Не могу просто жить
Здравствуйте, вопрос смысла жизни заинтересовал меня очень рано. Сколько себя помню, всегда мечтала не просто прожить жизнь, а быть полезной, чтобы все имело смысл. Всегда искала, в чем мое предназначение... Долгое время работала в христианской организации, здесь мои потребности нашли свое выражение плюс постоянное воздействие: отдай свою жизнь на благо других! После серьезной операции нет сил вести тот же образ жизни, пришло переосмысление - имею ли я ценность сама по себе? Чувствую, что состояние невротическое. Меня мучит ощущение того, что жизнь проходит и не имеет смысла. У меня есть семья, я забочусь о них, но мне этого мало. Понимаю, что корни глубоко. Подскажите, в каком направлении копать?
Вопрос от: ; Возраст: 47

психолог онлайн
Наталия Горская
Здравствуйте!
цитата:
Всегда искала, в чем мое предназначение...
Как полагаете, предназначение у людей в разном возрасте меняется? А смыслы человек находит? Открывает? Создает? Или придает значение каким-то аспектам и в этом для него заключается смысл?
цитата:
Долгое время работала в христианской организации, здесь мои потребности нашли свое выражение плюс постоянное воздействие: отдай свою жизнь на благо других!
Похоже, так выражался для Вас смысл СЛУЖЕНИЯ другим. Вы были удовлетворены тогда и сейчас этим выбором? И не был ли он отрицанием чего-то другого, неприемлемого, осуждаемого, навязанного другими людьми?
цитата:
После серьезной операции нет сил вести тот же образ жизни, пришло переосмысление - имею ли я ценность сама по себе?
И к чему пришли - имеете ли ценность Вы лично, сами по себе? И что из этого вытекает?
цитата:
Чувствую, что состояние невротическое. Меня мучит ощущение того, что жизнь проходит и не имеет смысла.
Почему Вы решили, что это соответствует невротизму? Хотя, если мучит, то, наверное, Вы недалеко от истины...С другой стороны, озаботиться поиском новых смыслов после реализации или утраты прежних - вполне естественно для человека.
цитата:
У меня есть семья, я забочусь о них, но мне этого мало.
В этом процессе можно отталкиваться от желаний. От потребностей. От чувств, которые хотелось бы испытывать. Как у Вас с этим всем? Чего хотелось и хочется? Что откладывали по разным причинам? В чем себе отказывали?
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Добрый день. Похоже, вы растеряны от того факта, что в вашей жизни образовалась некая пустота. Ведь в деятельности, которая помогала помогать другим вы были реализованы. А сейчас, когда, насколько я понимаю, эта деятельность остановлена, вы оказались в ситуации потери смыслов, и, как будто в некотором междувременьи. Не ясно, что со мной, не ясно как оно дальше будет, не ясно зачем все это и т.д. Плюс возрастной кризис, плюс были проблемы со здоровьем...все это создаёт, т.н. тревожно-депрессивный фон. Куда копать? да, копать в сторону себя и своих желаний, своей самоценности, своих собственных смыслов не связанных, ни с семьёй, ни с работой. Искать то, что вам нравится и то, что вдохновляет и радует. Это я говорю о самопомощи. Но , не видя вас, и не очень представляя насколько далеко зашла ситуация, я не знаю нужна ли помощь специалиста...скорее нужна, чтобы ваше состояние не превратилось в настоящую депрессию.. из которой выбраться самой гораздо сложнее..
Дополнение от автора
В каждом возрасте свои возможности, значит и смысл у каждого свой.
Верю, что человек имеет свободную волю, значит смысл мы создаем сами, хотя не исключаю открытие смысла, некое озарение.
Получается - сама придумала, сама страдаю?))
Во время работы в христианской организации чувствовала удовлетворение, но было подозрение, что в большинстве своем обычная самореализация прикрывается служением Богу и людям. Это такой самообман.
Имею ли ценность сама по себе? Разум говорит, что да, но похоже почему-то не верю в это на самом деле, иначе бы не страдала.
Десять лет назад была не только операция, но и смерть единственного сына. Многие люди, зная меня раньше постоянно напоминают, что время уходит, а я не продолжаю свою активную жизнь на благо общества. Но, Вы правы, я изменилась и мой образ жизни изменился. Нужно принять эту другую жизнь.
психолог онлайн
Да..сопереживаю вам по поводу сына..
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
«В каком направлении копать» - думаю, в том, которое Вас больше всего интересует, ведь это означает, что именно это и есть на данный момент «ваше».
Очень жаль, что Вам довелось потерять единственного сына…
То, считают «многие люди», не имеет значения, имеет значение только то, что считаете Вы.
Похоже, что то, что для Вас было «смыслом» раньше – утратило свою значимость сейчас.
Возможно поиск ответа на вопрос «имею ли ценность сама по себе» и может стать «смыслом» на данном этапе.
А потом он может смениться другим «смыслом», потому, что с ответом на этот вопрос что-то изменится внутри Вас, а, значит и «смысл» изменится.
