Я не хочу ребенка, а муж хочет
Добрый день!
Мне 34 года и мужу 43 года, мы поженились год назад, вместе живем 3 года, а знаем друг друга 5 лет.
Недавно муж стал все чаще говорить о том, что нам надо планировать ребенка или хотя бы подумать об этом. А я никогда не хотела детей и понимаю, что и сейчас тоже не хочу.
По поводу детей я никогда не скрывала, что не хочу их. Мои друзья и родственники говорили, что это потому, что я не встретила «своего» мужчину. А я думала, что со временем это желание само придет, как и у всех. Сами мысли о беременности и рождении вызывают панику, страх и приступы ужаса. Также я не хочу груза ответственности, связанного с воспитанием детей. Да и маленькие дети никогда не вызывали у меня умиления, мне никогда не хотелось взять на руки или потискать чужого ребенка, воспитание ребенка мне кажется очень ответственной и трудной задачей. Мне кажется, что моя потребность – не в детях, а в самореализации.
Перед свадьбой я проговаривала с мужем свои страхи и рассказала о том, что я не хочу ребенка. Он сказал, что материнский инстинкт придет со временем. Мы поженились, и вот прошел год, но я по прежнему не хочу детей. И тут мой муж стал нервничать и как бы «давить на меня» - он говорит, что это ненормально. Я пробовала с ним много раз говорить на эту тему – мой муж очень хорошо меня понимает в эмоциональном плане по многим вопросам и я считаю его своим лучшим другом. Но что касается темы чайлд фри, то он отказывается принимать эту ситуацию, а недавно эти разговоры стали вызывать у него откровенную агрессию и раздражение. Он говорит, что наши «часики тикают» что решать надо скорее. При чем на мой вопрос, зачем лично ему ребенок, он говорит штампованные фразы типа «дети – это цветы жизни и плод любви, без детей – жизнь неполноценна, семья без ребенка – не семья» и т.д. Мне почему то кажется, что все эти причины — это борьба с экзистенциальными проблемами и невротические попытки как-то состояться. Муж мне часто говорит, что он не счастлив в работе и карьере и он мечтает о хорошей и крепкой семье. У него тут почти нет друзей, и все наши родственники в другой стране. Я со своей стороны его очень люблю и хочу, чтобы он был счастлив и мы были счастливы вместе. Лично я не считаю, что семья – это только о детях. Когда я выходила замуж, то я видела нашу семью как «партнерский» брак, где главное – общность интересов, взаимоподдержка, совместные путешествия, развитие, спорт, фильмы и т.д.
Я открыто спросила мужа, что будет, если я так и не захочу ребёнка, на что он говорит, что не хочет разрушать нашу семью, но считает, что своим отказом от рождения ребенка я забираю у него право на его счастье, и нам придется расстаться, потому что он охладеет ко мне.
Я очень люблю своего мужа и понимаю, что такого замечательного человека уже не встречу, поэтому в последнее время я чувствую тревогу, что могу потерять своего мужа и нашу с ним пусть и маленькую семью. Какие есть пути решения данной проблемы?
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Добрый, Olga86!
Пока только один: разобраться в глубинных причинах своего нежелания.
Повлиять на мужа вряд ли получится - у него свои взгляды и жизненные ценности. И расхождение в этом таки может со временем вас разлучить. Знаю такие примеры.
Можно попробовать глубокую психотерапию с психологом.
Дополнение от автора
Павел Леонидович,
Большое спасибо за оперативный ответ!
Ольга.
психолог онлайн
Не спится...потому и оперативный))
Пожалуйста, Ольга.
психолог онлайн
Инна Владимировна Черняева
Павел Леонидович Басанский
Olga86, доброго времени суток!
цитата:
Какие есть пути решения данной проблемы?
Я бы посоветовала Вам поработать с
семейным психологом, разобрать ваши отношения. Ваша пара в нормативном кризисе. Причём при разных подходах - сразу в двух одновременно, и обострение предсказуемо и практически как по учебнику. Как думаете, Ваш муж согласиться на семейную терапию?
Но и лично Вам поработать индивидуально было бы очень даже нужно, чтобы разобраться в природе вот этого:
цитата:
Сами мысли о беременности и рождении вызывают панику, страх и приступы ужаса. Также я не хочу груза ответственности, связанного с воспитанием детей.
