Не могу понять, как дальше жить в Украине, но и уезжать не хочу
Я - гражданин Украины, родился в Донецке. Учился в Москве на режиссера. В 2015 году из-за войны переехал в Киев. Пытаюсь делать здесь карьеру в кино с переменным успехом. И вот какое дело. В Украине можно снимать кино за государственные или за частные деньги только на украинском языке, к которому я испытываю симпатию, но не настолько, чтобы перечеркнуть свои творческие планы. В Москву я не могу переехать (и делать карьеру в России), потому что родители угрожают в таком случае прервать со мной любые контакты как с предателем (да я и сам подобное ощущаю). Однако снимать на украинском для меня - враньё. Люди в жизни на нем не говорят. Герои моих сценариев на нем не говорят. Вся киношная тусовка ограничения по языковому принципу воспринимает в целом нейтрально или положительно. Этот проклятый вопрос языка стал для меня каким-то краеугольным. Я не хочу положить жизнь на борьбу за язык, я хочу снимать кино на родном русском, оставаясь патриотом родной Украины, сохраняя хорошие отношения с родителями. Однако в Украине это невозможно. При этом, если я буду подавать на различные гранты, я буду чувствовать себя предателем по отношению к себе самому. Меня типает всего, я трачу часы на подобные рекурсивные размышления и споры с родителями, о своих переживаниях вне семьи я молчу, потому что знаю реакцию друзей и фейсбучных подписчиков. Не понимаю, как жить дальше. Не хочется ехать в никуда в эту Москву и монтировать программы Киселева/Соловьева. Я прекрасно понимаю, что при любой власти в Украине, даже самой пророссийской, сохранится подобное отношение к русскому. Мне противно чувствовать себя человеком второго сорта. Мне не хочется "ложиться" под господствующий дискурс. Вопрос исключительно в свободе творчества и комфортном самоощущении. В совпадении мыслей, желаний и поступков. Мне не хочется врать в творчестве и не хочется врать самому себе.
Вопрос от: ; Возраст: 31

психолог онлайн
цитата:
Мне противно чувствовать себя человеком второго сорта. Мне не хочется "ложиться" под господствующий дискурс.
Добрый день. Скажите, что Вас заставляет чувствовать себя человеком второго сорта?
цитата:
только на украинском языке, к которому я испытываю симпатию, но не настолько, чтобы перечеркнуть свои творческие планы.
Вы действительно испытываете к нему симпатию? Судя по тому, что Вы пишите, он для Вас неприемлем. Или эта симпатия ограничена какими-то рамками?
цитата:
Однако снимать на украинском для меня - враньё. Люди в жизни на нем не говорят. Герои моих сценариев на нем не говорят.
Похоже Вы вкладываете всю душу в свои произведения. Но попали в рамки своего видения. Вы не пишите об этом прямо, но среди строк чувствуется отвращение к этой ситуации, к тому, что нет поддержки и бессилию что-то изменить.
цитата:
Этот проклятый вопрос языка стал для меня каким-то краеугольным.
А какие варианты Вы видите для себя? Те, которые действительно можно воплотить.
Творцам всегда сложно вписывать свое виденье в реальность. Полностью, как Вы хотели бы, даже с учетом языка, может и не выйти. Что Вы чувствуете в этой ситуации? Это может быть следующим камнем на Вашем пути?
психолог онлайн
Игорь Владимирович Ульянич
Вопрос не простой, как и многие вопросы, которые касаются Настоящего в этой жизни…
И, конечно, тут важно найти именно свое решение.
Я бы предложила немного сместить «фокус внимания» и рассмотреть этот вопрос не с точки зрения «КАК донести» (в данном случае, на каком языке), а с точки зрения « ЧТО донести» (о чем сказать).
Не на каком языке говорят ваши герои, а о чем?
А еще КОМУ Вы хотите сказать то, что хотите сказать?
Возможно, в той стране, на языке которой проще говорить, люди не поймут Вас, хотя бы в силу того, что Вы ориентируетесь на другие внутренние установки и жизненные ценности.
У каждого свой Путь и своя история. У меня тоже был период некоторого внутреннего … сопротивления, что ли. Хотелось читать и смотреть фильмы на языке, к которому привыкла с детства. Правда это все достаточно резко закончилось (в 2014) – мое внутреннее ощущение очень четко привело меня к тому, что мне нравится говорить (не все пока получается) и слышать язык страны, в которой я живу, и чувствовать, что это МОЯ страна, и в поездках в другие страны с гордостью конкретизировать, from Ukraine.
