объективный взгляд со стороны
Здравствуйте, уважаемые психологи. У меня распространенная проблема - не могу примирить ожидания с реальностью. Очень недавно я осознала, что вообще не такой человек, каким себя представляла. И не знаю, это опять самообман или правда (так как это осознание неоднократно было, и всегда в худшую сторону). Дело в том, что боязнь понять себя настолько укоренилась, что кажется, я потеряю смысл жизни, если узнаю неприкрашенную правду. Оттого и сомнения в собственной искренности, ощущение игры, когда имею дело с отношениями в семье и т.д. Это как будто я пытаюсь построить башню, но все время разбираю и заново закладываю основание. Хотя способов всего несколько, либо считаю себя конченым человеком, либо плохим, но который еще имеет надежду на изменения. На собственном опыте понимаю, что пытаться менять свою сущность насильственно это бесплодное занятие. Тогда что остается? Просто понять, что от меня не зависят эти изменения и смириться или все таки есть другие способы? Ведь глубинные внутренние измнениея возможны только тогда, когда что-то сможет так глубоко проникнуть в душу. А что так проникает? И если я очень хочу что-то понять и принять, но боюсь, то в конце концов приду к пониманию и решению? Хотелось бы узнать с точки зрения вашего опыта.
Вопрос от: ; Возраст: 20

психолог онлайн
Наталия Горская
Добрый день!
Прежде чем принимать решение о том, чтобы менять себя, хорошо бы сначала познакомиться с собой и узнать себя.
Для этого рекомендую вам найти хорошего психотерапевта, который поддержит вас в этом пугающем исследовании и поиске себя, а так же поможет просто принять себя со всеми плюсами и минусами.
С ув. Наталия Колодяжная
психолог онлайн
То, что Вы стараетесь осознать себя - это важно.
При этом, ваша «оценка» скорее «прыгает» между «очень хорошо» («ожидания», так Вы думали о себе раньше) и «очень плохо» (ну или «с надеждой», «реальность», как думаете сейчас).
Но фокус в том, что человек по сути своей многогранен, и балансируя всего в двух позициях, Вы очень сильно сужаете виденье. Это как черно-белый взгляд на цветную картинку.
Сверхкритичность к себе, которая прослеживается в вашем анализе, может быть как проявлением максимализма, свойственного вашему возрасту, так и следствием отношения ваших родителей к Вам в детстве.
Я бы предложила отказаться от «насильственности» и излишней критичности, заменив это изучением, анализом, пониманием себя, и принятием. Психолог может помочь в этом процессе, чтобы не возникало ощущения «бесплодности».
«Основание башни» не всегда нужно разбирать, ведь в нем могут оказаться и полезные составляющие, и те, важное значение которых не сразу видно.
«С точки зрения» моего опыта – никогда не поздно начать что-то делать в том направлении, которое интересно или беспокоит.
консультация психолога
Добрый день
Мне конечно же сложно отвечать за всех психологов , но в моем представление, процесс познания себя, это замечательное занятие которое будет сопровождать вас по жизни. Не возможно познать себя вот сегодня и оставить все как есть, человек по своему динамичен более того мы живем в динамичном мире. Надеюсь не прозвучит противоречиво написанному выше: но в этом процессе жизни мы познаем свои сильные и слабые стороны, некоторые особенности физиологических или психологических сторон нашего я.
Другое дело, то как к мы к этом относимся. Скачки самооценки описаны вами могут свидетельствовать, о том, что когда давно, еще на начале пути, вам не смогли дать качественной обратной связи на ваши первые вопросы к миру про себя. Плохая новость: это в свою очередь, как не правильно указаны путь, может затруднить вашу дорогу к пониманию себя.
Хорошая новость: вы не одиноки на этой дороги.
Способов как найти нужный маршрут достаточно много. Классический это заручиться помощью кого из этого списка: служителя культа, психолога, мыслителя, что бы они выступили проводниками. Более индивидуальные варианты: это включения в свою жизнь творчество.
На мой взгляд процесс создания во внешнем мире, будет создавать и структурировать ваш внутренний мир.
