Как выбрать психотерапевта?
Доброго времени суток.
Недавно я впервые обратился к услугам терапевта и остался обескуражен.
Пришел, заплатил, рассказал о своих проблемах, специалист меня выслушал, покачал головой, сказал что пережил нечто подобное, что обязательно мне поможет и... предложил купить абонемент на следующие 10 сеансов. Все!
А где тестирование, где диагноз где описание будущей терапии? Я не ждал исцеления после первой же консультации, но "дорожную карту" можно нарисовать? Традиционные врачи ведь так делают.
Уходил от терапевта я как из стрип-клуба - с ощущением что меня развели и если бы не вырвался, разводили бы и дальше.
Собственно вопросы - подобная практика первого приема характерна для всех специалистов отрасли, или это мне не повезло? Как должен проходить первый визит к психотерапевту? Должен ли специалист объяснить пациенту ход предполагаемого лечения перед его началом? Психотерапевт - это жилетка в которую приходят поплакаться, или специалист по починке сознания?
P.S. Специалист опытный, с рекомендациями и 11 годами опыта в гештальт терапии.
Вопрос от: ; Возраст: 29
нравится: 2 из 2

психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Павел Леонидович Басанский
Психотерапевт.
Должен слушать и слышать.
Должен смотреть и видеть. Слушать и понимать. И это Вами должно ощущаться! Тогда есть контакт и Вам - к нему.
Проговаривать вопросы и свои версии, которые внесут ясность в Ваш ум. Что успокоит чувства и укрепит целостность. Критерии? Рост адекватности, адаптивности, автономности. Вашей. С первого сеанса в плюс. За количество не скажу.
Опытный терапевт не проводит формальной диагностики. С первых слов, жестов, всего что от Вас исходит и Вами игнорируется, формируются версии психической ситуации. Ситуация сверяется с Вашим запросом и оформляется (в уме психотерапевте план работы).
Опытный психотерапевт не говорит: и у меня такое было. Не было. Количество психических комбинаций - больше чем комбинаций в шахматах, а их больше чем звезд в галактике...
Было подобное, но Вам какое дело до чужих проблем. Обсуждается Ваш запрос, лично Ваш. С позиции Ваших ожиданий, Ваших - не чьих-то.
А дальше Вам решать. Тут риск обоюдный. 50/50
Гарантии только в тенденции, в качественном изминении ситуации и личности ( не знаю Ваш запрос).
Вот про Вас: выбирали по регалиям, а нет доверия к людям. И это Вам не в радость. Без возможности жить открыто - многое теряется...
А спросить пробовали? Настоять на своем понимании. Спросить там то, что здесь, за свои кровные - имеете полное право, не так ли? Контролировать ситуацию. Там тоже самому всё решать...
Дополнение от автора
Илья Борисович, спасибо за ответ.
Спрашивать пытался и довольно насточиво. Недвусмысленно говоря ему о том, что мне важно понимать ход моей терапии. Что мне нужны факты, доказательства того, что он понимает что со мной. Что мне есть с кем поговорить, мне бы выличиться! Однако специалист просто предлагал ему поверить.
психолог онлайн
Если не против, то сбросьте свой вопрос в личку, я Вам отрекомендую статьи по профотбору из нас. Здесь их не коректно выставлять.
Относится переборчиво будь к кому или к чему - святое право каждого из нас.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте!
Повеселило Ваше сравнение со стрип-клубом)) я такого еще не встречала)). Только не поняла, в чем в стрип-клубе развод? Кажется, человек, который туда приходит понимает, что можно смотреть, но руками не трогать? Возможно, что и Ваши планы не совпали в действительностью.
Как выбрать психотерапевта ? Во-первых, это все таки врач в нашей стране. Вы больны? Тогда Вам и диагноз поставят. Гештальтерапия - немедицинская терапия. Ее может проводить не врач, а психолог, прошедший дополнительную специализацию. В ней нет классических диагнозов. Вы говорите о своих задачах - терапевт предлагает Вам парадигму, согласно которой Вы сможете увидеть свою задачу и найти способы ее решения.
