Как избавиться от ужасных (!) мук выбора?
Здравствуйте.
Не могу это больше выносить! Выбор! Он меня изматывает, высасывает силы. Мой вопрос я бы разделила на два подвопроса: выбор нематериальный (когда планирую чем- либо заняться) и выбор материальный (покупка чего- либо). Сначала о нематериальном. Я со школьных лет любила составлять планы- чем я хочу заняться, что хочу освоить. Эта любовь к планированию перешла во взрослую жизнь, и она мне очень мешает. Я уже много лет из года в год пишу на листке, что я хочу научиться шить, хочу заняться спортом, освоить макияж, подтянуть русский язык и т. д. Каждый пункт плана у меня детально расписан. Например, по шитью я составила список имеющихся у меня книг, записала, с какой книги надо начать осваивать портновское искусство, расписала темы занятий,- и всё, дальше уже много лет я не двигаюсь. У меня всё для шитья есть, но я не могу начать, потому что меня постоянно гложет мысль, что, возможно, надо начать с другой книги, что вот та лучше, а вот та ещё замечательнее. И так уже лет 10, а то и больше. Это касается не только шитья, но и всех других моих планов.
Вторая часть проблемы- выбор материальный, покупка. Когда мне предстоит какая- то покупка, я заранее прихожу в унылое настроение, у меня начинает болеть голова, давить в висках и ныть в животе. Например, сейчас я хочу купить себе смартфон. Я разбираюсь в них просто как среднестатистический пользователь, т. е. почти никак, в деньгах я не купаюсь, поэтому надо купить телефон недорогой, но хороший. Я уже три недели перелопачиваю соответствующие сайты, читаю характеристики, сравниваю модели, цены. Мозг кипит от сравнений. Хочется, чтобы и качество было хорошее и цена в пределах разумного. Кажется, ну вот, ну вроде выбрала, но проходит пара часов, у меня зудит сомнение, я опять лезу в Интернет и, конечно, нахожу там модель лучше, чем выбранная. И так до бесконечности. И так в покупке любой вещи. От этих выборов я нервничаю, жутко устаю, мне хочется плюнуть на всё и остаться со своим старым телефоном.
Как избавиться от мук выбора? Как научиться всё решать легко, без нервотрёпки?
Вопрос от: ; Возраст: 37

психолог онлайн
Kulina, доброго времени суток!
Подозреваю, что Вы просто не даёте себе право на ошибку. Боитесь ошибиться, быть не на высоте, сделать не самым лучшим образом. По этой причине - масса сомнений и саботаж в виде поиска лучшего варианта, таким образом не делаю, а значит и не ошибаюсь. Но моё предположение относительно Вашей истории может быть и ошибочным.
цитата:
Как избавиться от мук выбора?
Вам нужна помощь психолога - разобраться в причинах этих самый мук, и выработать новые установки, запустить новые процессы. Так что выбирайте специалиста и вперёд к свободе.
Мудрости Вам и позаботьтесь о себе!
Дополнение от автора
Наталия Павловна, спасибо за отклик. Да, я люблю всё делать хорошо. Что касается права на ошибку, боязнь быть не на высоте- я даже не знаю... Мои занятия ведь никто не увидит, я прекрасно понимаю, что не всё сразу будет получаться, но почему- то всё равно никак не приступлю.
А с покупками меня гложут сомнения, что я куплю какой- нибудь брак. Что вот, к примеру, два телефона с равными характеристиками, но один стоит 4 тысячи, а другой девять. И у меня понеслись мысли: "Девять- это явно за бренд... а вдруг не за бренд, вдруг он действительно лучше..." Я не столько боюсь купить не лучший, сколько нарваться из- за незнания специфики на шлак. Скоро вот надо будет менять стиральную машину- тут я точно засяду за Интернет на год, и в итоге соглашусь лучше стирать руками. :)
психолог онлайн
цитата:
Я не столько боюсь купить не лучший, сколько нарваться из- за незнания специфики на шлак
Вот я как раз об этом. Потому, что нарвётесь, обязательно периодически там или здесь будете нарываться на шлак. Хорошо, допустим Вы долго изучали вопрос, купили и оказалось, что купили ерунду. Что тогда? Что с Вами тогда происходит?