Мне это совсем не про childfree. Безусловно, я могу ошибаться, но мне Ваши слова как раз именно про то, что Вы озвучили: страх, неуверенность в себе (вопросы самоценности и самооценки), детские травмы. И в этом надо разобраться, чтобы не совершить неисправимых ошибок.
консультация психолога
Инна Владимировна Черняева
Здравствуйте, Ольга!
Слово "чайлдфри" переводится – "свободные от детей". Именно свободные. У каждой женщины и у каждого мужчины должны быть свобода выбора, свобода принятия решения, свобода не подчиняться явному или скрытому давлению извне. Каждый сам вправе решить, становиться ему родителем или нет, и когда. Не хотите – это Ваше право. Принуждать – это деструктивный ход, и как правило, ничего хорошего из этого не получается. Давно известно, что если какую-то потребность формировать методом принуждения, то у человека вместо потребности возникает реакция отторжения и протеста на уровне инстинктов, в частности, инстинкта самосохранения. Человек будет отгораживаться не от навязываемой потребности, а от самого факта насилия. А если Вы сами не считает это проблемой для себя - не обязательно копаться в причинах, скорее можно порадоваться, что не рождаются на свет нежеланные и нелюбимые дети. Но, в большинстве случаев, это нужно рассматривать по иному: почему кому-то так важно, чтобы Вы родили? И говорить нужно о том, почему другие хотят, чтобы мы хотели. Даже точнее – не хотели, а обязаны были родить!
Можно назвать несколько причин:
- иерархическая, желание "учить жизни и говорить о долге" присваивают себе личности с иерархическим мышлением, которые таким образом банально ощущают себя социально выше за чужой счет
- своего рода месть, "Я нес это бремя, а ты? Я выполнял свой долг, а ты?"
- гендерная дискриминация, привязывание "к семье и дому" во избежание беспокойства за "неподобающее" излишнее социально активное поведение.
- любопытство появляется у родственников, это означает, что мама /папа, чаще всего бессознательно, стремится реализовать свое чувство власти и стать "главой большого клана". Удачи.
психолог онлайн
Добрый день, Ольга!
Это сложное место в семейных отношениях. По тому, что ВЫ пишите, у Вас с мужем не совпадает взгляд на такой важную семейную ценность, как наличие детей в семье. Это правда может привести к разрыву отношений. Но все же, было бы очень хорошо пойти Вам парой на семейную терапию. И поработать с этим вопросом с
семейным психологом\психотерапевтом. А также было бы идеально, если бы еще и каждый из Вас пошел на свою личную терапию.
Некоторые люди и правда не хотят детей, и видят свою жизнь без детей и это такой выбор. Но у Вас возникают сильные чувства при мыслях беременности и рождении детей.
цитата:
Вполне возможно, что под вашим нежеланием иметь детей есть какой-то травматический опыт, или что-то еще. В этом не мешало бы поразбираться. Чтобы такое решение было осознанным.
Дополнение от автора
Уважаемая Наталия Павловна Венглинская,
спасибо Вам за обратную связь!
К сожалению, на данный момент мой муж не согласен на семейную терапию - он говорит, что проблема во мне, но он поддерживает меня на индивидуальную работу с психологом или психотерапевтом. К тожу же он не говорит по-русски, а я не говорю на его родном языке - мы общаемся на английском языке. Я полагаю, что мои страхи касательно мыслей о беременности, которые вызывают панику, страх и приступы ужаса, по-научному называются "токофобией". Но я также знаю, что если женщина действительно хочет ребенка, то она планирует ребенка и даже беременеет и на фоне токофобии (как моя бабушка). Да, вы правы, мое нежелание детей связано с моим травматическим детским опытом - моя мама развелась с папой, когда мне было 5 лет. Она была очень эмоционально-отстраненной, равнодушной, отсутствующей (эмоционально и физически) мамой, занималась своей карьерой и работой. Она даже с папой развелась потому, что семейная жизнь стала мешать ее учебе в аспирантуре. По сути я росла сама и одна. Я знаю, что у таких родителей вырастают дети с психологическими травмами - мне в детстве и в подростковом возрасте не хватало любви, чувства безопасности и привязанности..Я ходила на интенсивную личностную и групповую терапию у себя на родине 6 лет назад. Это был очень тяжелый для меня период - не было ни личной жизни, ни работы, мне даже казалось, что я была на пороге депрессии. Возможно, терапия мне действительно помогла - буквально через полгода я познакомилась со своим будущем мужем, при том, что до этого у меня никогда не было отношений. В тот момент, я, конечно, не думала о детях - потому что для меня сами отношения и будущим переезд в другую страну были очень серьезным и ответственным шагом. Я думала, что моя "черная полоса в жизни" осталась позади.