Поэтому, лучший способ найти подходящего психотерапевта/психолога, четко определить свои ожидания от предстоящей работы.
Бывает и так, что идя к традиционному врачу по-рекомендации, остаешься недовольным. Что ж. Главное найти способ о себе позаботиться и все таки решить свои задачи.
Дополнение от автора
Алла Юрьевна, в стрип-клубе к тебе за вечер подсаживаются разные девочки, просят купить им выпивку, поддерживают непринужденный разговор, флиртуют. Одним словом делают все, чтобы ты оставил там побольше денег. При этом результат такого общения очень сомнителен. Я говорю о нужном мужчине результате. Их, как вы правильно заметили, даже трогать нельзя.
С психотерапевтом у меня приключилась та же история. После неоднократных настойчивых вопросов относительно того, что со мной и как это побороть, оканчивающихся одинаковыми ответами, что мне надо купить курс, а лечение начнется со следующих сеансов я почувствовал себя обманутым. Вот только если стриптизерши консумируют тебя непринужденно, и ты хотя бы видишь их достоинства, в случае с психотерапевтом мне оставалось верить лишь его словам и полученным рекомендациям. Терапевт никак не убедил меня, что сможет помочь. Вы говорили что гештальт не медицинская практика и не имеет четкого диагностирования. Да пожалуйста! Я не экзаменатор чтобы проверять точность диагноза, но разговор о нем помог бы мне поверить специалисту. Если бы я уверился в том что он знает истоки моих проблем, если бы я услышал как он собирается их решать я бы охотнее расстался с деньгами. А он себя не продал.
Я в первом посте задавал вопрос о предназначении терапевта. Кто он - жилетка или врач? Если его деятельность заключается в участливом кивании головой и предложении салфеток - я пас.
психолог онлайн
Здравствуйте, специалистов и правда много очень разных и с очень разными рекомендациями и дипломами. В них иногда нелегко разобраться. Рекомендую вот такую книжицу, которая была выпущена еще в 80-х в Америке, дабы рассказать клиентам о психотерапии и как она работает. В инете можно найти и скачать, переведена на русский. Там очень много полезных ответов на те вопросы, которые вас волнуют. Отто Эренберг и Мириам Эренберг "ПАЦИЕНТАМ О ПСИХОТЕРАПИИ". Правда, там про психоанализ больше, но все же - книга полезная.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Алина Иосифовна Фирсель
Наталья Владимировна Концевич
Соглашусь с тем, что специалиста нужно выбирать того, которому доверяешь, который удовлетворяет определенным, важным для Вас, критериям.
Но в вашем описании меня настораживает «непреодолимое» желание самому контролировать ход процесса. Что может говорить о высокой степени недоверия в принципе, независимо от того, удовлетворяет ли вашим критериям специалист.
Если провести аналогии с хирургией, то пациенту план операции на подпись не дают. И не для того, чтобы обмануть его. Просто нет необходимости. А Вы требуете. Для чего это Вам? Разве это может показать профессионализм специалиста? Да так первый встречный, у которого хорошо язык подвешен, «наваяет» Вам вашу «дорожную карту». Разве это говорит о качестве работы, о результативности?
Понимаю, что с высокой степенью недоверия в принципе сложно сказать себе – «а попробую я отпустить весь свой контроль хотя бы на время и посмотрю, что у нас получится». Думаю, что у Вас найдется куча аргументов против такого хода, каждый из которых будет логичен и обоснован. Но весь фокус в том, что именно эти аргументы и не позволяют человеку получить эффективную помощь.
Поэтому, если все же Вы хотите поработать над собой, то попробуйте, хотя бы на время, побыть «пациентом» на операционном столе, а «хирургу» отдать его инструменты.
А с выбором конкретного специалиста, думаю, что советы, которые обещал Илья Борисович, Вам помогут.