цитата:
Я со школьных лет любила составлять планы
А не выполнение этих планов у Вас тоже со школы? Я правильно поняла - сам процесс составления плана - очень нравиться, но когда доходит до выполнения запланированного - Вы саботируете?
Дополнение от автора
Что со мной произойдёт, если я куплю ерунду? Наверно, ничего страшного не произойдёт, пойду менять. Но это же такая мутотень- ходить менять, опять искать новое. Я смотрю порой- люди так легко делают покупки. Зашли в салон, понравился им телефон, и они без всякого углубленного изучения его характеристик и без сравнивания с другими моделями по качеству (или сравнивания этой же модели по цене в разных магазинах) легко делают покупку. Как так?!
Ответ на второй вопрос. Да, планы составлять люблю, потому что они меня как бы приближают к тому, чем я хочу заняться. Но как только настаёт момент осуществления плана, я опять погружаюсь в его отработку и доработку. Такое со школы.
психолог онлайн
цитата:
Но как только настаёт момент осуществления плана, я опять погружаюсь в его отработку и доработку
Для чего? Дорабатывая план - чего хотите достичь? А если двигаться по старому плану - что самое страшное может произойти?
Создаётся впечатление, что когда Вы пишите план - есть ощущение своей причастности, занятости, деловитости. Но по сути, вы ничего делать и не хотите, просто создаёте видимость движения, как в кресле-качалке - вроде в движении, но на одном месте. Попробуйте проанализировать, что Вы получаете когда пишите план. И второе, для чего Вам нужны те дела которые Вы в последствии саботируете? И нужны ли?
психолог онлайн
Доброго дня, Kulina! Тяжкое бремя выбора, как я Вас понимаю.
Когда мы выбираем что-то "одно", то мы, по сути, отказываемся от "другого". А ведь это другое могло быть лучше, интереснее, да к тому же дешевле. Хотя это и не факт (что "другое" будет лучше), но сама мысль об этом выводит из равновесия.
Не делая выбор, или не совершая действия (а только планируя), какую психологическую выгоду Вы получаете? Что стоит за отказом от выбора и действия? Что защищаете/оберегаете таким образом?
психолог онлайн
Здравствуйте
Почему бы вам не обратиться на индивидуальную работу с психологом?
Раз у вас этот выбор дошел до практически навзчивого состояния, то на это должны быть причины. Ин,х нужно найти и проработать. Это может быть все что угодно: возможно ваши родители не одобряли ваш выбор или наказали за "неправильный выбор", возможно когда-то вы, сделав выбор, ошиблись и теперь все время боитесь опять обиться и что-то потерять. Но страх выбора и сомнения - это всегда неуверенность в своих способностях, недоверие к себе, откуда-то оно взялось, это можно проработать.
Вы ведь явно на сомнения потратили намного больше времени, сил и денег, чем потратите на работу с психологом.
Тратить много времени на выбор психолога не стоит (хоть и легкомысленно к этому вопросу тоже нельзя относиться), потому что успешность вашей с ним совмесной работы больше зависит от вас, вашего интереса к себе и готовности работать над собой.
Во всяком случае, удачи вам!
психолог онлайн
По поводу материальной части соглашусь с коллегой - вы не даете себе права на ошибку, более того, мне кажется не умеете опираться на свои ощущения, знания, желания. Как будто вы кому-то должны сделать идеальный выбор.
По поводу нематериальной части возник вопрос. А все ваши планы, идеи, что хотите выучить, прочитать, освоить они ваши? Вы правда все это хотите, горите желанием, у вас огромный интерес? Или тоже для кого-то, для создания себя идеальной в чьих-то глазах?
Дополнение от автора
Ответ Наталии Павловне.
Чего я хочу достичь дорабатывая план? Наверно, я хочу достичь такого состояния, когда у меня на душе не будет сомнений, когда я буду точно уверена, что других вариантов нет, что по- другому нельзя.
Что самое страшное произойдёт, если я начну работать по старому плану? Самое страшное- я потрачу время не на главное, а на второстепенное. А время- это невосполнимый ресурс.
Что я получаю, когда пишу план? Я ощущаю, будто я уже немного занимаюсь тем, чем хочу заняться. Это такое, неопасное занятие: я вроде бы и в деле, которым хочу заняться, и в то же время точка невозврата не пройдена.
