Как перестать быть ехидной завистницей?
Здравствуйте.
Я- она, та самая, что в заголовке, ехидная завистница. Завидую только в тех областях, которые для меня ценны и в которых я бы хотела добиться чего- то сама. Например, не завидую певцам, актёрам, потому что никогда ими быть не хотела. Странно, но не завидую тем, кто обладает какой- то вещью, даже если этой вещью я бы сама хотела обладать. А вот знаниям, умениям, успехам и победам, насыщенной жизни других людей завидую. Сейчас распишу методику зависти.
Например, прочитала я сегодня на странице ВК одной девушки, на которую я подписана, что она осуществила свою мечту- поступила учиться на редактора. Она с восторгом и воодушевлением об этом рассказывает. Девушка эта умница, я уверена, что всё у неё получится. Но во мне волной встаёт зависть. Я не то чтобы хотела учиться на редактора (хотя и не прочь, мне это близко)- скорее, мне завидно, что я никак не могу найти своё дело, что мне уже поздно его искать, что у девушка на взлетной полосе, а мне сорокет, что девушку ждут интересные годы учебы. И меня так и тянет подпустить шпильку и написать под радостным постом девушки что- нибудь обесценивающе- ехидное, типа: ну выучишься ты на книгоиздателя и будешь печатать книги в каком- нибудь провинциальном издательстве за 25 косых в месяц.
Или читаю, к примеру, пост одного известного интересного блогера, который радуется своей новой книге, рассказывает о поездке на море. Подписчики радуются вместе с ним, благодарят его за интересные книги. А мне не радостно, во мне только зависть и ехидство. Я тоже хочу на море, я тоже хочу, чтобы меня благодарили за книжки. И опять у меня свербит написать какую- нибудь пакость в вежливой обёртке.
В реальной жизни тоже так. Завидую. Если люди восхищаются тем, кому я завидую, то во мне зависть ещё сильнее разгорается. Что со мной не так? Отчего я такая жаба мерзкая? Понимаю же всё про себя, понимаю, что это низко, мелко, гадко, но ничего поделать не могу. Что делать, как избавиться?
Вопрос от: ; Возраст: 37

психолог онлайн
Александр Сергеевич Семенюк
Здравствуйте, Kulina.
Какие свои потребности вы не реализовываете и почему? Как бы вы хотели сами развиваться и чем останавливаете себя?
Зависть говорит нам о том, что какие-то наши потребности остались нереализованными, она мотивирует нас достигать больше, делать свою жизнь лучше, ориентируясь на успехи других. Она может быть маяком в нашей жизни, помогая нам ориентироваться и понимать лучше свои желания. Поэтому я не спешила бы с ней расставаться.
А второй ваш процесс - обесценивание, это такой защитный механизм. Обесценивание нам для чего нужно? Чтобы снизить значимость чего-то ценного для нас, снять тревогу, сделать что-то (процесс, другого, себя) маленьким таким, незначительным, привычным и понятным.
И то как вы реагируете на успехи других - обесцениванием, может отражать и ваш собственный внутренний процесс, то как вы относитесь к самой себе. В основе этого процесса лежит низкая самооценка и глубинные убеждения, которые говорят о том, что носитель этих качеств – ничего из себя не представляет.
С этим можно работать индивидуально, если есть желание что-то с этим делать
психолог онлайн
Инна Владимировна Черняева
Доброе утро! Зависть прекрсное чувство, если его направить "в мирное русло", оно подсказывет ам, чего мы хотим, какие наши потребности не реализованы. Так что реализовывайте себя и используйте зависть конструктивно, в ином случае, зависть будет разъедать Вас. Удачи Вам!
психолог онлайн
Марина Дудник
Доброе время!
В первом и втором случае написано вами есть одна общая деталь и она связана с общей тематикой писательством или чтением.
Очевидно что вы себя ставите в сравнение и конечно происходит обесценивание. Завидовать конечно глупо , ведь чужую жизнь не проживёшь. Сравнение себя с другими конечно ни к чему хорошему не приведёт только занизит самооценку и приведёт к депрессии. Каждый человек уникален и другого такого нет. Успешных людей можно использовать как ориентиры для достижения успеха. Вы для себя определили смысл жизни в чем? Слава , деньги, хороший отдых, в поклонении к вам как божеству? Все что вы описали выше про эту ситуацию наводит на мысль что вам хочется чтобы вами восхищались преклонялись какая вы замечательная во всех отношениях но этого не происходит. Получается неудовлетворённость ожидания не соответствуют реальности. Что бы выйти из этого состояния нужно начать что-то делать , писать , редактировать, делать то что вам нравиться. У некоторых людей фантазии помогают жить и переносить обыденность жизни, ваши фантазии наоборот все усугубляют делаю её непереносимой. Таким образом вы наносите сами себе вред как моральный эмоциональный так и физический. Скорее всего вам и люди не нравятся вы хотите их использовать для достижения своих целей.
У вас запрос на терапию.
И конечно 37 это не возраст всё ещё можно сделать и изменить но для этого надо начать действовать , выйти из вертуального мира и оказаться в реальном. Зачастую весь это мыльный пузырь которые люди создают в соц.сетях далёк от реальности и они тоже живут в придуманном виртуале и многие попадаются на эту удочку.
психолог онлайн
Доброе утро, Kulina!
Сочувствую и разделяю Вашу душевную боль от нереализованных потребностей.
Расматривайте зависть как компас, который показывает, что ценно и важно для Вас, направления в которых Вы хотели бы себя найти и реализовать.