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте,
ваша тревога понятна, но есть некоторые вещи, которые, вам, возможно, надо просто знать: ни один гештальт-терапевт на первой встрече не пропишет вам четкую схему и план терапии. Для того, чтобы у терапевта в голове соложился этот план, необходимо, минимум 3 - 4 встречи. Далее: психотерапевт не ведет занятия по выстроенному плану или теме - терапия вещь спонтанная, и это правда многим очень тяжело принять. Но в этом и ее эффект - она и позволяет человеку со временем попустить контроль и снизить тревожность.Диагноз:
Психолог, не ставит диагноз и не имеет права этого делать, это делает врач. Гештальт-терапевт работают не с диагнозом, а с человеком, поэтому он и не фокусируется на диагнозе, ну он заточен по другому, чем врач, подход другой. Разница подходов..Но это совсем не значит, что он не сотрудничает с медиками. Повторюсь, при необходимости очень даже сотрудничает. Если посчитает нужным, он направляет к врачу для консультации и назначения, при необходимости, медикаментозной терапии. А вот касательно того, чтобы объяснить как будет проходить терапия - мне кажется очень важно, иначе вы остаетесь в тревоге и недоумении. Думаю, просто вы не можете довериться ему в силу недостатка важной для вас информации о том, что такое терапия и как она проходит и предложению проплатить вперед 10 сеансов (кстати, вы могли сказать, что не хотите этого делать, а договориться еще о паре встреч и присмотреться). О предназначении - жилетка или врач. Вы задаете вопрос, которые задают много людей: так вот ни то, и ни другое. И в этом вся трудность, потому что очень многое в терапии и правда строится на доверии, а вам, это, мне кажется, очень сложно. Думаю, стоит просто положиться на свою интуицию и рискнуть довериться этому ли терапевту, другому ли...
Возможно, вам поможет прочтение книг Ирвина Ялома, я рекомендую его очень многим своим клиентам. Он очень здорово пишет о терапии, терапевтах и клиентах. И, мне кажется, основная иллюзия, с которой вам стоит расстаться - это то, что можно проконтролировать весь ход терапии. Попытка это делать снижает ее эффективность в разы..
консультация психолога
Алина Иосифовна Фирсель
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Павел Леонидович Басанский
Мне кажется,что это еще отчасти от того,что психология кажется чем-то,что доступно человеку думающему и само по себе,без специального обучения,и потому - почему бы психологу не объяснить,что он собирается делать!я же пойму.То есть,если психотерапевт вас скажет какие-то профессиональные слова (например "эгосинтонное проецирование"),то вам будет легче и понятней?Скажу о себе - во время первой встречи у меня возникает веер гипотез об устройстве личности и характере сложностей.Часть из них кажутся мне более достоверными,чем другие,но,тем не менее - это всего лишь рабочие гипотезы,которые обязательно потребуют проверки,подтверждения или отказа от них.Буду ли я делиться частью из них с клиентом - будет зависеть от того,как,по моему мнению,это повлияет на процесс работы.Просто кивать головой - да,этого явно недостаточно.Уже с первой встречи мы работаем,и клиент,скорее всего,это чувствует.(Хотя бывает такой эффект,который я для себя называю "я это все знал и раньше" - когда клиент в ходе первой встречи слышит только себя.)Мне бы казалось слишком безответственным сразу заявлять,что мне известно,что происходит и понятно,куда двигаться.Психика все же несколько сложнее холодильника.
психолог онлайн
Уважаемый Ersatz!
Задели Вы своим вопросом профессиональную "туссовку":) И, конечно, я тоже сначала испытал порыв выделить "хороших" и "правильных" психотерапевтов, который все делают "как надо", и "плохих" и "опасных". Но... Пришла в голову ассоциация с зубным врачом и определением его мастерства. Как его видно? Да никак! Пока не попробуете, не узнаете.
А еще обратил внимание на то, что Вас очень привлекает перспектива контролировать психотерапевта: как, что, когда и в какой последовательности он должен делать, чтобы Вы были довольны.
Если во время психотерапии происходит взаимных контакт чего-то глубинного, невербального и едва уловимого, то только на это и следует полагаться в выборе того, кто будет рядом с Вами на пути саморазвития и самоактуализации.
За формальной и обстоятельной диагностикой и "таблетками" можно сходить в психоневрологический диспансер.
Дополнение от автора
Уважаемые Дамы и Господа!
