как простить себя после аборта
Здравствуйте,несколько дней назад узнала, что беременна, сначала обрадовалась, потом поняла, что родить ребенка сейчас не в состоянии, четыре месяца назад похоронила сына, ему было 10 месяцев.У него был врожденный порок, мы боролись за его жизнь и не смогли спасти. Я почувствовала, что не в состоянии сейчас рожать:эмоциональное состояние, стресс, слабый организм после всего и страх,что это может повториться привели к тому, что решилась на аборт. К тому же на 5 месяцев остаюсь одна, муж защищает диссертацию в Европе. Сейчас не могу себя простить за это. Спасибо
Вопрос от: ; Возраст: 23
консультация психолога
Уважаемая bela! "Прожить утрату" (это психологическая терминология) лучше всего вместе с опытным психологом-психотерапевтом.
консультация психолога
Бела, солнышко, как я вам сочувствую! Смотрела еще вчера на ваше письмо, но не смогла придумать, что бы вам написать. Да и что тут придумаешь?...
Вы сейчас переживаете очень сложное время, тем более, что пишете, муж уезжает на пять месяцев. Я вам очень рекомендую найти себе психотерапевта для очной работы. (ну хотя бы он-лайн. Вам нужно об этом говорить. Не загоняйте вину, опустошенность, страхи глубоко внутрь!) Ваши испытания и так сложны, а еще и без поддержки близкого человека - я себе просто не представляю, на сколько вы должно быть сильная женщина, чтобы справиться с этим! Вы вызываете у меня восхищение!
С чувством вины конечно лучше работать с психотерапевтом. Но если сейчас такой возможности нет, тогда предлагаю вам такую технику:
своему умершему ребенку пишите прощальные письма. Пишите до тех пор, пока не почувствуете, что вам стало легче. Отведите себе время раз в день, чтобы вы могди сосредоточиться, чтобы вам никто не мешал, чтобы можно было поплакать и пишите. Все, что лезет в голову, то и пишите.
Второму ребенку тоже пишите письма. Просите у него прощения. Сходите в церковь (только в немноголюдную, так чтобы бабок было поменьше. Поговорите с батюшкой). Старайтесь не грузиться целый день на вашем горе. Как ни цинично это сейчас прозвучит, заранее прошу прощения, попытайтесь себя убедить в том, что то, что вы сделали для второго ребенка - это защитили его от нашей (вы ведь не по наслышке знаете, какой!) жизни. Вы защитили его от несправедливости, потерь, войн, страданий, он никогда не будет испытывть чувство стыда, аппатии, вины, обиды. Может еще удасться что-то придумать.
Если можете, нарисуйте в честь него картину, напишите стих, песню, роман, вылепите статую. Отпустите его.
Это тяжелый урок. Но благодаря ему вы теперь точно знаете, как больше никогда в жизни не поступите! Можете написать об этом статью, наксерить и отнести в женские консультации. Поделитесь своим опытом, может это остановит кого-нибудь и на вашем счету будут спасенные дети, кто знает...
Терпения вам и женской мудрости.
На кольце у Соломона было написано:"И это пройдет!". Я желаю вам, чтобы это поскорей прошло!

психолог онлайн
Bela, Вы оказались в трудной жизненной ситуации: потеря первенца и непережитое горе привели к еще одной потере.
И можно, конечно, обманывать себя тем, что Вы спасли своего нерожденного ребенка от несправедливостей земной жизни…
Можно еще придумать от чего Вы его защитили или спасли и так обманывать себя всю жизнь…
А можно смотреть открытыми глазами на свою жизнь и видеть результаты своего выбора.
Скажу откровенно: Вы не вызываете восхищения. Жестоко звучит, но это так.
Думаю, Вы сами почувствовали, что восхищение не очень уместно в данной ситуации.
Да, есть сочувствие, понимание серьезности ситуации, и отчаяние из-за невозможности, что-либо изменить. А также есть горькое сожаление из-за того, что женщины, принимая судьбоносное решение, оказывающее влияние, не только на ее жизнь, но и на жизнь ее детей и близких, не интересуются тем, что их ожидает, после решения проблемы подобным образом…
Медики же, в свою очередь, также не дают женщинам всю информацию о последствиях аборта для здоровья и психологического состояния женщины.
Могу предположить, что о послеабортном синдроме Вам не дали информацию.
Постабортный синдром (ПАС, postabortion syndrom, PAS) - это группа разнообразных психопатологических симптомов, возникающих через определенный промежуток времени после аборта. Включает в себя такие симптомы как наплывы воспоминаний об аборте, кошмарные сновидения, депрессию, избегание ситуаций напоминающих об аборте и пр. Связан с самоубийствами, злоупотреблением алкоголем и наркотиками.
Очень коротко о симптомах постабортного синдрома
Чувство вины и сожаление о принятом решении.
Депрессия и тревога.
Репереживание аборта - воспроизведение или повторное переживание травмирующего события, может проявляться в следующих формах:
в виде повторяющихся и навязчивых мыслей об аборте или нерожденном ребенке;
флэшбеков, в которых за секунды заново переживается аборт;
в виде кошмарных сновидений, связанных с абортом или ребенком;
а также сильного горя или депрессии в годовщину аборта или предполагаемого дня рождения ребенка.
Эмоциональная отгороженность - сужение спектра эмоциональных реакций или формирование моделей поведения, которые сводят к минимуму возникновение зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ассоциаций с психологической травмой.
У женщин, перенесших аборт, эмоциональная отгороженность может проявляться в виде следующих симптомов:
попытки избежать действий или ситуаций, которые могут вызвать воспоминания об аборте;
прекращение взаимоотношений с противоположным полом, н-р, отстранение от мужчин, повлиявших на решение сделать аборт;
стремление минимизировать контакт с детьми;
снижение способности испытывать чувства любви или нежности;
избегание или вытеснение мыслей или переживаний, связанных с абортом;
снижение интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие.
О последствиях для здоровья и о последующем бесплодии можно писать, писать и писать…
http://zazhizn.dp.ua/publ
Хотелось бы, чтобы Вы отнеслись более ответственно к своему здоровью и своей жизни.
Дополнение от автора
Спасибо за ответы и советы.
Вряд ли я писала Вам, чтобы вызвать восхищение. Не дай Бог, если вы окажетесь в таком же состоянии, тогда и будете судить. Жалеть себя я не намерена. И я более чем серьерзно отношусь к своей жизни. Спасибо.
психолог онлайн
Bela, Вам необходим специалист, работающий с горем и постабортным синдромом.
Ведь смерть ребенка буквально переворачивает наше представление о будущем, о том, как устроена жизнь.
Работа горя - сложный процесс. Эта работа включает любовь, обиду, душевную боль, злость, фрустрацию, страх, растерянность, замешательство, надежду и одиночество.
Оплакивание потери требует мужества, душевных сил и времени.
Те, кого мы любим, смертны, они с нами лишь на время, которое отмерено не подвластной нам силой. Это одна из данностей человеческого существования.
Если работа горя не будет завершена, то отдаленные последствия могут быть непоправимы.