов за него сами, что приводит к убеждению человека "я сам ничего не могу".

Формироваться "беспомощность" также может во взрослом возрасте. Когда человек длительное время находился в подавляющем ситуации, предпринимал определенные усилия, но ничего не мог изменить. И для того, чтобы справиться и выжить человек вынужден был "сдаться" и смириться с тем, что ничего от него не зависит. Например, мучительная болезнь, которая длительное время угнетала и подавляли человека. Также при длительном насилии над личностью (психологического, сексуального, физического) формируется данное состояние.

Легко ли "лечится" личностная беспомощность и можно ли самостоятельно справиться с этой проблемой?

психолог
+ психолога в избранные


Самостоятельно сложно, так как это обычно глубоко устоявшаяся картина мира и себя. Это как зверь, которого выпустили из клетки, в которой он провел всю жизнь, и он все равно ходит по участку, равному размеру клетки. Он не знает, что бывает по-другому. Ему страшно по-другому, так как этого нет в опыте. И тогда важно создать условия для возможности появления этого опыта, в поддерживающей атмосфере и с грамотным сопровождением. Все наши установки и ограничения формируются в контакте с близким окружением. И приобрести другой опыт можно опять же только в контакте с другим человеком. Чтобы потом расширять его в жизнь. К тому же там будет много чувств, и страха, и гнева, и бессилия, в этой точке важно оставаться, и чтобы был кто-то рядом, кто может это воспринять и пригласить в другой мир, мир силы, поиска, удовольствия от своих действий. Лучше всего курс терапии, где человек все это исследует в контакте с терапевтом. Конечно же это "лечится", если есть мотивация и готовность посвятить этому некоторое время, чтобы осваивать новое по шагу. Как ребенку, который учится ходить. Ему нужен кто-то рядом, кто знает, что это безопасно, и что этому можно научиться

психолог
+ психолога в избранные


Справится с проблемой можно, если она не является уже симптомом депрессии.
Нужно ставить небольшие цели, когда результаты своих усилий вы можете увидеть уже завтра.
Нужно экспериментировать, делать то, что вы раньше не делали или делать привычное действие неизвестным для вас способом.
Ваши действия должны иметь разные последствия.
Промежуток времени между вашим действием и последствием должен быть как можно короче.

психолог
+ психолога в избранные


Если ставить на себя клеймо "личностная беспомощность" с подачи других людей (даже авторитетных, маститых, в дорогих костюмах и т.п), без внтуреннего осознавания, изменения невозможны. Парадоксальная теория изменения Арнольда Бейссера (модель) объясняет и поможет прояснить для себя глубже почему и как происходят изменения.

психолог
+ психолога в избранные


Выученная беспомощность" - состояние , которое формировалось длительное время и соответственно, эффективнее с данной проблематикой пройти курс психотерапии. В котором Вы "проживете" подавленные чувства, что освободит вас от психосоматических проявлении. Также в психотерапии Вы сможете найти в себе внутреннюю опору, силы, заметите и осознаете свои сильные стороны. А также со специалистами легче обнаружить и поработать со вторичным выгодами "беспомощности" и взять ответственность за свою жизни на себя.

Но если Вы работаете над собой самостоятельно, то, чтобы справиться с сотоянием беспомощности:

1. Необходимо начать работать над своей самооценкой. Осознать то, что у вас хорошо получается, с чем Вы хорошо справляетесь и начать делать это чаще. Начните выполнять как можно больше дейсвиф самостоятельно.

2. Начните фиксировать свои результаты. Необходимо заметить, что каждое Ваше действие ведет к определенному последствию, т.е.осознать, что вы влияет на себя и свою жизнь.

3. Начните работать со своим эмоциональным состоянием. Начните регулярно вести личный дневник, который никогда никому не покажете. Вам это поможет восстановить внутреннюю связь с собой, начнете лучше понимать себя и осознавать собственные желания.

4. Необходимо начать регулярно выполнять физические упражнения. Вам это позволить вернуть связь со своим телом, выпустить телесные зажимы прошлых траматичных состояний, а также улучшит в общем Ваше эмоциональное состояние.
5. Начните ставить перед собой небольшие цели и фиксировать свои победы.

6. Начните себя поддерживать. Каждый из нас рожден с большим потенциалом, реализовав который, можно стать счастливым. Вы для себя самый близкий человек, именно поэтому учитесь хвалить и поддерживать себя.

7. Изменения в жизни начинаются, когда человек берет ответственность на себя за свою жизни! Только вы являетесь автором своеф судьбы!

Безкоштовна розсилка цікавинок!

Оцінка публікації
  подобається публікація?  

24-02-2018

Якщо ви психолог і хочете взяти участь в інтерв'ю, авторизуйтеся!


Регіон:
Ціна консультації: до
Працює:







Працює з запитом:
Стать:
Років досвіду від:

Терапевтичний метод...















Ще думки психологів
мнение психолога Комплекс рятівника.

Що таке та як проявляється комплекс рятівника (синдром лицаря)? Чим комплекс рятівника відрізняється від справжнього співпереживання та співчуття? Чи можна сплутати «синдромом білого лицаря» зі співзалежністю?

мнение психолога Нарушения пищевого поведения

Какие симптомы могут указывать на наличие какого-либо из расстройств пищевого поведения? Какие причины чаще всего лежат в основе нарушений пищевого поведения?

мнение психолога Комплекс отличницы

Что это такое и как родителям, настаивая на необходимости хорошо учиться, не «наградить» ребенка этим комплексом?

qr