Большое спасибо за развернуте ответы. Каждый из них чрезвычайно полезен.
Несколько дополнений и ответов:
1. Я не хочу контролировать ход своей терапии. Вернее хочу, но понарошку. Так же как контролирую ход ремонта своей машины. Я хожу вокруг, периодически задаю вопросы, получаю на них ответы и чувствую сопричастность. Иллюзию контроля. Она помогает мне уверовать в то, что я приехал на правильную станцию, а не потратил деньги на мошенников. Да, моя психика посложнее холодильника, и я ничего не знаю ни о методах ее лечения, ни о сроках. Но каждый из вас говорит о важности доверия клиента к терапевту, так почему не укрепить это доверие? Ну важно мне знать че со мной. Хочу я услышать слова "эгосинтонное проецирование" по отношению к себе, ну что ему жалко что ли? Я буду хорошим, послушным клиентом на втором, третьем, десятом приеме, но на первом я хочу понимать что меня не обманывают. Так забудь, пусть и на время, что ты терапевт! Побудь продавцом своих услуг! Развей мои сомнения!
Ну неужели я многого прошу?
2. Хорошее сравнение с кабинетом дантиста. но только попадая в кабинет, я могу по косвенным признакам понять что мне помогут. Качество оборудования, дипломы на стенах и пр. Кроме того, дантист хоть какие-то манипуляции проведет со мной на первом приеме. Рентген сделает, в рот заглянет, я не знаю... А если я приду в полупустую комнату, в которой не пахнет зубными реактивами, если увижу не белый халат, а растянутую футболку, если мне не рентген сделают, а скажут приходить завтра, но за прием заплатить сегодня останусь ли я? Поверю ли я такому врачу? Вряд ли.
P.S. я ничего не знаю о правильной терапии. Все мои рассуждения - дилетантские и основываются на стереотипах общения с обычными медиками. Я пока не выработал других. Спасибо что помогаете в этом.
P.P.S. Алла Владимировна, спасибо за Ваш пост. Вы высказали все так как я ощущаю.
консультация психолога
Извините, я понимаю, что обратились Вы к психотерапевту с проблемой, что она Вас беспокеоит, но не могла читать без улыбки Ваше описание)).
"Пришел, заплатил, рассказал о своих проблемах, специалист меня выслушал, покачал головой, сказал что пережил нечто подобное, что обязательно мне поможет и... предложил купить абонемент на следующие 10 сеансов"
Специалист, "переживший нечно подобное", который "обязательно поможет" и "предлагает абонемент";
клиент, который ждёт диагноз, тестирование описание будущей терапии, сравнивает психолога с традиционными врачами...
Вам "нужны факты, доказательства того, что он понимает" что с Вами. О чём Вы говорите!!!)) Как может олин человек понять другого человека за час! Даже если он по рекомендации и с 11-ю годами опыта.
Но вот что положительно - во всё этом прописаны Ваши тенденции: соблюдение иллюзий, что Вы всё контролируете, станция должна быть "правильная", стоматологический кабинет с дипломами на стене,
И что ещё очень важно, что Вы обещаете быть "хорошим, послушным клиентом"!!! А он за это должен быть "продавцом своих услуг! А если он не хочет быть тем, кем Вы его хотите видеть? Плчему он должен развевать Ваши сомнения? Может для того, чтобы не с чем было работать? Вы не много в этом случае просите - Вы просите всё: чтобы он перестал быть терапевтом, чтобы он Вас не "лечил".
И по пункту 2. Как показывает опыт (Вами описанный), Вам очень важны рекомендации и внешняя атрибутика, что далеко не всегда свидетельствует о качестве услуг и профессинализме. И если Вы ориентируетесь на это, то не обессудьте - что заказывали.
психолог онлайн
Ersatz, мне кажется, что Вы даже сами не осознали глубину своего высказывания про «иллюзию контроля».
Ведь, по сути, любой контроль – это иллюзия (об этом у Ялома, как порекомендовала Алина Фирсель). Она нужна для того, чтобы снизить тревожность. Просто, как некий инструмент. Если нет другого. Или пока нет другого.