Возможно, сейчас настало время подумать о том,чтобы снова заняться психотерапией.
психолог онлайн
цитата:
Очень Вас ободряю на это хорошее дело ::smile::
Дополнение от автора
Евгений Иоанно, большое спасибо за обратную связь!
Мне очень откликнулась ваша фраза о том, "что если какую-то потребность формировать методом принуждения, то у человека вместо потребности возникает реакция отторжения и протеста на уровне инстинктов..." - возможно, это тоже обо мне.
Дополнение от автора
Наталия Кривокобыльская, спасибо вам за отклик!
психолог онлайн
цитата:
мое нежелание детей связано с моим травматическим детским опытом - моя мама развелась с папой, когда мне было 5 лет. Она была очень эмоционально-отстраненной, равнодушной, отсутствующей (эмоционально и физически) мамой, занималась своей карьерой и работой. Она даже с папой развелась потому, что семейная жизнь стала мешать ее учебе в аспирантуре. По сути я росла сама и одна.
И если продолжить далее: "Потому я приняла решение, что не хочу, чтобы мои дети чувствовали то же самое..." и еще "Потому я тоже не знаю, как правильно растить детей и у меня есть опасения, что буду такой же, как и моя мать".
А если предположить, что Ваша мама просит или даже настаивает на рождении Вами ребенка...
то ничего странного или удивительного в Вашем поведении и нет в принципе.
Дополнение от автора
Уважаемый Павел Леонидович Басанский,
спасибо вам за ответ!
Потому я тоже не знаю, как правильно растить детей и у меня есть опасения, что буду такой же, как и моя мать" - я тоже об этом думала, но сейчас понимаю, что, если бы у нас был ребенок, то даже при всем моем желании у него не будет такого несчастливого детства, как у меня: мне не 24 года, как моей маме, когда она меня родила, эмоционально я более зрелая, я не карьеристка и не буду работать по 12 часов, я люблю готовить, стирать и убирать (в отличие от моей мамы). К тому же я, в отличие от моей мамы, по роду своей деятельности (педагог) читаю профессиональную литературу касательно развития и воспитания детей... В свои 34 года я намного "подкованнее" в вопросах воспитания детей, чем моя мама в ее возрасте сейчас. И я работаю с детьми, знаю к ним подход, с учениками у меня не возникало конфликтов...
"Потому я приняла решение, что не хочу, чтобы мои дети чувствовали то же самое" - поэтому я убеждена, что дети должны быть желанными, но желание все равно не приходит, и это какой-то замкнутый круг получается...
"А если предположить, что Ваша мама просит или даже настаивает на рождении Вами ребенка" - нет, нет, это точно не про мою маму:). Она профессор в университете, счастливо и беззаботно живет со своим любимым котом и испытывает стресс, когда я 2 раза в год навещаю ее, так как это нарушает ее комфорт и распорядок дня. Внуков она не хочет и сразу обозначила, что это - не ее тема. Бездомных котов во дворе она кормит лучше, чем меня. Более того, когда она приезжала знакомиться с семьей моего мужа, она очень необычно обращалась с детьми, как с котами:)
психолог онлайн
цитата:
Она профессор в университете, счастливо и беззаботно живет со своим любимым котом и испытывает стресс, когда я 2 раза в год навещаю ее, так как это нарушает ее комфорт и распорядок дня.
Знаете, у меня такое ощущение, что у Вас перенос того, что переживала Ваша мама, когда Вы родились. То есть то, что Вы не хотите ребёнка - это не Ваше желание, а зеркало Вашей мамы. И если я таки не ошиблась, то это может стать причиной очень тяжёлой ошибки...
Дополнение от автора
Уважаемая Наталья Павловна, доброй ночи!
Я действительно буквально недавно прочитала в одной книге по психологии, что у девочек матерей с низким уровнем готовности к материнству в период беременности и отрицательным отношением к нему после, в будущем может сформироваться дискомфортное отношение к собственной материнской позиции и что даже у таких женщин в будущем не появляется желание стать мамой, то есть полное отсутствие материнских инстинктов...но ведь некоторые женщины находят реализацию в других вещах, не обязательно в материнстве...как же действительно разобраться, есть ли у меня этот материнский инстинкт и связан ли мой страх иметь ребёнка с проекцией желаний моей мамы?...
