Мама избивает сестру
Здравствуйте! Мне 27, лет пять назад уехала жить в другую страну. Живу с женихом. Несколько месяцев назад прилетела домой навестить маму, но в связи с пандемией застряла здесь на почти 6 месяцев. С мамой в основном живет младшая сестра 20 лет. Братишка приезжает на каникулы, но учится в другой стране.
Так как провела много времени со своей семьей, стала замечать натянутые отношения мамы и сестры. Вчера вовсе случился инцидент - сестра была в плохом настроении и вела себя грубо с мамой. Мама избила сестру. Я в это время ничего не сделала, не остановила маму. Сейчас чувствую себя виноватой.
Дело в том, что я абсолютно понимаю поведение сестры. Я когда-то была на ее месте. Мама часто меня обвиняла в своих неудачах, спихивала свою ответственность на меня. Мама давно не работает, больше 10 лет. И больше 10 лет она в разводе с отцом. Она постоянно на меня давила, манипулировала, виктимизировала.  Ничего не разрешала, обзывала самыми матерными словами.
Однажды она меня также избила и оттаскала за волосы за то, что я встречалась с парнем вопреки ее запрету, тк он ей не нравился. В тот день мне было очень плохо, пришлось вызывать скорую, которой она сказала, что я сама виновата.
В общем, эта история очень сильно отозвалась во мне Вчера, когда мама избивала сестру. Мне стало больно, обидно за сестру, что ей приходится теперь занимать мое место козла отпущения. Я почувствовала себя очень виноватой, что была бездейственной.
Даже если сестра вела себя грубо, я понимаю почему. Потому что мама очень агрессивный и эмоциональный человек, очень давящий и вампирящий, и любая ее жертва соответственно будет в подавленном состоянии. Сестра вчера ей высказала, что мама нарушает ее личные границы: ковыряется в ее вещах, постоянно унижает и обзывает, не разрешает встречаться с подругами (видит ли все проститутки только шляются. И я слышала тоже самое в свое время). В ответ мама все отрицала, говорила, что сестра вообще с ума сдвинулась, потому нельзя такое говорить своей родной матери. И вообще, я твоя мать, что хочу, то и буду с тобой делать, а ты должна меня всегда слушаться.
Я до сих пор чувствую себя виноватой, что просто ушла в другую комнату и не помогла сестре, не остановила маму. Раньше я както словесно пыталась защищать сестру. Но недавно Где-то прочитала, что в такой ситуации, я выступаю в роли Спасателя в треугольнике Карпмана, и что нельзя вмешиваться в отношения жертвы-агрессора, и что жертва сама должна уметь за себя постоять. Поэтому я решила отстраниться и не вмешиваться в их разборки. Но сейчас чувствую себя сволочью, так как сама была в такой ситуации и знаю каково это, но тогда у меня не было никакой защиты. А я есть у сестры, но провела себя безразлично получается. Мне стыдно смотреть в глаза сестре. Мне жаль сестру, что ей приходится жить в такой атмосфере, как я жила раньше.
Помогите мне советом, стоит ли заступаться за сестру или не вступать в роль спасателя?
Спасибо!
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Добрый вечер.
Задам вам простой вопрос:
Тогда, несколько лет назад когда вас избивала мама, вы хотели бы получить защиту, помощь и поддержку?
К слову, треугольник Карпмана немного о другом. Это скорее о наших социальных ролях и моделях поведения в жизни.
А наблюдение за насилием над близким человеком- наверно больше о внутренних страхах и трусости.
психолог онлайн
Добрый вечер!
Бить человека нельзя и это вполне нормально, что Вы как старшая сестра можете помочь младшей. Вы могли расстеряться в той ситуации, потому что могли чувствовать себя такой же маленькой, когда Вас избивала мать
психолог онлайн
Здравствуйте.
Ситуация уже в прошлом, и вы тогда сделали свой выбор как реагировать. Сейчас вы испытываете вину про то, что не заступились за сестру, не поддержали. Никогда не поздно проговорить с сестрой лично и сказать ей слова поддержки и принятия, поделиться своей историей, дать ей знать, что вам небезразлично происходящее и вы за нее.
Если вы видите насилие, не стоит оставаться безразличной, тем более если у вас есть интенция вступиться.
Дополнение от автора
Ирина, спасибо за ваш комментарий.
ОТвечая на ваш вопрос, да. Я действительно хотела защиты в свое время. Сейчас понимаю, что совершила ошибку, не защитив сама себя и не установив границы. Я с достаточно традиционной семьи, где мать - это святое, и нельзя и слова против сказать. А если мать бьет, значит она права, а ты не должна сопротивляться.
В тот момент, когда мама начала бить сестру, я действительно впала в ступор и струсила. У меня случился страх, почувствовала тоже самое напряжение в мышцах, как тогда, когда она избивала меня.
психолог онлайн
Галина Несмашна
Алина, думаю вам не очень понравится то что я скажу, но
" если мать бьет, значит она права, а ты не должна сопротивляться"- это не традиционный уклад и модель отношений в семье.
Это называется домашнее насилие и тирания.
Давайте будем откровенны.
Я понимаю ваши чувства, т.к. думаю что те далёкие моменты насилия над вами вы прожили но не пережили.
Просто положили в самый далекий угол вашей души, в которым они будут максимально редко всплывать.
Но несмотря на время которое прошло, вашу самодостаточность и независимость от мамы - вы до сих пор считаете , что " мать - это святое, и нельзя и слова против сказать".
Та травма и те установки которые были заложены в детстве - не пройдены до конца.
Именно поэтому в ситуации с вашей сестрой вы просто ушли, т.к. сделали то что хотели сделать в ситуации с вами, но в силу обстоятельств на могли уйти.
Я бы вам советовала по возможности походить к психологу , что бы проработать прошлое и окончательно его отпустить.
Что касается сестры- сделайте так, как хотели бы что бы в свое время поступили по отношению к вам.
Поддержите, обнимите, скажите простые, тёплые слова поддержки.
Которые, поверьте вашей сестре очень нужны.
психолог онлайн
Вы уже взрослый человек и можете защитить себя и сестру, даже, если придётся дать отпор матери
Дополнение от автора
Спасибо вам всем большое за ваши советы! Я обязательно поговорю с сестрой!