Теперь, обратите внимание, Вы говорите, что хотите «понарошку» контролировать. Т.е. Вы осознаете эту игру, и все же продолжаете в нее играть ( на СТО, у стоматолога…) Теперь хотите поиграть и у психолога.
НО, вот незадача. Психолог – это как раз такой специалист, который, в эту игру не играет. Он все делает ПО-НАСТОЯЩЕМУ. И одним из элементов работы с Вами как раз и является выявление ваших игр и иллюзий, и дальнейшая работа в сторону того, чтобы они (если они мешают Вам жить) Вам больше не понадобились. Поэтому хороший специалист и не станет Вам подыгрывать, демонстрируя Вам свой профессионализм «понарошку» (дипломы, диагнозы, планы лечения, умные слова…) А просто начнет работать на результат. И у него не нужно «покупать услуги», и «быть послушным клиентом» не нужно. Нужно быть собой, не понарошку, а живым.
А теперь скажите, если бы Вы услышали: «Знаете, уважаемый, Вы тут со мной пытаетесь в игры поиграть (диагноз). Будем это лечить. Вы будете учиться больше так не делать» .
Вам бы это помогло? Вы бы вряд ли даже согласились с этим, какие уж тут изменения. Просто человек чаще всего так сильно отстаивает свои «заблуждения» (он таковыми их не считает), что «прямым текстом» это не пробивается. Ведь это его «костыли», которые до сих пор его спасали (на СТО, у стоматолога…) А теперь ему скажут их выбросить. А он не готов! Поэтому весь процесс работы происходит такими шажочками и в том темпе, к которому готов клиент.
Может стоит все-таки попробовать не «понарошку» пройти по этому, новому для Вас пути хотя бы несколько шагов?
психолог онлайн
Здравствуйте, Ersatz!
Да, скорее всего, вам просто не повезло. А точнее, если не снимать с себя ответственность, вы выбрали себе не того специалиста. Почему? Это интересный вопрос к себе. На что повелись при выборе? Что не учли?
Хотя, признаюсь честно, бывало, пусть и нечасто, но всё же..., и от меня уходили клиенты, обниняя в неэффективности психотерапии. Я, конечно же:), был с ними не согласен. Но они имели (и имеют) право как на своё мнение, так и на возможность смены терапевта. Такое же право имеете и вы. И, по-моему, это хорошо:). Бывает так, что и психотерапевт хороший, квалифицированный и вдумчивый, и клиент - замечательный, готовый работать по-настоящему. Но терапия - не идёт! Просто они банально не подходят друг другу.
"...попадая в кабинет, я могу по косвенным признакам понять что мне помогут. Качество оборудования, дипломы на стенах и пр." - это иллюзия, и вы это понимаете, умельцев пустить пыль в глаза. причём как среди стоматологов, так и среди психологов - хватает. Профессионализм - это нечто совсем другое. в первую очередь, ответственность за процесс и результат.
Дополнение от автора
Людмила Владимировна, я как раз прошу чтобы он меня лечил. И делать это начинал с первой встречи. Не сочувствовал и не выслушивал, а лечил. А ежели его цель продать мне больше своих сеансов, так пускай хоть продавцом побудет. Но пусть хоть что-то делает. Кивания головой явно не достаточно.
И что до диагноза за час. Вы все здесь ставите диагноз по скупым, порой сбивчивым постам. Вы даже не видите кдиента, но стремитесь помочь и делаете это бесплатно. Так почему специалист, которому я заплатил просто сочувствует? Почему вам для диагноза достаточно 500 символов, а ему не хватает часа?
Наталья, как раз если бы я услышал слова о том что я играю в контроль и о том что мне пора от этого избавлятся мне бы это помогло. Это был бы диагноз, это бы снизило тревожность. Я бы при нем не отрицал что держусь за костыли стереотипов, как не отрицаю этого сейчас. Я бы с радостью пошел по новому для себя пути, но шажки уж больно не дешевые. И платить за них человеку, которому я не поверил - опрометчиво.