психолог онлайн
цитата:
как же действительно разобраться, есть ли у меня этот материнский инстинкт и связан ли мой страх иметь ребёнка с проекцией желаний моей мамы?...
без помощи специалиста - никак. Очень рекомендую поработать в личной терапии и найти корни Вашего страха. Хотя уже сам факт того,что своё нежелание иметь ребёнка Вы озвучили:
цитата:
связан ли мой страх иметь ребёнка с проекцией желаний моей мамы?
"мой страх иметь ребёнка" - это уже про травматизацию, заложенные установки и сценарий.
психолог онлайн
цитата:
как же действительно разобраться, есть ли у меня этот материнский инстинкт и связан ли мой страх иметь ребёнка с проекцией желаний моей мамы?
На психотерапии, как я и писал ранее. Самостоятельно это трудно сделать. Из-за собственных установок и искажений в восприятии - как результатов психотравмирования в детстве.
Вот тут это как-то даже обидно за Вас выглядит: получается до сих пор с такой мамой-немамой существует непосредственная психологическая зависимость от ее позиции. Жизнь - Ваша, а построена она в соответствии-зависимости с ошибками другого.
цитата:
Внуков она не хочет и сразу обозначила, что это - не ее тема.
Не хочет - она, а реализуете это ее НЕхотение - Вы.
Ну не обидно ли?! Как не своей жизнью живете. Хотя наверняка есть ощущение, что своей.
Но по факту, как бы это для Вас неприятно не звучало, нет.
психолог онлайн
цитата:
Я ходила на интенсивную личностную и групповую терапию у себя на родине 6 лет назад. Это был очень тяжелый для меня период - не было ни личной жизни, ни работы, мне даже казалось, что я была на пороге депрессии. Возможно, терапия мне действительно помогла
Как-то Вы неуверенно говорите об эффективности прошлой терапии. Либо она действительно была не очень качественной, либо Вы почему-то ее обесцениваете, либо просто привыкли во всем (может быть и в себе) сомневаться...
Дополнение от автора
Наталия Павловна, добрый вечер!
Я бы хотела поделиться своими мыслями касательно страхов. Например, я боюсь пауков - но значит ли мне, что мне надо пытаться избавиться от страха пауков и искать глубинные причины этого страха?
Или, например, как я уже писала, недавно я наада лечение брекетами - в процессе лечения мне потребуется операция на челюсти - операция сложная, серьезная и болезненная. Возможны даже некоторые не очень приятные последствия. Я готовилась к этому год, я боялась и было множество страхов. НО! Я действительно этого хотела, исправить свой прикус, лет с 19, сколько себя помню, а за год до знакомства с мужем, когда я еще не знала о будущем переезде, у себя на родине я стала планировать это лечение. То есть у меня был и страх (он и сейчас есть), но желание перемен пересилило этот страх...
Также я занималась конным спортом - мне было очень страшно, я много раз падала с лошади, вообще, занималась на строптивых конях не для новичков...мне даже тренер говорила, что мой страх мешает мне развиваться в этом направлении (осваивать новые элементы, заниматься прыжками). Тем не менее, вопреки страху, каждый раз я шла на занятия и подвергала себя риску, потому что лошади - это моя страсть с детства, и никакой страх не останавливал меня каждую неделю ездить на занятия...
Дополнение от автора
Павел Леонидович, добрый вечер!
- "Не хочет - она, а реализуете это ее НЕхотение - Вы. Ну не обидно ли?! Как не своей жизнью живете. Хотя наверняка есть ощущение, что своей. Но по факту, как бы это для Вас неприятно не звучало, нет." - действительно, не очень приятно, согласна=).
Может, я пытаюсь найти оправдания своим установкам, просто читала про токофобию, оказывается, замечательная и талантливая актриса Хелен Миррен, будучи замужем, никогда не имела детей по причине токофобии, при этом она состоялась как актриса. Ведь живут же люди счастливо и с фобиями?