Можно еще предположить, что в вашем восприятии необходимость работать на украинском языке, ассоциируется с неким «я должен». Тогда есть смысл вообще разобраться в себе, не возникает ли против любых рамок внутренний протест, и тогда это не про язык, а про то, что Вам в принципе сложно жить внутри любых ограничений, если только не Вы сами их устанавливаете.
А еще важно не идти против себя – не столько важно сохранить «лицо» перед знакомыми или даже друзьями и родителями, как не потерять связь с самим собой. Как Вы пишете «не хочется врать самому себе» - вот этого и не нужно. Только «врать себе» - это не про способ, а про суть, к которой лежит душа, про свободу выбора смысла, а не языка (который просто доносит этот смысл).
А язык… Знаете, если человеку есть что сказать, то, по сути, не важно, на каком языке он это делает.
Можно вообще начать снимать немое кино, если это так принципиально…
консультация психолога
цитата:
Люди в жизни на нем не говорят.
Откуда такие мысли? Очень многие люди общаются на украинском языке
цитата:
Герои моих сценариев на нем не говорят.
А что случится с вашими героями, если они будут общаться на украинском языке?
психолог онлайн
ув автор! А вы снимите кино о борьбе ЗА Украинский язык!И все будет в тему и во время! И вам цены не будет!!!Веры и удачи!
психолог онлайн
Здравствуйте.
Я тоже гражданин Украины, и я тоже родился в Донецке. И прожил в Донецке практически всю свою жизнь (до октября 2014 года). Да я учился и разговаривал на русском языке. Но я в школе учил украинский язык и его прекрасно знаю, как в принципе все те дончане, которые учились в школе в Донецке. И работая в Донецке или бывая во Львове, с русского языка мог перейти на украинский. И сейчас работая в Киеве, если ко мне человек обращается на украинском языке я отвечаю также - на украинском. Когда ко мне приходят клиенты на прием я их спрашиваю "Ви спілкуєтесь українською?" Если человек говорит, что ему удобнее на русском, тогда мы общаемся на русском.
Да я общался, практически всю жизнь, на русском, но думаю я как украинец. А русификация общения получилась из-за того, что был Советский Союз и русский язык был языком межнационального общения. Так было удобно. А в селах Донецкой и Луганской областей, где не было необходимости в приезжей рабочей силе, говорили и говорят на украинском языке. Более того в селах ростовской области, по крайней мере до недавнего времени, говорили на украинском языке. Чему я сам был свидетелем.
Так вот, никто Вас не заставляет врать. Такой вид творчества как кино имеет большое воспитательное влияние. Раз Вы считаете себя патриотом Украины, то и проявляйте себя как патриот. Начинайте с себя. Переводите украинское мышление в языковое оформление, т.е. выражение украинских мыслей украинским языком. В этом нет никакого обмана - это самоидентификация через украинский язык. Это выработка навыка говорения на украинском языке. Язык у нас государственный - украинский. Раз Вы человек творческий, то проявляйте гибкость, перестраивайтесь, вырабатывайте навык, делайте украинское кино украинским - на украинском языке.
Дополнение от автора
Игорь Владимирович, тогда именно к вам вопрос, не сочтите за провокацию. Я действительно думаю и о таком варианте, как бы плохо мне ни было от обдумывания подобной опции.
Реально ли, допустим, разорвать связи с семьей, уехать в чужую страну, зато попытаться в ней стать "своим" и максимально реализоваться? Можно ли отвлечься от политики вообще - и заниматься исключительно своим делом? Возможно ли в таком случае стать счастливым?
Проблема в том, что есть три условные опции (хотя их гораздо больше, конечно).
1) уехать и страдать от предательства
2) не уехать и страдать от невозможности стопроцентной реализации (потому что стопроцентная возможна только в рамках родного языка - в моём случае)
3) не уехать и не страдать, а вообще изменить область деятельности, забить на все амбиции и устроиться, я не знаю, на заправку, и волки сыты, и овцы целы
психолог онлайн
Мои мысли, это мои мысли и я их Вам в голову не вставлю. Но я могу сформулировать вопросы, отвечая на которые Вы возможно найдете для себя ответ на данную ситуацию.