И что до того, что хороший специалист все делает по настоящему и его задача не в том чтобы соответствовать моим надеждам. Тут видимо я попал к человеку другого со мной ритма. Он работал по своей отлаженной схеме, я реагировал по своей. Вероятно векторы этих схем были разнонаправленные.
Дополнение от автора
Павел Леонидович, терапевта выбирал по рекомендации подруги. Она единственная среди моего окружения разбиралась в этом вопросе, т.к. сама в прошлом гештальт терапевт. Я вообще изначально обратился к ней за помощью, просил чтобы терапию провела она, но получил отказ, с формулировкой: "близкое личное знакомство не даст мне абстрагироваться. Я не смогу смотреть на тебя только как психотерапевт". Вот она и посоветовала своего приятеля с которым посещала курсы гештальта.
Что касается внешних атрибутов профессионализма. Господа, тут уж, как говориться, на безрыбье. Я пытался найти хоть что-то во что можно было бы поверить. Если сам терапевт не смог меня убедить, возможно это сделали бы дипломы. Т.к. в сухом остатке "за" продолжение работы с этим человеком говорила лишь рекомендация подруги.
психолог онлайн
Похоже, из сказанного вами сам собой напрашивается вывод: доверять прежде всего себе, собственным чувствам и ощущениям, чем рекомендациям даже своих друзей и подруг. Т.к. ошибаться может всякий. Но пусть это будет собственная ошибка и ответственность, чем чья-то чужая. Полезней для личного опыта.
Вот выдержка с моего сайта о выборе специалиста. Может пригодиться.
"...
Теперь давайте поговорим о втором аспекте вопроса, а именно о том, что психологи это ведь в сущности тоже люди со своими слабостями и недостатками. Будем помнить мудрость древних «не сотвори себе кумира» и не повторим ту же ошибку, что и с врачами – ведь чрезмерное и некритичное доверие к «людям в белых халатах» часто приводит к плачевным последствиям для здоровья нашего и наших близких. Ни в коем случае не агитирую не верить врачам и психологам – без доверия вообще ни к кому идти не стоит. Я лишь призываю не верить слепо, а верить с умом, то есть с критическим осмыслением и пониманием услышанного и предложенного специалистами. Ведь за нашу жизнь и психологическое здоровье по большому счёту не отвечает никто, кроме нас самих. И чтобы не переоценивать других людей нужно всего лишь достойно оценивать себя и доверять более всего себе. Поэтому, если даже какое-нибудь «светило науки» говорит вам одно, а вы этого ну никак принять не можете – ни в коем случае не принимайте! Так как даже если этот профессор и прав, то без нашего доверия толку от этого не будет. Что готовы принять – принимайте, а что нет – отвергайте со всей прямотой и честностью. Ведь обман и самообман дорого нам обходятся в результате. Даже если вначале и была какая-то выгода – урон в конце несоизмеримо больше.
А от ошибок ведь никто не застрахован – даже «самые-самые», увы, иногда тоже ошибаются. Все мы люди, все мы человеки.
И ещё. «Самых-самых» как ни крути мало. А среди остальных попадаются и хорошие специалисты, и «не очень», и даже «совсем не очень», и вообще «неспециалисты» бывают. Все ведь по-разному учились в ВУЗе и сейчас профессионально совершенствуются тоже по-разному. И способности у всех разные (в ВУЗ ведь, к сожалению, не по способностям берут). Характер и чисто человеческие качества тоже различаются. А это всё ох как важно для хорошего специалиста.
А среди врачей и психологов (да и других специалистов) тоже иногда попадаются ни за что не отвечающие клоуны.
Как же уберечься от шарлатанов и не нарваться на таких вот "ни за что не отвечающих клоунов"?
Во-первых, будьте бдительны и не ведитесь на громкие обещания полнейшего излечения от всего – сие есть невозможно. Кроме того остерегайтесь «использования новейших психотехнологий» и «эзотерических практик», т.к. это, скорее всего, околопсихологический мистицизм, более всего похожий на магические ритуалы, прикрываемые всевозможными наукообразными объяснениями и толкованиями.
