Как поддержать близкого человека на расстоянии
Здравствуйте. Моя близкая подруга на днях потеряла свою близкую родственницу. Перед этим они поссорились, её родственница всегда очень критично оценивала перспективу её переезда в мой город, на этой почве и происходили последнее время всевозможные конфликты. Мне очень тяжело осознавать, что это косвенно моя вина, что её бабушка так нервничала из-за возможного переезда моей подруги. И я не могу найти слов, чтобы как-то поддержать подругу, потому что это известие шокировало меня до такой степени, что сердце колотит и руки трясутся. Как мне поддержать своего родного человека? Что следует сказать, а чего лучше не говорить в данный период? До этого я не представляла, что человек (её бабушка) настолько переживает из-за этого. Думала, что подруга скорее немного преувеличивает, мне немного не верилось, что люди могут быть так одержимы чем-то подобным. Это ведь нормально, что взрослые дети переезжают, получают образование в другом городе или даже стране, выстраивают свою личную жизнь. А запреты и удерживания молодых людей в клетке, именуемой родительским домом, порой заставляют человека перестать мечтать о чём-либо, закрыться от мира и сидеть в четырёх стенах. Это ведь тоже не есть хорошо. Но как же мне сейчас ужасно неприятно перед подругой... Нет, я не агитировала её каждый день переехать ко мне, но всё же это было одной из наших целей, чтобы просто быть вместе, рядом.
Вопрос от: ; Возраст: 22

психолог онлайн
Наталия Павловна Венглинская
Ольга Владимировна Головченко
Ни вы, ни ваша подруга не виноваты в смерти бабушки, так как вы или ваша подруга не можете нести ответственность за жизнь другого человека. То, что бабушка нервничала и боялась — это было дело бабушки, ее реакции, она не могла принять выбор другого взрослого человека относительно его жизни. Вам стоит поддержать подругу в ее горе, но стоит поддержать ее еще и в том, что она не виновата в смерти родственницы, что она не могла и не должна была удовлетворять ее в этом.
психолог онлайн
Маргарита Древаль
Наталия Павловна Венглинская
Добрый день!
Вашей вины в этом нет, ведь Вы хотели как лучше и действительно это нормально, когда дети отделяются от родителей и строят свою жизнь. Вы не могли повлиять на уход её бабушки, Вы не всемогущий человек и не решаете кому и сколько здесь жить
Дополнение от автора
Как же мне убедить подругу в том, что её вины нет? Она привыкла винить себя, взваливать на себя все огрехи в семье. Сейчас она осталась с дядей и пьющей матерью, которая также сильно гиперопекает и контролирует.
психолог онлайн
Ольга Владимировна Головченко
Доброго времени суток!
цитата:
Как мне поддержать своего родного человека?
Просто быть рядом - это бывает очень сильной поддержкой. Поделитесь с ней своими эмоциями, своей грустью. Очень важно ощущать себя не одиноким в горе. Можно и просто спросить: как я могу тебе помочь?
цитата:
чего лучше не говорить в данный период?
Больнее всего слышать в это время: "Держись" "Будь сильной" "Бабушке сейчас хорошо, или она в лучшем мире".. - подобные как бы ободряющие слова в этой ситуации обесценивают переживания, эмоции. Так что подобное лучше не говорить.
цитата:
Но как же мне сейчас ужасно неприятно перед подругой
Что именно неприятно? Вы в чём-то себя обвиняете?
психолог онлайн
Это вполне естественно, что Вы как подруга хотите помочь и разделить с ней ее боль. Могу предположить, что у бабушки могли быть уже проблемы со здоровьем. Вы можете просто ее поддержать и быть рядом с ней, дайте ей эту возможность отогревать и поплакать, это очень важно не обесценивать боль, а дать прожить ее
Дополнение от автора
>Просто быть рядом - это бывает очень сильной поддержкой. Поделитесь с ней своими эмоциями, своей грустью. Очень важно ощущать себя не одиноким в горе. Можно и просто спросить: как я могу тебе помочь?
---
Да это у нас уже давно по умолчанию, думаю наоборот сейчас не перетаскивать внимание на свои психологические проблемы, они в целом и не так важны, чтобы их обсуждать. А ещё она очень не хочет поддаваться слабости и плакать, старается держаться, и я тоже не хочу вскрывать больную тему. Говорим сейчас в основном на отвлечённые темы.
>Больнее всего слышать в это время: "Держись" "Будь сильной" "Бабушке сейчас хорошо, или она в лучшем мире".. - подобные как бы ободряющие слова в этой ситуации обесценивают переживания, эмоции. Так что подобное лучше не говорить.
---
Что же, я и не злоупотребляла подобными выражениями, напротив говорила, что сейчас необязательно стараться быть сильной, что слёзы естественны.
>Что именно неприятно? Вы в чём-то себя обвиняете?
---
Не сказать, чтобы обвиняю, но в какой-то мере я была маяком для подруги в её мыслях переезда, ей ведь хотелось переехать, чтобы прежде всего встретиться со мной.
К слову, не знаю, как будем впоследствии обсуждать эту тему, сейчас, конечно же, это не имеет значения, и лучше её не касаться.
>Вы можете просто ее поддержать и быть рядом с ней, дайте ей эту возможность отогревать и поплакать, это очень важно не обесценивать боль, а дать прожить ее
---
Понимаю, но она и сама не хочет утопать в горести, говорит, что это лишь усугубляет.
психолог онлайн
цитата:
она очень не хочет поддаваться слабости и плакать, старается держаться
Вот это-то и не есть гуд ( Это называется задавливать эмоции. Но они никуда не деваются и однажды вырвутся наружу. Плюс существует угроза залипнуть в утрате и носить это в себе постоянно и долго. я бы очень рекомендовала Вашей подруге поработать с психологом, чтобы прожить это, а не подавлять.
цитата:
Не сказать, чтобы обвиняю, но..
Подумайте над этим "но"... что же на самом деле в Вас происходит?