Как справиться с синдромом жертвы ?
С детства я всегда была хорошей для всех. Всем помочь, принести что то , сбегать в магазин всегда я. Но при этом я чувствовала что не всегда хотела это делать.
Такая тенденция поведения сохранилась и во взрослой жизни.
Родители запрещали гулять с мальчиками, да и вообще долго гулять и тд, хотя это были уже старшые классы. И в родном городе у меня до сих пор нет друзей, потому что как хотели родители я сидела дома. Я всегда слушалась чтобы им было хорошо хотя мне было ужасно плохо.
Всегда мечтала уехать из дома и поступила учиться в другой город.
И вроде бы стало чуть лучше но я все же делала все для других, при этом не обращая внимания на свои желания. Отношений завязать не могла потому что в голове поселилась мысль что никому не нужна и на меня никто даже не посмотрит, хотя считаю себя привлекательной и слышу комплименты в свою сторону.
От этого длительное время была депрессия когда вообще ничего не хотелось.
Сейчас я вообще уехала в другую страну, смогла завязать отношения и вроде мне стало легче, но поведение мое сохранилось, что в отношениях что в жизни. Делаю все для других, не отказываю чтобы другим было комфортно при этом свои желания и мечты отбрасываю на второй план. Из за этого чувство одиночества, ненужности, неуверенность в своих силах и способностях, будто я не достойна чего то лучшего. Хочется постоянно себя жалеть и возвращаться к плохим воспоминаниям. Как побороть это?
Вопрос от: ; Возраст: 21

психолог онлайн
Здравствуйте.
Не ждите, что в одном ответе будет решение, которое сможет изменить всю вашу жизнь. Вы много про себя понимаете, что же вам тогда мешает больше обращаться к себе и ставить в приоритет свои желания и интересы, отказывать там где у вас нет внутреннего согласия?
Нужно исследовать, что заставляет вас занимать роль жертвы, почему вы рассмотрели в себе жертву, почему думаете о себе так как будто вы - "никому не нужна и на меня никто даже не посмотрит", ставите в приоритет интересы других и жертвуете своими. Работать с самооценкой и самоценностью, научиться относиться к себе с любовью, уважением.
Если хотите реальных изменений, у вас есть желание и готовность менять свои отношения с собой и другими, запишитесь на полноценную консультацию.
психолог онлайн
Доброе утро! Жертва распознается по скорбно-мучительному выражению лица и заявлениям вроде: «Ах, я бедняжка», «Если бы только мой муж (не изменял мне, не был бы так груб со мной, если бы он не пил и т.д. , если бы сын не употреблял наркотики, я была бы счастлива». «Это не важно, как я себя чувствую, лишь бы им (детям, мужу, родителям) было хорошо», «Своей жизнью я не жила, я всю себя отдала другим...».
Выбор жертвенности предполагает пассивное отношение к тому, что находится в области вашей ответственности при взаимодействии с другими. Он обуславливает избегание любых действий и демонстрацию своей полной беспомощности.
Выбирая жертвенность, человек пытается избежать негативных последствий собственных действий, которые в прошлом были не конструктивными («спасатель», «контролёр»). Для этого он сохраняет бездеятельность или строит защиту от всех и всего. Вместо поиска собственных ограничений и заблуждений он занят «охотой на ведьм», поиском виновных в его несчастьях.
Выбирая жертвенность, человек не освобождается от последствий своих мыслей и поступков, находится под их влиянием. Он заменяет свое бездействие на любое воздействие извне, ищет «спасателя». Это приводит его к тому, что он становится объектом чужого влияния.
Выбирая жертвенность, человек принимает навязанные ему цели, желания и действия. Он признает свою беспомощность перед любым влиянием извне. Он утрачивает свои цели и возможность их достижения. Это происходит из-за сознательного сохранения беспомощности. Она нужна такому человеку, чтобы иметь возможность не действовать самому.
Выбор жертвенности — это выбор, притягивающий насилие над собой. Это сохранение слабостей и ограничений. Положительная сторона выбора жертвенности: возможность бездействовать за счет «спасателя».
Психологические награды, вытекающие из роли жертвы:
Сочувствие окружающих.
Сладостное чувство жалости к самой себе.
Проекция на других причин своих несчастий.