Во-вторых, не ведитесь на обложку. Глянец - он и в психологии глянец. Красивый антураж – костюмчик с иголочки, приятные и обходительные манеры, шикарный офис, психологическая терминология и убедительная речь не имеют ничего общего с профессионализмом специалиста и ровным счётом ничего не говорят о его квалификации как психолога. А говорят лишь об умении себя презентовать, а в худшем случае и пустить пыль в глаза. Это сродни яркой, красивой конфетной обёртке, внутри которой может быть всё что угодно – и вкусная шоколадная конфета, и какая-нибудь дешёвая пастила или тянучка. И вам надо бы определиться, что вам важнее: решить свою психологическую проблему или приятно провести время в хорошей обстановке".
психолог онлайн
"Кто же такие профессиональные психологи? И как же определить кто перед тобой – специалист или шарлатан?
Это сложно, но всё же возможно. Правда должны совпасть сразу несколько условий:
- во-первых, хороший специалист никогда не будет браться за всё, что ему ни предложат сделать – у каждого профессионала есть свои предпочтения и сильные места. Т.е. он всегда вначале кратко расспросит: в чём суть вашей проблемы, чтобы решить для себя - будет он браться за работу с вами или нет;
- во-вторых, хороший специалист сразу оговорит все условия вашей с ним совместной работы: время и место встреч, их продолжительность, стоимость, требования и зоны ответственности за работу вашей и его;
- в-третьих, хороший специалист не будет давать советов и делать скороспелые выводы. Сначала он вас внимательно выслушает, расспросит обо всем, что его заинтересовало и что необходимо ему для работы. Причём он всегда может объяснить, для чего ему та или иная информация – он никогда не будет спрашивать что-либо из праздного любопытства. Поэтому, не стесняйтесь спрашивать психолога, зачем ему знать то-то и то-то – хороший специалист всегда терпелив и открыт перед клиентом, не будет играть ни в какие игры, и сразу объяснит, что ему даст та или иная информация о вас (я, например, всегда объясняю, если меня спрашивают и не вижу в этом ничего плохого; моё самолюбие при этом не страдает, а клиент имеет право это знать).
- в-четвёртых, хороший специалист никогда не превратит встречу в пустую говорильню, в конце которой ничего не прояснилось в голове, ничего не изменилось за исключением того, что вам немного полегчало, так как вы выговорились и излили свои чувства, то есть сделали что-то наподобие кровопускания (применяется как временная мера чтобы не произошло кровоизлияние в мозг), но только и всего. Уважающий себя профессионал никогда такого не допустит, даже если сам клиент из страха перед серьёзной и глубокой работой, будет его к этому склонять. Специалист будет применять различные техники, но будет делать это не навязчиво и не демонстративно (вон мол какой я специалист, сколько всего я знаю), а очень вовремя и незаметно для самого клиента будет просить его что-либо сделать.
- в-пятых, хороший специалист неуклонно и при любых обстоятельствах будет соблюдать профессиональную этику, анонимность и конфиденциальность. Психолог в этом случае сродни адвокату и интересы клиента для него превыше всего. Исключение составляет лишь случай, когда клиент совершил или собирается совершить преступление с угрозой человеческой жизни. Маньяки они конечно тоже где-то ещё люди, но я бы не советовал им приходить на приём к психологу (лучше уж сразу к психиатру), а психологу – их принимать.
- В-шестых, хороший специалист всегда и обязательно (вне зависимости от размера оплаты) будет вкладывать всю свою душу в работу с вами, равно как и с другими клиентами.
Внимание! Величина платы за работу никак не связана со степенью профессионализма, а только лишь с самооценкой специалиста и степенью его наглости.
Размер же оказанной вам помощи вряд ли будет связан с количеством уплаченных вами денег. Предоставляемая вам помощь вообще не может быть никак оценена, она – бесценна! Оцениваются лишь затраченные на вас время, усилия и полученные вами знания. Не более того".
Удачи!
Дополнение от автора
Павел Леонидович, спасибо большое за статью.
Я ведь и ожидал от встречи того, что описано в четвертом пункте. Чтобы не просто поговорить, а чтобы понятно стало.