Из Вашего рассказа похоже, что обесценивание- это именно тот защитный механизм, с помощью которого Вы прерываете свои внутренние процессы стремления в реализации потребности. Обесцениевание, как защитный механизм, оберегает нас от переживания каких-то эмоций/чувств, которые для нас травматичны. И чтобы не испытывать их мы обесцениваем. Палитра эмоций может быть разнообразной: страх нового, стыд, беспомощность и т.д.
Обесценивание себя
цитата:
я такая жаба мерзкая
- как пародоксально это не звучит, но это способ избегания ответственности (ответственность как способность отвечать на вызовы, адекватно реагировать на ситуацию) за свою жизнь, за действия направленные на изменение ситуации.
цитата:
мне сорокет,
- возможно Вы переживаете кризис средних лет. В это время человек так или иначе испытавает крушение надежд, пересматривает сложившиеся стериотипы и проекции, ценностные ориентиры, свои достижения.
С этим можно работать.
Мудрости Вам и силы духа.
С уважением, Александр.
психолог онлайн
Доброе утро!
Очень важно, что Вы это признаете в себе и пытаетесь как-то анализировать. Зависть разрушает того, кто завидует прежде всего. Завидуют все, но не все это могут признать в себе. Учиться и развиваться никогда не поздно и у Вас прекрасный возраст для этого. Есть какая-то энергия, но она не реализована. Попробуйте направить ее на развитие себя, а не на разрушение.
психолог онлайн
Здравствуйте! Возможно, вам не стоит спешить избавляться от зависти. Мне кажется, в вашем случае зависть - прекрасное чувство, которое помогает ярче заметить собственные желания - пойти учиться, написать книгу, получить благодарность за отличную работу. Вопрос скорее в том, как и почему вы останавливаете себя в реализации этих желаний. Вполне возможно у вас есть огромный накопленный потенциал, и именно поэтому реакция на достижения других такая острая. Попробуйте рассмотреть эту часть, тогда функция зависти может отвалиться за ненадобностью. Если самостоятельно разобраться не получиться, то здесь помощь психолога может быть очень ценной.
психолог онлайн
цитата:
Что со мной не так? Отчего я такая жаба мерзкая? Понимаю же всё про себя, понимаю, что это низко, мелко, гадко, но ничего поделать не могу. Что делать, как избавиться?
С вами все так, уважаемый автор. Вы ценны и важны сейчас и всегда. Скажите, единственный ли способ смотреть на жизнь через эти чувства, или вы еще какие - то знаете? Ощущение, что где- то произошла утрата личных возможностей в прошлом. А выводы не сделаны. Прожить глубокие чувства в этом поможет консультация специалиста.
психолог онлайн
цитата:
психолог онлайн
Направьте свою зависть себе во благо. Замечайте, чему завидуете и старайтесь менять свою жизнь в тех вещах, которые вызывают зависть. Много зависти и желание "уколоть" другого это про недовольство своей жизнью. Так работайте над тем, чтобы вы стали получать удовольствие от своей жизни
Дополнение от автора
Анна, спасибо за отклик.
Я не реализовываю многие свои потребности, и в личной, и в профессиональной жизни. По разным причинам, но главное- страх: боязнь нового, боязнь выхода из своего привычного болота, боязнь, что в моём возрасте уже поздно, недоверие миру, боязнь, что то, чем я хочу заняться, не найдёт своего "покупателя", боязнь открыться миру. К тому же яначинать, уходом за своими тяжелобольными родственниками.
Как бы я хотела развиваться и чем себя останавливаю? Я бы хотела писать, учить, проводить мастер- классы по своим увлечениям и ещё другое. Хотела бы этому учиться, среди увлечённых единомышленников, жить насыщенной жизнь с будущим. Останавливаю себя тем, что поздновато уже что- то начинать, гложет мысль, что если бы я нашла себя в юности, то сейчас бы была уже на хороших позициях.
Про зависть. Да, зависть меня стимулирует сучить ножками, но она же меня и разъедает.
Про обесценивание. Здесь у меня противоречиво. Я знаю, что я способная в разных областях, и преподаватели (школа, вуз), и посторонние люди часто говорили мне, что я талантливая. Поэтому я вроде уверена в себе. Но мой папа любил меня за успехи, любил, когда я превосходила других. Так как особыми успехами в жизни я похвастать не могу, то у меня есть сомнения, что я чего- то стою. Вот такая запутанная самооценка.
Дополнение от автора
Ответ Татьяне Дмитриевне
Полностью с Вами согласна. Зависть стимулирует. Но как убрать отрицательную сторону зависти?
Дополнение от автора
Ответ Александру
Спасибо за отклик. Всё верно, эти люди делают то, что хотела бы делать я. Они себя нашли, обрели гармония, получают заслуженную похвалу. А я в вечных сомнениях и страхе, что поздно, не успею, стоит ли начинать, кому всё это нужно...
психолог онлайн
Начните менять свою жизнь потихоньку, воплощайте в жизнь свои желания и тогда негативная сторона зависти будет становиться меньше.
И в 37 точно не поздно менять
психолог онлайн
"А я в вечных сомнениях и страхе, что поздно, не успею, стоит ли начинать, кому всё это нужно..."
Что Вы потеряете если начнете? Кто-то сказал - Лучше начать и потерпеть неудачу, чем всю жизнь сожалеть, что не попробовал!
Да, можно было раньше- но все те же сомнения и страх.... Но разве поздно, кто это решает? Разве Вам это не надо?
Послушайте речь Ст. Джобса перед выпускниками Гарворда - лично меня вдохновляет!
Дополнение от автора
Благодарю всех за неравнодушие, отклик, советы и душевную щедрость. Постараюсь заняться своей жизнью, наполнить её осуществлением своих мечт, чтобы не осталось времени на отслеживание чужих успехов и на зависть.