Существует ли психотерапия без анализа?
Здравствуйте. Выбираю к какому виду психотерапии обратиться. Взвешиваю за и против, присматриваюсь к аналитической психотерапии. Во-первых, потому что изолированность разных структур психики - "Внутреннего Ребенка" и "Внутреннего Взрослого" лечится только анализом переноса. Во-вторых, потому что глубоко зашедшая
психосоматика тоже лечится в анализе и т.д. Я много читала о том, что перенос делается предметом анализа. Переживания клиента в переносе перерабатываются и психотерапия выходит на новый, качественный уровень анализа. Это все красиво звучит, но как это выглядит? И такой еще вопрос: бывает ли такое, что перенос не делается предметом анализа? То есть психотерапевт НЕ делает перенос предметом анализа. Как тогда? В экзистенциальной, гештальте, телесной, когнитивной и др например, нет переноса. С переносом работают только в аналитической терапии, если я не ошибаюсь. А как работают в других методах и можно ли ими вылечить заявленные выше проблемы?
Вопрос от: ; Возраст: 37
нравится: 2 из 2

психолог онлайн
Елена Шпундра
Виктория Михайловна Большакова
Здраствуйте, Лилия! Да, вы правы, существуют другие методи психотерапии (ПТ), не только психоанализ, который относится к психодинамическим методам, но и гештальттерапия, психодрама, системно-симейная, клиент-цетрированная. Эти методы относятся к гуманистическому направлению в ПТ. Как они работают? Каждый по-своему, но точно без постоянного анализа трансфера. Целью гештальттерапии, по моему убеждению, есть присбособление человека к среде. Для этого используются разные техники, например, работа на границе контакта терапевта и клиента, визуализация, ролевые техники, растановки и др. То есть нет постоянного анализа переноса, есть ситуация тут и теперь, - потребность клиента, - с которой и работают. Чтобы понять,(И ПОЧУСТВОВАТЬ) как это работает на практике, лучше обратиться очно на консультацию. Лично я работаю в гештальтподходе.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Татьяна Романовна Еськова
Павел Леонидович Басанский
Здравствуйте. Выглядит не всегда как пишется. Прописных истин в психотерапии не так уж много, но они несомненно существует. То, что называется переносом, или отношениями переноса, или даже просто - отношениями - несомненно существует. Как же еще лечить психику психикой, если нет отношений. Отношения существует везде, просто акцент разный. в гештальт-терапии наверное просто не ставят на этом акцент. А вот в экзистенциальной - во многом это ее роднит с психоанализом. Анализируются отношения и то, что препятствует их установлению. Просто фрейд назвал это (отношения) переносом, а препятствие - сопротивлением. Вот и вышло сопротивление переноса. Оно и анализируется.
Существует ли психотерапия без анализа? Вопрос из разряда тех, а существует ли психотерапия, без психотерапии. Можно ли просто быть здоровой? Можно - БУДЬТЕ. Если Вы ЕСТЬ - психотерапия и анализ вам не нужны.
Еще хотел бы добавить, что когнитивная или иначе - паведенческая терапия - идеологически, методологически полный антагонист психоанализа. Поэтому даже в этом можно уже усмотреть сопротивление.
Еще интерестно чем вас так пугает и прильщает одновременно психоанализ?
консультация психолога
Елена Шпундра
Павел Леонидович Басанский
Татьяна Александровна Чеверда
Виктория Михайловна Большакова
Здравствуйте, Лилия.
Когда человек решается идти на психотерапию, он не идет, как правило, специально на определенное направление, он идет на специалиста, на психолога, с которым сначала устанавливаются рабочие доверительные отношения, решается вопрос "Мой ли это психолог?". Если же Вам не подходит сам психолог, как человек, как личность, на самом начальном этапе, то работы психотерапевтической не получится, как бы он офигенным специалистом в своем направлении он не был.
