Возможно ли исправить ошибки воспитания сына ?
Здравствуйте.Моему сыну 12лет.Я сравнительно рано родила ребенка,не дала ему любви и ласки,не обращала на него внимания,много ругала,раздражалась,в общем загнобила его до мозга костей.Мне очень жаль.Я знаю,что исправить теперь все очень сложно.Но я стараюсь.Сейчас у нас дружеские отношения.Иногда не могу избаваиться от критики,но я стараюсь.Сейчас ему очень сложно в общении со сверстниками и незнакомыми людьми.Он чувствует,что он лох.Постоять за себя не может,отстоять свою точку зрения не может и не хочет.Школу ненавидит,потому что там нужно показывать себя.Только если учитель добр и терпелив, он успевает по этому предмету.Никогда не ответит на уроке,даже если знает.В школе старается всех смешить,за счет этого самоутверждается.На учебу наплевать.Говорит,что никто не хочет учиться.Разговаривает,долго подбирая слова.Сразу может не понять,что ему говорят.Ему нужно повторить 2 или 3 раза,чтобы до него дошло.Так бывает не всегда.Но такое чувство,что он на своей волне,и ему нужно время,чтобы выйти на другую волну.Кроме этого есть бытовые проблемы.Никогда за собой не убирает вещи,мусор,тарелку со стола,не смывает туалет без напоминания.Все оставляет на потом.Спешит.Не любит писать.Тяжело засыпает.Тем не менее,он очень любознательный.Много изобретает,конструирует,любит опыты проводить,готовить,ходит на акробатику,английский барабаны,бокс.Все очень нравится.Но не хватает времени на все.Думаю,может перевести его на индивидуальное обучение.Толку больше буде.Он способен самостоятельно обучаться.Ему тяжело общаться в школе.На это у него уходит масса сил и энергии.Поэтому очень уставший после школы.Хочу спросить,что делать?Пока он согласен на помощь,хочу помочь ему.Стоит ли забирать из школы,какие методики лучше применять для изменения ситуации.Есть разные методики,и арттерапия,и сказкотерапия и другие.К кому вести?И возможно ли что-нибудь изменить?
Вопрос от: ; Возраст: 35

психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Елена Андреевна Швец
Здравствуйте, Катя!
Что-то поздновато Вы спохватились. Да.
Но лучше поздно, чем никогда.
Что же касается изменений и психолога, то правильней будет, если Вы начнёте с себя - и тем самым подадите сыну ненавязчивый пример. Ведь Вам психолог нужен не в меньшей мере, чем и ему - хотя бы чтобы уменьшить критичность и принимать сына полнее. И не только.
А для начала ознакомьтесь с двумя замечательными книгами: Кэмпбелл Росс "Как на самом деле любить детей" и Кэмпбелл Росс "Как любить своего подростка". Их можно купить или скачать в интернете (на моём сайте - адрес на личной страничке, в разделе "Литература по психологии" они есть). Они и мне самому помогли в немалой степени.
Что же касается психологического ступора и торможения во время общения, то таким образом Ваш сын защищается от окружающего мира, кажущегося (и не только) ему враждебным. Это уже на уровне инстинкта. Подкорректировать это можно, но полностью убрать - вряд ли. И в этом поможет не только психолог, но и Вы сами! Изменитесь, станьте менее агрессивной и критичной, более открытой и понимающей - и ему тоже будет намного легче стать таким же. Кстати, как с окружающими общаетесь Вы? Всё ли у Вас в порядке с открытостью и общительностью?
А по поводу школы - сложный вопрос. С одной стороны, да, ребёнку будет легче учиться дома (хотя можем и ошибаться), а с другой, находясь ВНЕ окружения сверстников, как он научиться общаться и как будет социализироваться в дальнейшем? Не усугубится ли всё? Велика опасность этого.
Что же касается методик, то это дело уже второе, если не третье. Они применяются по ситуации. Главное, чтобы специалист был понимающим и у них сложился эмоциональный контакт. Остальное - дело наживное.
психолог онлайн
Елена Андреевна Швец
Катя, я не думаю, что все так плохо и так уж много вы сделали ошибок, хотя бы потому, как самокритично это написали. И то как вы описали ребенка, говорит что вы внимательная и чуткая мама.