Обвинение других вместо попыток изменить свое положение.
Власть и контроль над другими при помощи вызывания у них чувства вины.
Осознание себя почти святой, «не допускающей ошибок».
Возможность сохранять существующее положение вещей, в которых жить хоть и больно, но привычно.
Некоторые заблуждения, как ловушки для «жертвы».
Если вы избегаете помощи для самих себя, предпочитаете находиться в роли «жертвы» то, возможно, вас в чем-то устраивает эта ситуация. Будьте искренни с собой, ищите - в чем же здесь для вас выгода.
Если проблема зависимости существует в вашей семье, а вы не делаете никаких изменений... Чего же вы ждете? Кто это сделает за вас?
Если вы обещаете уйти от него, но не уходите; обещаете его выгнать, но не выгоняете, - вы теряете его доверие. Не давайте обещаний, которые скорее всего не выполните и будете «жертвой» сложившихся обстоятельств.
Если вы чувствуете себя обиженной и часто повторяете: «Я всю жизнь тебе отдала, а ты такой не благодарный» - знайте, это зависимому на руку. Пока вы обижаетесь и не общаетесь с ним, он снимает с себя всякую ответственность и делает то, что считает нужным, не учитывая вашего мнения, ведь вы с ним не говорите.
Если вы ощущаете беспомощность и бессилие, то это передается и зависимому. Он тоже начинает считать, что обречен, и еще быстрее катится вниз.
Если вы считаете зависимость неизлечимой болезнью, то ошибаетесь. Зависимость можно лечить и остановить. Но от химической зависимости нельзя исцелиться полностью и окончательно. Тех, кто лечился и вернулся к обычному образу жизни, называют выздоравливающими, а не выздоровевшими. Выздоровление - это длительный процесс и ежедневный зарок. Говорить алкоголю или наркотику «нет» необходимо всю жизнь.
Если вы считаете, что всегда правы... Вспомните, сколько ошибок вам пришлось бы избежать, не будь вы так самонадеянны.
Если вы чувствуете себя брошенным и одиноким в борьбе с этой болезнью... Знайте, что миллионы людей во всем мире страдают так же, как и вы, обращаясь с молитвами к Богу, ищут и находят помощь.
Если вы во всем обвиняете государство, общество, школу, торговцев спиртным и наркотиками... Помните, что это только добавит вам чувство пессимизма и ничего более, ведь вы этого не в силах изменить.
Если вы купаетесь в жалости к себе, то не становитесь ли еще более жалкими?
Негативные последствия психологии жертвы:
Роль жертвы — саморазрушающая роль.
Жертва неизбежно переходит в роль «обвинителя», «преследователя».
Жертвы злы.
Жертвы отталкивают от себя близких и притягивают к себе «обидчиков.»
Жертвы создают те ситуации, которых боятся (ситуации отвержения, утраты любви, социальной изоляции).
Жертвы рождают жертв.
Жертвы остаются в одиночестве.
Жертвы остаются несчастными.
Выбор ответственности — это предпочтение активного действия в собственных интересах. Ответственный человек стремится быть причиной событий, влиять на них.
психолог онлайн
Выбор ответственности — это выбор, направленный против насилия над собой, выбор пути выхода из невыносимой ситуации. Это поиск сил и возможностей.
Выбирая ответственность, человек сам формирует свои цели, учитывая свои желания. Он становится хозяином и творцом своих целей. Он сам действует и сам принимает последствия своих действий. Ответственность — это регулятор, который дает человеку возможность представлять себя только так, как угодно его целям.
Выбирая ответственность, человек принимает на себя все последствия своих действий. Это освобождает его от поиска виновных в том, чего он не смог достичь. Он отказывается от «охоты на ведьм, предателей, тугодумов и неблагодарных».
В результате принятия ответственности человек перестает взаимодействовать с теми, кто не обладает необходимыми ему качествами, он отделяется от них.
Путь избавления от психологии жертвы
Необходимо взять на себя ответственность за свою жизнь, настоящую и будущую.
Перестать обвинять других в своих несчастьях.
Научиться говорить другим, что тебе нужно, не наказывая других чувством вины.
Профилактика психологии жертвы заключается в том, чтобы не пытаться заниматься «спасением» других, позволить другим быть ответственными за их жизнь. Удачи Вам!