"Как-то Вы неуверенно говорите об эффективности прошлой терапии."- Я все 10 лет после после окончания университета считала, что мне не везет в работах, так как я «не такая, как все», я достойна чего-то «особенного», необычного, а вместо этого сгниваю в офисах. Понятно, что это была неправильная позиция – перекладывание ответственности за свою жизнь. Именно с этим запросом я обратилась в терапию 6 лет назад. Моя основная проблема тогда была – отсутствие «нормальной» работы и отношений с противоположным полом. Как я выяснила, обе проблемы были связаны с перекладыванием моей ответственности. Я написала, что "возможно" терапия мне помогла, потому что, помимо огромной работы над собой ВО время терапии (около 6 мемяцев), я внутренне настроилась на терапию, то есть морально сама была готова к изменениям. Я имею в виду, что, помимо заслуги терапии, есть еще и моя заслуга - огромная внутренняя работа над собой не только во время терапии, но и до.
Я вспомнила о терапии, и вспомнила про свою страсть к кино...сейчас я счастлива замужем, но тема самореализации (то есть работы) все равно не опускает меня – мне нужна работа, мне нравится чувствовать себя востребованной, я даже на родине занималась репетиторством не из-за денег (кормила меня «нелюбимая» работа в офисе), а для души. И хотя мои друзья и близкие говорят, что после того, как я вышла замуж, я изменилась в лучшую сторону и духовно повзрослела, иной раз мне в голову приходят мысли о том, что, возможно, в один день меня ждет Голливуд, чем черт не шутит. Или мечтаю быть супер умным и уважаемым кинокритиком, который бы часами напролет говорил о Тарковском или Феллини. Мысли не такие навязчивые, как лет 6-10 назад, но они возникают. Может, это тоже как то связано с темой материнства?
психолог онлайн
цитата:
Именно, что пытаетесь.
цитата:
Да, нужно избавляться и да, нужно искать причины. Ибо:
"Паук это запрет на сексуальность. Его метафора такова: моя мать окутала меня как паучиха своей паутиной. Там конечно более глубокий смысл, но если боитесь пауков на все 120, то не сомневайтесь надо работать над вашими отношениями с мамой, что бы открыть сексуальность".
Это ответ одного коллеги на вопрос девушки о ее проблемах с сексуальностью. Может у Вас и нет особых проблем с нею, но это может иметь отношение к деторождению, связанному с сексуальностью.
И главный посыл: все со всем связано. И страхи наши тоже подсказывают направление работы.
Так что с мамой работать однозначно нужно, чтобы выбраться из ее паутины и зажить свободной от нее жизнью. А то вон даже за границу от нее убежали, но внутренне все еще в паутине...
цитата:
Я написала, что "возможно" терапия мне помогла, потому что, помимо огромной работы над собой ВО время терапии (около 6 мемяцев), я внутренне настроилась на терапию, то есть морально сама была готова к изменениям. Я имею в виду, что, помимо заслуги терапии, есть еще и моя заслуга - огромная внутренняя работа над собой не только во время терапии, но и до.
А по-другому и не происходит. Терапия предполагает как интенсивное и полное погружение самого терапевта в работу, так и сильное желание, включенность в работу и самоотдачу клиента. Это как два крыла у птицы - без одного из них полет не случится. Но это не повод сомневаться в эффективности.
цитата:
иной раз мне в голову приходят мысли о том, что, возможно, в один день меня ждет Голливуд, чем черт не шутит. Или мечтаю быть супер умным и уважаемым кинокритиком, который бы часами напролет говорил о Тарковском или Феллини. Мысли не такие навязчивые, как лет 6-10 назад, но они возникают. Может, это тоже как то связано с темой материнства?
Мне сложно увидеть здесь какую-либо взаимосвязь. У Вас, как и у любого человека, имеется несколько частей "Я" или жизненных ролей. Одна из них - Детская, которая любит мечтать, желает многого, интересуется жизнью в различных проявлениях. Другая - Взрослая, стремиться к самостоятельности, самодостаточности и самореализации. Третья - Родительская, реализует себя в заботе, защите, воспитании. Необязательно эта третья часть реализует себя с биологическими детьми. На месте детей могут быть и животные, и муж, чужие дети, и даже собственные родители. Но роль должна быть реализована - потому что мы так все устроены и у каждого она имеется. А не потому что кем-то было это сказано.
Так вот я и не знаю, какая часть Вас стремиться к кино - Детская или Взрослая. А может быть и обе сразу. Подумайте.
психолог онлайн
И вот еще немного о "паучьей" теме:
цитата:
ведь первое что делает доминирующая мать это запрет на желание и мечты дочки
и самореализацию
отсюда и представление о себе как о слабой
неумеющей зарабатывать
низкая сексуальность чтобы не раздражать мать своей силой и красотой
Слова одной умной женщины, увлекающейся психологией.