Дополнение от автора
Спасибо за Ваши ответы. Что касается насильственности, вы правы, некоторые черты в себе я не смогла бы принять никогда, мне кажется, если я приму это, то уж когда буду на самом дне, когда ничего не останется. Точнее я понимаю, что они во мне есть, но что значит принять? Смириться с ними?
Александр Римович, Вы говорите про духовного наставника - я верующий человек, так что в этом плане он у меня есть. Кстати, творчеством занималась с детства, а недавно решила связать с ним свою будущую профессию. Правда, во всех областях жизни чувствую себя неуверенно из-за сомнений - думаю\делаю я что-то искренно или потому что иначе потеряю смысл? Не знаю, откуда во мне дух упадничества, но мне не верится, что когда-нибудь мои родители увидят меня, вставщей на ноги. Почему-то я представляю себе только то, что я бездарно проживаю дни, умираю рано и в совершенном одиночестве, хотя понимаю, что тем самым делаю установку на такое будущее. В таком случае, если есть в моей жизни и творчество, и наставники, почему не получается выбраться из зависимости от плохих мыслей, чтобы двигаться дальше?
психолог онлайн
На мой взгляд, со «служителями культов» нужно быть ой как осторожными.
Ну не ведут они человека «к самому себе», скорее навязывают свое виденье «как должно быть», создавая еще больше запутанности. А на «благодатной почве» самокритичности это вообще приводит к плачевным результатам.
психолог онлайн
Здравствуйте!
Не всегда хорошо то, что хорошо, и плохо то, что плохо. Каждый человек состоит из условно хороших и условно плохих качеств. И каждое качество/черта характера/чувство возникает не просто так. И часто хорошее плавно перетекает в плохое. И наоборот. Вспомните знакомых, друзей. Кто из них идеален? У кого нет хоть одного недостатка?
«Неприкрашенная правда» гораздо лучше приукрашенной лжи. Зная и принимая свои сильные и слабые стороны Вы гораздо легче будете решать/проходить разные жизненные ситуации и принимать решения.
«ощущение игры, когда имею дело с отношениями в семье» - возможно, это попытка сгладить острые углы или обойти конфликтные ситуации. Разве это так плохо?
«Правда, во всех областях жизни чувствую себя неуверенно из-за сомнений – думаю делаю я что-то искренно или потому что иначе потеряю смысл?» - вам нравится делать то, что вы делаете? Вы получаете от этого удовольствие, когда не думаете о смысле? Если да – то, конечно, вы искренни в своем намерении. А сомнения очень плохой попутчик и советчик. Вот от них уж точно нужно избавляться.
Дополнение от автора
Наталия Горская, на счет культов я и сама отношусь критично. Но у нас ведь христианская страна, основные догматы христианства Вы наверняка знаете :)
3 года назад у меня был религиозный кризис (если я правильно употребляю термин) - глубокое переживание греховности, была сильная депрессия, при которой я не могла есть, спать. После все постепенно сошло на нет. Но дело в том, что другие люди, даже осознав эту в принципе простую истину, двигаются дальше, т.к. вера дает утешение. Почему я зациклилась на том ощущении до сих пор я не знаю. И могу ли я называться верующей, если не доверяю Богу прощение моих грехов, а постоянно мусолю их? Меня очень очень тревожит этот вопрос, и давно.
Дополнение от автора
Алина Владимировна, здравствуйте! Спасибо за ответ. А как можно избавиться от сомнений? Я бы с радостью наконец твердо уяснила для себя все ответы на вопросы, и данные Вами, и на которые сама себе ответила. Но потом возвращаюсь обратно к сомнениям. Вчера мне могло казаться, что нравится делать что-то, а сегодня я опять в страхе стою перед этим вопросом. Ясно одно - именно страх вызывает сомнения. Поэтому я нечасто вступаю с ним в борьбу, а просто убегаю в какие-то занятия. Значит, нужно каждый раз лицом к лицу со страхом встречаться?
психолог онлайн
Абсолютно все люди имеют недостатки, поэтому «казнить» себя за их наличие, все равно, что обвинять себя в том, что Вы – Человек.