Для чего мне нужны (и нужны ли) дела, которые я впоследствии саботирую? Есть мнение, что лень (я не знаю, лень ли у меня?)- это психосоматический признак исправности выработанного за годы эволюции механизма интуитивного распознавания бессмысленности выполняемой задачи. Может, у меня так?.. Наверно, нет. Спорт мне нужен для здоровья и красоты. У меня врачи нашли остеохондроз, нарушение зрения, я впервые за 40 лет пополнела (и мне это непривычно). Шить я хочу научиться для того, чтобы красиво одеваться- а магазины интересной одеждой не радуют. Русский язык мне нужен, потому что у меня в планах написать книгу. Но поскольку все эти дела не срочные, то я и не рвусь особо.
Дополнение от автора
Ответ Александру Сергеевичу.
Не делая выбор, только планируя, я спокойна, я нахожусь в более выгодном душевном состоянии, потому что всё у меня впереди, всё можно изменить, ничего ещё не поздно. Отказываясь от выбора и действия я сохраняю своё душевное равновесие. Да, муки выбора- это, конечно, тоже не спокойное состояние, но всё же выбор- это УЖЕ ВСЁ, а муки выбора- это всё в моей власти.
Дополнение от автора
Отметить Содомии.
Про индивидуальную работу с психологом я всё понимаю. Пока не имею такой финансовой и технической возможности, может, к лету у меня всё наладится и я решусь. Пока же я пытаюсь решать свои проблемы разными безфинансовыми способами. Это же лучше, чем совсем ничего не делать, правда? К слову, этот форум и психологи на нём очень сильно изменили моё отношение к данной профессии. До форума я считала, что психологи- это словоблуды, которые прикрывают несерьезность своего занятия кучей умных слов. Сейчас же психологов и коучей тьма тмущая, они плодятся неимоверно. На этом форуме я впервые поняла, что психология- это не эзотерика и самодеятельность, а наука. Кстати, выбор психолога для меня нетрудная задача. :) Я на форуме задавала четыре вопроса и по ответам приблизительно понимаю, кто из психологов мне близок.
психолог онлайн
цитата:
когда я буду точно уверена, что других вариантов нет, что по- другому нельзя.
И в результате Вы его делаете бесконечно так и не начав дело? Перед тем как начать планировать? Вы себе даёте конкретное ТЗ или без из пытаетесь написать «идеальный» план?
цитата:
я потрачу время не на главное, а на второстепенное
В результате не делая ничего - на что Вы тратите время?
цитата:
, и в то же время точка невозврата не пройдена
Упуская шанс - это не точка невозврата? Тогда что такое точка невозврата в Вашем понимании?
цитата:
Но поскольку все эти дела не срочные, то я и не рвусь особо.
Тогда к чему вот это:
цитата:
Не могу это больше выносить!
психолог онлайн
цитата:
Кстати, выбор психолога для меня нетрудная задача. :) Я на форуме задавала четыре вопроса и по ответам приблизительно понимаю, кто из психологов мне близок
То есть не все выборы для вас длительны и мучительны. Было бы хорошо заметить на что вы опираетесь в выборе сейчас, что помогает, какие ваши чувства? Можно ли этот же способ применить и для каких-то других выборов?
Дополнение от автора
Ответ Валентине Михайловне.
"По поводу материальной части соглашусь с коллегой - вы не даете себе права на ошибку, более того, мне кажется не умеете опираться на свои ощущения, знания, желания. Как будто вы кому-то должны сделать идеальный выбор".
Нет, в материальной части я нервничаю там, где не компетентна. Например, выбор обуви для меня не представляет особой проблемы. Я пробегаюсь по огромному магазину, быстро вылавливают глазом моё, потом всё это перемериваю и покупаю. Меряю правда долго и обстоятельно, но это не имеет ничего общего с муками выбора. А вот в технике я тупа, как пробка, поэтому купить для меня телефон или стиралку- это мука мученическая. Как люди с ходу покупают технику- для меня это загадка.
"По поводу нематериальной части возник вопрос. А все ваши планы, идеи, что хотите выучить, прочитать, освоить они ваши? Вы правда все это хотите, горите желанием, у вас огромный интерес? Или тоже для кого-то, для создания себя идеальной в чьих-то глазах?"
