Как поступать отшельнику в случае мобилизации?
В последние несколько лет я существенно ограничил свой круг общения.
Все дело в том, что по какой-то причине ощущение присутствия другого человека доставляет мне ощутимый дискомфорт. Я не думаю, что здесь уместно слово "социофобия". Ведь "фобия" подразумевает страх, а страха я не испытываю. Это, скорее, можно сравнить с неприятным зудом. Я не мизантроп - вокруг меня много хороших людей. Но даже если человек, с которым я общаюсь, мне приятен и интересен, я все равно испытываю необходимость уединиться. На работе я просто ухожу в туалет, как будто по нужде. На деле же - расслабиться и отдышаться. Как будто одиночество - это воздух, а социум, человеческое общество - это вода. И чем дольше ты под водой, тем сильнее рвутся легкие.
В общем, я организовал всю свою жизнь таким образом, чтобы как можно меньше встречаться с людьми. Едва ли окружающие догадываются, что я ощущаю внутри. Коллеги даже иногда зовут меня на вечеринки и пятничные посиделки. Им нравятся мои тосты. И иногда я даже прихожу, правда, совсем ненадолго.
Оглядываясь назад, я понимаю, что раньше я таким не был. То есть, мне еще в школе было достаточно сложно находить общий язык со сверстниками. Но ТАК не было. У меня даже были настоящие друзья, которых я потом тоже стал избегать из-за этого странного ощущения. В общем, в последние несколько лет я стал, своего рода, отшельником, насколько это вообще возможно в условиях мегаполиса.
Пожалуй, я бы так и жил до самого конца. Но нагрянула эта странная война. Сейчас в разгаре мобилизация, под которую я вполне могу попасть. Я не буду говорить, что идти в армию - это плохо или неправильно. В конце концов, Украина - это моя Родина. И пускай мой личный мир давно состоит из зацикленного маршрута "рабочий компьютер - домашний компьютер". Если придется, я буду его защищать.
Как Вы, вероятно, понимаете, я не боюсь умереть. Моя жизнь все равно абсолютно бессмысленна и ломаного гроша не стоит. Так что с этой точки зрения я - эталонное пушечное мясо. Хоть на пулемет, хоть под танк.
Но есть факт, который приводит меня в ужас. Если меня мобилизуют, я окажусь в ситуации, когда от людей деваться некуда. День и ночь плечом к плечу с другими солдатами, в течение месяцев! Я с трудом выдерживаю несколько часов человеческого присутствия. Мне кажется, я просто свихнусь, еще даже не попав на фронт.
Вопрос такой: что делать в случае, если меня захотят мобилизовать? Косить или откупаться, мне кажется, неправильно. Идти и пытаться пересилить себя? А получится ли?
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Алла Анатольевна Денисенко
Здравствуйте, Сергей.
Я не отвечу на ваш вопрос "что делать". Но могу поделиться своими соображениями про описанную вами ситуацию.
1. Участие в военных действиях - это крайне травмирующая для психики ситуация. Даже те, кто остаются живы и неискалечены физически, сильно меняются, нуждаются в психологическом восстановлении, поскольку война в 99% калечит психику. Так что ваши опасения насчет "свихнуться" вполне адекватны, со многими, даже достаточно психологически устойчивыми людьми, это происходит.
2. "Пересилить себя" бывает разное. Бывает усилие - когда человек пробует освоить новый опыт, новые способы реагировать на те или иные ситуации. Это конструктивно, это приводит к росту и изменениям. А бывает насилие - когда человек, будучи нечувствительным, помещает себя в невыносимые условия, ломает, калечит себя. По сути, это вариант самоагресии, разновидность суицида.
Война - это насилие. Психотерапия или другие способы изменить свою жизнь - усилие.
3. Вы описываете вашу повседневную жизнь так: "Моя жизнь все равно абсолютно бессмысленна и ломаного гроша не стоит", "мой личный мир давно состоит из зацикленного маршрута "рабочий компьютер - домашний компьютер". Вряд ли можно сказать, что вы в гармонии с собой и миром, и тем более, что счастливы. Больше того, это похоже на кризис или душевный разлад. Знаете ли вы, что с такими переживаниями, в таком состоянии, можно и нужно обращаться за помощью?
психолог онлайн
Сергей, здравствуйте!
Дело в том, что человек по своей природе социальное существо. И только при общении с другими мы в полной мере можем раскрыть все грани своего внутреннего мира. Вы сами признаете, что по какой-то причине ощущение присутствия другого человека доставляет Вам ощутимый дискомфорт. И тут же утверждаете, что Вы никакой не социофоб. Остается версия, что Вы боитесь, что Вы сами откроетесь в ходе общения с другими. А Ваш внутренний мир - это то, что Вы охраняете и бережете ото всех. Важно понять причины. И дело тут не в мобилизации. Если бы Вы так не ценили свою жизнь как говорите, то Вам было бы абсолютно все равно кто и насколько близко с Вами находится.
Для начала будьте по-настоящему честны с самим собой. И ответы сами придут к Вам! Удачи!