«Путь к себе» не равен одобрению других (и родителей в том числе).
Человек может быть не одобрен в своем выборе, но это его выбор.
Сейчас, ваш поиск «истин» и «раскаяние в грехах» у меня вызывает предположение, что Вам очень важно быть принятой Другими (скорее всего родителями). Почему то так сложилось, что для этого Вам нужно «встать на ноги» (стать «достойной» их любви, уважения).
психолог онлайн
Кроме Вас никто с Вашими страхами не справится. Каких-то методов, которые помогут навсегда избавиться от страха нет, потому что страхи возникают в нашей жизни постоянно. Начните делать все, что боитесь и тогда страх покинет вас. Когда перед каким-то действием или решением появляется страх, мысленно скажите себе: «Я сначала это сделаю, а потом немного пострашусь и посомневаюсь». Сила страха со временем уменьшится. Меньше страха - меньше сомнений.
Важно начать думать позитивно. Постарайтесь хотя бы неделю контролировать свои мысли. Каждую негативную переводите в позитивную. Это не просто, но возможно. Если Вы этого захотите.
То, что Вы постоянно «мусолите» свои грехи значит, что Вы не даете себе право на ошибку. Вспомните себя в момент совершения своих грехов – что Вы чувствовали? В тот момент Вы думали, что это грех? Возможно, тогда это было единственным правильным для Вас решением? И только потом Вы поняли, что согрешили. Вы не идеальны и Вы не Бог, что бы всегда поступать правильно. Вы человек и Вы можете ошибаться. Каждый человек, не побоюсь это утверждать, совершал в своей жизни ошибки. Важно осознать и сделать выводы. Исправить прошлое никто не может. Нужно жить настоящим и думать о будущем.
Дополнение от автора
Наталия Горская , Вы правы, для меня важное значение имеет мнение матри, но оно стало таким уже после "раскаяния" - до этого мне было плевать на все авторитеты и я была крайне озлобленным, мрачным подростком. Когда перешла за грань этого, т.е. раскаялась, мама во всем поддерживала меня. Так что ее мнение почти сливается с ее. Понимаю, нужно иметь свое и становиться самостоятельной, я пытаюсь, но боюсь, как бы не переросло опять же в ту крайность - полнейшего отвержения. Раскаяние скорее было не перед людьми, в те дни мир вообще перестал существовать, кроме меня, Бога и мамы.
Алина Владимировна, спасибо, последую Вашему совету на счет того, чтобы сначала сделать, затем страшиться.
"Вы не даете себе право на ошибку"- это правда, самое страшное из моих заблуждений, потмоу что везде говорится, что человек несовершенен, и это стремление стать совершенной делает только хуже. Умом я это понимаю
консультация психолога
"Вы говорите про духовного наставника - я верующий человек, так что в этом плане он у меня есть. " Ну тогда следует задаться вопросом какую роль он отыгрывает в вашей ситуации: он тот кто поддерживает вас или же он тот кто способствует дух упадочничества.
" В таком случае, если есть в моей жизни и творчество, и наставники, почему не получается выбраться из зависимости от плохих мыслей, чтобы двигаться дальше?"
В таком случае я бы предложил бы исследовать более глубоко то как вы мыслите и воспринимаете мир.
психолог онлайн
Судя по тому, что Вы пишете, Вы прошли на самом деле сложный путь глубоких внутренних изменений. Только вот почему-то сами пока не верите в них, опасаетесь своей «темной стороны», что она окажется «сильнее» («почему не получается выбраться из зависимости от плохих мыслей», «боюсь, как бы не переросло опять же в ту крайность - полнейшего отвержения».)
На эту тему есть одна Притча, возможно, она поможет Вам найти ответ.
«Притча про двух волков.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Малыш, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Дополнение от автора
Наталия Горская, спасибо за притчу. Теперь понимаю, как все завязано. Чем больше сомнений, тем больше кормежки для второго волка. В таком случае главное зло - не то, что я вижу плохого в себе, а сами сомнения и поиски плохого. Получается, дело только за осознанием сделанного шага, а сам шаг уже сделан. Еще раз спасибо.