1. Вам что важнее и ближе семья или кино (которое Вы даже предполагаете возможным сменить на заправку)?
2. Вы уверены, что снимая кино с русскоязычным озвучиванием сможете стопроцентно реализоваться?
3. Что для Вас политика? Какое отношение вы к ней имеете? Кто-то заставляет вас заниматься политикой?
Дальше не вопрос, а предположение. Вы еще не научились быть счастливым. Вы не знаете как это быть счастливым. Вы путаете цели и счастье. Счастье это не цель. Можно снимать кино на русском и быть несчастным.
Почему Вы страдаете или собираетесь страдать? Будьте счастливым при любых обстоятельствах, если не получается, то тогда есть повод для работы с психологом.
консультация психолога
цитата:
1) уехать и страдать от предательства
А в чем именно вы видите предательство? Только в отъезде?
Вы, живя на Украине, общаетесь на не государственном языке, фильмы не хотите снимать на нем, вы злитесь на тех, кто запрещает вам работать на русском языке. Вы не принимаете украинский язык как свой родной, язык страны, где вы выросли. В чем вы предадите страну, если уедете?
Можно ведь, живя и работая в другой стране, реализуясь там и будучи счастливым, помогать тем, кто останется здесь. И пользы будет много больше, чем сейчас.
Другой вопрос - отношения с семьей. Насколько вы можете жить своей жизнью или же родители диктуют вам, что делать?
цитата:
не уехать и страдать от невозможности стопроцентной реализации (потому что стопроцентная возможна только в рамках родного языка - в моём случае
А что в вашем понимании 100% реализация?
Дополнение от автора
Валентина Михайловна, я попробую ответить на ваш вопрос, единственное что, я очень боюсь подменить какую-то основную проблему квазиполитологическими рассуждениями.
Наверное, есть разные степени предательства (с точки зрения разных людей, на чьё место я пытаюсь становиться, бесконечно размышляя обо всём происходящем со мной и со страной). Работать, скажем, на Соловьева или Киселева - это предательство в чистом виде, потому что этих людей я считаю убийцами. Они несут ответственность за то, что я не был дома пять лет, за то, что мой город захвачен и изнасилован.
Снимать кино про "ополченцев" (на которое наверняка с легкостью можно найти денег) - точно такое же предательство.
Работать на российских сериках в различных качествах - здесь или там - тут я никакого предательства не вижу, хотя чуууточку свербит, но не сильно. Это чистый энтертейнмент, и тут особо этические принципы не нарушаются.
Что касается стопроцентной реализации, как ни странно, она связана с моим видением нашей страны. Это страна сложная, интересная, неоднозначная, яркая, многонациональная. Она не сводится к конкретному видению конкретных людей или конкретной группы. Я ценю бытовое двуязычие, я ценю стремление к свободе, я ценю плюрализм мнений и взглядов. И, естественно, раздражаюсь, когда всю эту сложность пытаются подменить воображаемой утопией, разработанной в Институте Национальной Памяти. Моя идеальная страна примерно совпадает с моим идеальным кино. Где разноязыкие люди испытывают одни и те же эмоции, совершают одинаковые ошибки, одинаково влюбляются, тупят, ненавидят, страдают, радуются, спиваются, открывают стартапы и работают в Польше на клубнике. Стопроцентная реализация - это как раз кино обо всём этом. Эта страна - мой источник сил и мой материал. И в России я, наверное, смогу что-то делать, возможно, даже не сильно кривя душой, но это будет не то. Где родился - там и пригодился, вот мне и хочется пригодиться здесь. "Пиши о том, что знаешь" - вот это я и знаю. На родном языке или на двух языках. Мне хочется в игровом кино транслировать правду кино документального. Я вот серьезно сейчас. Не знаю, у меня почему-то все эти эмоции тесно переплетены. Я не могу отделить себя со своими потребностями от своего кино, от своих текстов, от своей страны, от своих родителей.