В фильме « Ешь, молись, люби» героиня другого возраста, и особенности жизни у нее другие, но насколько сложно дается ей путь к Себе. Потому, что это вообще не просто.
Намного проще «занять себя» какой-то деятельностью «на благо общества», к которой призывают Вас, (не вникая в ваши переживания) «многие люди», которые, возможно и сами «активничают», чтобы не прислушиваться к себе.
И не «сама придумала, сама страдаю» - Вы задаетесь экзистенциальными вопросами, сложными и важными, ваша жизнь заставила пройти Вас через то, что многих сбивает с ног, и Вам важно разобраться со всем этим, и как Вы глубоко заметили «принять эту другую жизнь».
психолог онлайн
"Верю, что человек имеет свободную волю, значит смысл мы создаем сами, хотя не исключаю открытие смысла, некое озарение."
Предполагаю, что Вы сейчас ищите свой смысл. Но как Вы это делаете: ныряете внутрь себя, пытаясь уловить какой-то сигнал? Обращаете взгляд во внешний мир, стремясь почувствовать отклик в душе? Читаете, изучаете биографии известных личностей? С чем встречаетесь? Как отсеиваете ненужное?
"Имею ли ценность сама по себе? Разум говорит, что да, но похоже почему-то не верю в это на самом деле, иначе бы не страдала."
Своеобразное представление. По-вашему, выходит люди, обладающие самоценностью, не страдают?
"Получается - сама придумала, сама страдаю?))"
Испить эту чашу доводится каждому, кто живет интересами выше гениталий и желудка.
"Во время работы в христианской организации чувствовала удовлетворение, но было подозрение, что в большинстве своем обычная самореализация прикрывается служением Богу и людям. Это такой самообман."
Может быть, и самообман. Но еще и опыт, обогащающий наши представления и меняющий нас, если, конечно, не отказываемся от него в порыве чувств непринятия.
"Но, Вы правы, я изменилась и мой образ жизни изменился. Нужно принять эту другую жизнь."
Принять для чего-то. Просто принять это же не самоцель.
Дополнение от автора
цитата:
Это правда, я понимаю, что на самом деле боюсь заглушить внешней активностью что-то важное, что еще не поняла о себе.
цитата:
Все, что Вы перечислили. Ныряю в себя, слушаю себя в тишине, ловлю желания. Прошлый год решила не думать о том, что жизнь кажется мне бессмысленной и посвятила его тому, чтобы разобраться, что дает мне энергию и силу, а что отнимает, анализировала, корректировала образ жизни. Результаты радуют. Научилась радоваться и быть счастливой от мелочей, но эта радость кажется какой-то не совсем правильной,что-ли, эгоистичной. Читаю каждый день, размышляю, веду блог, это нравится.
Как отсеиваю ненужное? Прислушиваюсь к себе, отзывается или нет, а еще состояние здоровья тоже диктует свое, понимаю, что многое уже не могу.
цитата:
Я имела ввиду, что если бы верила в то, что ценна сама по себе, то не страдала бы от того, что не делаю чего-то значительного, что ценность моя не от дел зависит. А от страданий как таковых не застрахован никто, это я знаю точно.
Спасибо за вопросы! Отвечаю и понимаю, что это бред, мания величия какая-то. Какое особое предназначение ищу? Зачем?
Когда при смерти была, одно было в сознании, вернее две вещи: сожаление о том, что придется расстаться с близкими и трепет перед тем, что предстану перед Богом. Все! Ни о чем больше!
цитата:
Принять для чего-то. Просто принять это же не самоцель.
Вот так вопрос! Я как раз и не знаю для чего.
Мне как-то написал человек, потерявший дочь, где-то на форуме мое высказывание прочел и нашел меня. Много мы с ним общались и однажды он мне сказал, как помогла ему моя поддержка, хотя он и психотерапию проходил, и друг у него заведующий психиатрической клиникой и в семье практикующий психолог есть, а таких слов, как я ему никто не говорил. Вот тогда я ощутила, что жива, что жизнь моя не пуста.
психолог онлайн
цитата:
Мне кажется, это процесс длится всю жизнь. Отчасти и для кого-то он может восприниматься как смысл бытия.
цитата:
Результаты радуют. Научилась радоваться и быть счастливой от мелочей, но эта радость кажется какой-то не совсем правильной,что-ли, эгоистичной. Читаю каждый день, размышляю, веду блог, это нравится.
В моей картине мира есть и категория "здоровый эгоизм." А в Вашей есть?
цитата:
Я имела ввиду, что если бы верила в то, что ценна сама по себе, то не страдала бы от того, что не делаю чего-то значительного, что ценность моя не от дел зависит.
Ну, да. В теории безусловное принятие себя и, соответственно, своей самоценности формируется под влиянием родителей. В случае дефицита с этим взрослому уже человеку ничего не остается, как делами демонстрировать себе и другим, что он чего-то стоит - по обратной связи, от внешних одобрений и оценок. Порой это стремление принимает гипертрофированные формы, на беду самого человеку.
цитата:
Вот тогда я ощутила, что жива, что жизнь моя не пуста.
И это благодаря способности душой откликаться на боль другого, поддержать, кода трудно...