Касательно же самой ситуации, про стоит или не стоит переводить сына на индивидуальное обучение я вам не отвечу, я не знаю ни вас, ни ребенка, ни какие альтернативы есть в вашем городе. Но я бы порекомендовала:
1. собрать как можно больше информации об индивидуальном обучении в вашем городе.
2. поговорить с кем-то из педагогов в нынешней школе сына, кому вы доверяете.
3. найти хорошего психолога и записать сына к нему. в этой терапии будут и родительские встречи, так что вы будете узнавать что вам нужно откорректировать в общении с сыном.
4. пересмотреть доп. нагрузку. то что вы перечислили выглядит слишком интенсивно для 12 лет, с учетом, что львиную часть дня забирает школа и подготовка к ней. возможно стоит оставить 2 кружка, а не 4 и больше отдыхать.
Думаю у вас все получится. Удачи.
консультация психолога
Елена Шпундра
Елена Андреевна Швец
А какой толк вы имеете в виду?обучение?- возможно,он в нем и выиграет,а умение осуществлять контакт,как с этим быть?Можно,конечно,вынуть человека ситуации,но,может,лучше человека укрепить и поддержать,чтобы он с ситуацией справился?конечно,если ситуация ему по силам?По вашему описанию у меня сложилось впечатление о вашем сыне,как о человеке,который достаточно умело и увлеченно справляется с теми областями жизни,где ответственность и контроль принадлежат ему.Но там,где это - либо дело недобровольное,либо контролируется кем-то другим,он не знает,как поступать.
консультация психолога
Елена Шпундра
Елена Андреевна Швец
Кроме того,явно реагирует на какие-то ваши "посылы" на тему беспомощности,социальной неактивности.То есть,грубо говоря,"выдает" вам то,на что вы "клюете",к чему сами чувствительны.Так что очень соглашусь с Павлом Леонидовичем,что вам полезно было бы поработать с психологом,хорошо бы устроить парад своим "тараканам"(они у каждого из нас есть,никуда не денешься,но хорошо бы знать их "в лицо"-тогда они сильно уменьшаются в размерах)))Это и будет существенной ему помощью в изменении ситуации.Что касается быта,то отчасти для человека 12 лет и достаточно нормально быть таким развесистым,особенно если он немного слишком чувствителен к впечатлениям(думаю,что это может быть так,судя по "фильтрам",которые он установил,чтобы не все его "задевало".Что проявляется как некая отстраненность)С другой стороны,вы,возможно,верите в то,что человек может научиться регулировать свои действия,если ему просто говорить об этом.Но,поверьте,это не так - иногда,наоборот,стоило бы как раз убрать контроль,или проявить терпение - я не знаю,что именно понадобиться в вашей ситуации,но вы точно можете проявить творчество вместо нудных повторений.И вам,и ему это будет приятней.
психолог онлайн
Во-первых, идеальных родителей не бывает. Хотя бы потому, что у каждого из нас были свои неидеальные родители.
Во-вторых, из всех особенностей вашего сына, которые вы описали, я не увидела ничего экстраординарного, что усиленно нуждалось бы в коррекции или терапии.
Все, что вы описываете - это особенности его адаптации к среде, которые еще раз повторюсь, ничем не примечательны с точки зрения патологии.
Наличие любознательности и интереса - это, на мой взгляд, еще один критерий психического здоровья.
А вот ваша тревога, желание контролировать и исправлять (похоже из идеи, что есть что-то правильное, в отличие от того, как себя ведет ваш сын)- это то, что в первую очередь, наверное, вам доставляет определенные неудобства. Когда читала ваше письмо- рождались вопросы к вам- а вы себя чувствуете удачницей? можете за себя постоять? вам легко общаться с людьми? легко ли строите отношения?
Думаю, есть смысл сместить фокус внимания с сына и обратить внимание на себя. Заметить хотя бы собственную тревогу, разобраться с тем, как вы живете и устраивает ли эта жизнь вас. Что мешает расслабиться, откуда напряжение и как вы с ним обходитесь.
Поддерживаю коллег -к психологу есть смысл пойти вам. Знаю, что часто сложно признать, что "это я испытываю сложности в жизни", особенно, когда изначально были планы "разобраться с ребенком", но если вы действительно хотите, что бы сыну стало легче - необходимо начать с себя.