И вот тут мы переходим к вопросу отношений с родителями. У меня с ними действительно очень тесные, даже слишком тесные для 31-летнего человека отношения. Мы вместе живем, иногда вместе путешествуем, они вовлечены в мои проекты и всецело меня поддерживают во всем. И да, есть момент и благодарности, и раздражение из-за гиперопеки. И да, моё желание сбежать в ту же Москву связано с этой гиперопекой. И да, мне будет некомфортно, если я прерву с ними отношения. Например, мой 86-летний родной дедушка-россиянин из-за всей политики практически перестал общаться с отцом. И я знаю, что папе больно, хотя он этого не показывает. Дедушка считает нас "упоротыми бандеровцами" и жертвами пропаганды.
Наверное, многие в стране сейчас испытывают подобные эмоции. Особенно русскоязычные. Особенно донецкие. Мы все как-то травмированы произошедшими событиями. И мне жалко всех (кроме моральных уродов с двух сторон конфликта, которые жаждут крови), и жалко родителей, и жалко себя.
Хочется какой-то гармонии в этом всём бардаке. И хочется правды.
Если вернуться к вопросу именно украинского языка, у меня к нему ненависти нет. Я им неплохо владею, я могу на нем зарабатывать деньги. Сценарии, конечно, приходится через гугл-транслейт пропускать, а потом редактировать. Но это ничего. Я дружу с украиноязычными. Но когда речь заходит о языке, мы иногда ругаемся, но не так, как народ в интернете, а как-то мягче, с любовью и уважением. Иначе мы не были бы друзьями. Как родной, я украинский никогда не приму, потому что, в том числе, считаю русский таким же родным для этой страны.
Мне не хочется прогибаться. Мне не хочется следовать правилам, которые я считаю репрессивными. Потому что если и делать что-то на украинском, то это должен быть мой выбор. Моя правда.
психолог онлайн
Учитывая то, что Вы описали, можно предположить, что все-таки вопрос языка в вашем случае несколько гипертрофирован, возможно, потому, что является триггером, запускающим программу «не нужно мне указывать, я сам буду решать». Возможно, эта программа настолько актуальна в связи с потребностью сепарации от родителей, а может Вам по жизни много довелось исполнять не свои решения, и просто «накопилось».
В любом случае, «вопрос языка» в вашем толковании ситуации занимает явно не свое место.
«Моя идеальная страна примерно совпадает с моим идеальным кино. Где разноязыкие люди испытывают одни и те же эмоции, совершают одинаковые ошибки, одинаково влюбляются, тупят, ненавидят, страдают, радуются, спиваются, открывают стартапы и работают в Польше на клубнике. Стопроцентная реализация - это как раз кино обо всём этом. Эта страна - мой источник сил и мой материал». – вот это и есть та суть, о которой есть смысл говорить.
А теперь возникает вопрос – в какой стране Вам будут «указывать» только на форму передачи информации (язык), а в какой будут «подчищать» и сам смысл?
Наш «институт национальной памяти», думаю, не настолько «вездесущая и мощная» организация, как та, что занимается безопасностью в той другой стране, где за язык «не ругают». Где больше свободы самовыражения по сути, а не по внешней презентации?
психолог онлайн
ув автор!Поддержу коллегу!Вопрос языка второстепенен!В вас есть неосознаваемый внутренний конфликт с родителями и зависимость от них! Так видится мне1Возможно я и ошибаюсь!Но то, что конфликт ваш внутренний, это так!Вам стоит разобраться в себе!
консультация психолога
цитата:
Например, мой 86-летний родной дедушка-россиянин из-за всей политики практически перестал общаться с отцом. И я знаю, что папе больно, хотя он этого не показывает. Дедушка считает нас "упоротыми бандеровцами" и жертвами пропаганды.
и жалко родителей, и жалко себя.
В каждой семье, в каждых отношениях выбирают, что важнее - правда или гармония между людьми. Похоже, что политические взгляды в вашей семье на данный момент перевешивают ценность отношений. Дедушка с отцом, родители с вами.
цитата:
Мне не хочется прогибаться. Мне не хочется следовать правилам, которые я считаю репрессивными.
В России или любой другой стране может точно так же стать вопрос про прогнуться или нет, про следования правилам и поиск компромисса. И вопрос может быть не языковой, а другой.
цитата:
И да, моё желание сбежать в ту же Москву связано с этой гиперопекой. И да, мне будет некомфортно, если я прерву с ними отношения.
Возможно стоИт больше внимания обратить на сепарацию о родителей, их гиперопеку и ваши взаимоотношения, и вопрос с работой и русским и украинским языками станет чуть проще для вас?