Валентина Михайловна, тут сложно. Я столько лет (да 40 лет) пыталась соответствовать ожиданиям папы, что заруталась, где мои желания- где стремление угодить отцу. Например, шить я в детстве начала от бедности и из- за отца. Он считал, что новую юбку надо покупать, когда старая уже сносилась, поэтому я начала потихоньку шить. Сейчас проблем с покупкой вещей у меня нет, но желание совершенствоваться в шитье меня точит и я не пойму: это МОЁ увлечение или отголоски нищего детства.
Дополнение от автора
Ответ Наталии Павловне.
Да, именно так- планирую бесконечно, жду пока на душе станет спокойно, не будет сомнений. На карантине читаю много книг по психологии, по мотивации- все пишут- НАЧНИ, как есть, пусть с сомнениями, но сдвинься с места, а в деталях будешь разбираться по ходу. И я, кажется (ох уж это "кажется"), готова начать.
Зрите в корень! Очень Вы метко заметили! Не делая ничего, я не занимаюсь ни главным, ни второстепенным. Наверно, действительно, лучше уж пусть будет второстепенное, чем вообще пустота и бездействие. Но мне очень жалко времени не на главное. Хотя это я опять по второму кругу пошла. :)
Точка невозврата- это для меня когда всё решено и решено неправильно. Приведу пример по шитью. Я из кучи швейных книг выделила десяток самых- самых. И вот среди них никак не могу выбрать, с какой начать. Если начну с одной хорошей, то упущу другую хорошую. А менять что- то ведь будет уже поздно, потому что изучение- то начала и менять на полпути одну книгу на другую- это куча потерянного времени, откат назад, да и вообще. То есть точка невозврата- это когда, делая выбор, я обрезаю себе путь к другому. Выбор- это ж всегда ОДИН.
цитата: Но поскольку все эти дела не срочные, то я и не рвусь особо. Тогда к чему вот это:
цитата: Не могу это больше выносить!
Если бы выбор был сделан, я бы с удовольствием занялась своими проектами.
Дополнение от автора
Ответ Валентине Михайловне.
Цитата:
"То есть не все выборы для вас длительны и мучительны. Было бы хорошо заметить на что вы опираетесь в выборе сейчас, что помогает, какие ваши чувства? Можно ли этот же способ применить и для каких-то других выборов?"
Опираясь на такие эфемерные материи, что их трудно выразить словами. Просто чувствую своё. Например, при выборе психолога меня мало волнуют регалии, опыт и звания- я больше доверяю своим ощущениям при общении. Но ведь к выбору того же телефона эту технику не применишь.
психолог онлайн
А что такого в том, что вы не разбираетесь в технике? Для чего вам в ней разбираться? Вы так часто ее покупаете, что без знаний просто никуда?
Дополнение от автора
Ответ Валентине Михайловне.
Нет, я технику покупаю редко. Но ведь чтобы купить вещь цена- качество, надо хоть немного быть в курсе. На помощь продавцов- консультантов рассчитывать не приходится (я сама в молодости с гуманитарным образованием работала консультантом в обувном бутике- там главное- впарить то, что подороже или неликвид, или впарить хоть что- то- на что упал глаз покупателя). Извините за технические подробности, но хочется, чтобы и памяти в телефоне было много, и камеру была не 0,3 и т. д.
психолог онлайн
Я про то, что это в принципе разовые покупки и можно вполне попросить совет, помощь в выборе. Вы умеете это делать? Можете спокойно признать, что да, в этом вопросе вы не сильны и попросить помощи того, кто разбирается?
Дополнение от автора
Ответ Валентине Михайловне.
Да, я бы с удовольствием попросила помощь в выборе, но у кого?! Про продавцов я уже писала... А больше не у кого. Люди ж обычно (по моим наблюдениям) как технику покупают? В Интернете немного о ней прочитают и потом выбирают ближе к своим финансовым возможностям.
консультация психолога
Я думаю, что Вам нужно разрешить себе ошибиться и однажды пойти не по плану, а новой дорогой. В этом вся прелесть жизни. Если выбор стоит между более менее равноценными вещами, тогда можете просто сегодня выбрать одно, а завтра/послезавтра - другое. Иными словами, попробовать и то, и другое, но по-очереди. Плюс ещё никто не отменял интуицию. Учитесь слышать своё тело и понимать свои потребность, отделяя зерна от плевел не только на уровне ума и сознания, но также и на уровне сердца и чувств.