Поэтому попробуйте почитать или узнать больше именно о психологах, посмотрите фото, почитайте ответы, а потом уже в рабочем альянсе он Вам будет рассказывать как он работает, как работают переносы, как с ними работают, как работает сопротивление и так далее.
Удачи Вам в поиске своего психолога.
консультация психолога
Здравствуйте, Лилия.
Вам просто нужно решиться пойти на консультацию, а там уже решать подходит или не подходит определенный метод психотерапии. Так как на консультации к каждому клиенту применяется индивидуальный подход и то, что Вы читали, может всего лишь Вас пугать и мешать решиться на разрешение своих проблем.
Дополнение от автора
Благодарю за ответы. Хочу обратиться к Ольге Алексеевне Цурке. Правильно ли я поняла, что гуманистическое направление (гештальт, экзистенциальная, психодрама, системно-симейная, клиент-цетрированная и др) не работает с изменением структуры психики?
Дополнение от автора
Вопрос для Дмитрия Алексеевича Ратушного - структурные изменения возможны только через проработку переноса и сопротивления? В психоанализе меня смущает только длительный альянс с терапевтом. Насколько я понимаю это 5-8 лет.
Дополнение от автора
Комментарий для Алены Ивановны и Михаила Михайловича. Для меня важен результат. Я читала несколько книг про связь психики, иммунной и эндокринной систем. Сугубо научного характера. Например, очень полезной книгой оказался Саймонтонов "Психотерапия рака" или книга Лоуэна "Секс, любовь и сердце" и "Предательство тела", также психосоматический подход у Пезешкиана. Речь в этих книгах о том, что гипотония, нейродермиты, аллергии, астма, эндокринные заболевания, ревматоидные, рак некоторых видов (многих на самом деле), многие кардиологические заболевания, многие заболевания желудочно-кишечные, вегетососудистая дистония, и многие др лечатся в психоаналитической психотерапии. У доктора Вольфганга Лёша из Потсдама есть огромная статистика именно медицинского характера.
У докторов Саймонтонов К. и С. из США тоже огромная статистика, они работают с такими методами с 1972 года. Это я к тому, что никогда не читала никаких работ гештальт-терапевтов о таких терапиях. И сомневаюсь, что они существуют. Но могу ошибаться. Зато в психоанализе и у юнгианцев об этом громадное море литературы и огромный опыт. Поэтому я рассматриваю именно этот метод для себя. Не думаю, что стоит обращаться к любому симпатичному терапевту. Он может оказаться бесполезным в решении именно моих проблем.
психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Анна Викторовна Катрук
Павел Леонидович Басанский
Татьяна Александровна Чеверда
Наталия Горская
Виктория Михайловна Большакова
Можно было бы конечно поумничать о сходствах и различиях направлений психологии, но к чему?
Здесь просто бенефис вашей рациональной части.
Но что делает ваша эмоциональная, чувственная часть, когда все ее стремления пойти и проработать проблему обрубаются рацио? Когда вместо того, чтобы сделать самое действенное из возможного- перешагнуть порог кабинета психолога, вы читаете тонны пси-литературы и это убеждает вас в том, что вы еще недостаточно знаете, чтобы этот шаг сделать.
Примечательно так же, что вы свою мнимую "недостаточность" переносите на пока еще даже невыбранного терапевта "Он может оказаться бесполезным в решении именно моих проблем".
психолог онлайн
Лилия, а что, по вашему, означает изменение структуры психики?
психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Павел Леонидович Басанский
Как-то я слушал лекцию Хорста Кехелле - немецкого психоаналитика, автора известного двухтомника Современный психоанализ. Так он сказал, что по данным их исследований то, что называют структурные изменения вообще не происходит. Т.е., можно сказать что это - такой себе идеализированный артефакт психоанализа. Многие бы с ним конечно не соглассились. В то время немцы были и остаются озабочены интеграции психоанализа в рамки страховой медицины. Психоанализ наряду еще с несколькими видами терапии вощел в реестр методов, которые подпадают под страховку. Однако эта страховка предусматривает что-то не более 80-ти сессий. Поэтому естественно можно подумать, что им было необходимо обосновать краткосрочные виды, от которых ожидать "СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ" конечно наивно. Проще говоря смысл в чем, что 80 саессий, что 900 - все зависит от пациента. Не только от метада. Хотя частота и продолжительность - не буду оспаривать - имеют значение. Но знаете, что касается меня лично, то на данном этапе я сказал бы так - лучьше 5-8 встречь, а затем еще 5-10-20, чем думать о том, что ходить придется 10-ть лет. Психоанализ и то что происходит на встречах с терапевтосм, это - жизнь. Не надо это уж так жестко разделять. Начать ходить на психотерапию - не значит выключиться из жизни на 5-8 лет. Кроме того не следует путать психоанализ и психоаналитическую терапию. Психоанализ проводится с частотой не меньше 3-х раз в неделю, а лучьше 5-ть и на кушетке. Но проводить его имеют право только сертифицированные IPA терапевты. А в украине их быть может 5-ть человек наберется. Остальные проводят психоаналитическую терапию лицом к лицу с частотой 1-3 раза в неделю.
Действительно в ортодоксальном психоанализе (на кушетке) существует ряд правил и так сказать золотые стандарты. Акцент на анализе сопротивления переноса в условиях максимально допустимой абстинеции. Что позволяет жействительно глубже проанализировать перенос. Ну и в самом деле представте себе, что каждый день, кроме weekenda вы прихотите в одно и то же время, ложитесь на кушетку, и расказываете все, что вам приходит в голову. Не произойдет ли погружение в этом случае. Но в нашей стране думаю наверное таких людей, которые сразу начали проходить анализ на кушетке думаю меньше, чем тех аналитиков, которые могут этим заниматься. хотя теперь уже наверное эта практика ничем не отличается от таковой на западе
Дополнение от автора
Для меня изменение структуры психики - это "перезапуск" психики или ее "выстраивание" заново. Можно еще назвать "трансформация личности".
Дмитрий Ратушный, этот комментарий для вас. Вы пишете, что структурные изменения вообще не происходит, мол, артефакт психоанализа, не более того. Окей. Чего можно ожидать за 5-8 встреч? А за 10-20? Хотелось бы понимать о чем речь. Ибо нет ничего хуже разочарования, зря потраченного времени и денег. Расскажите про свой опыт краткосрочной терапии (я посмотрела у вас в профайле, что вы работаете как раз маленькими блоками)
психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Павел Олегович Сосновский
Павел Леонидович Басанский
Виктория Михайловна Большакова
Это не я говорю, что структурные изменения - артефакт. Это Кехелле так сказал. Я не уточнял что он имел в виду, хотя навеоное стоило. Я просто обращаю внимание, что у вас очень идеализированные представления. А как говорится, идеальный родитель не лучше отсутствующего.
Вспоминается еще один аналитик Томас Огден. Он сказал, что самое ценное, что может произойти на сеансе это позволить себе потратить время впустую. Хочется в шутку сказать - не идите на психоанализ. Вы точно потратите деньги и будете разочарованы. Это будет повторяться не раз и продолжаться долго, аж пока не наступят структурные изменения. Насчет опыта краткосрочной терапии - я соврал, такой терапии не бывает - просто рекламный ход. Но развитие происходит уже спервой и второй сессии. И за 10-ть встречь можно точно что-то понять. Нет, пожалуйста - давайте поработаем бессорчно - до достижения результата, который будет отражен в вашем запросе. В самом деле, хоть и редко, но встречаются люди, которые желают устранить конкретные симптомы. А они в самом деле иногда проходят через полгода. Чем не краткосрочная терапия. Просто убежден, чтобы не было разочарований, следует удиоить достаточно времени обсуждению целей и ожиданий. Может у человека вообще другая цель. И ясно понимая, что психотерапия с ней ему не поможет - не имеет смысла начинать. однако даже чтобы это понять необходимо какое-то колличество встречь (обычно они условно называются диагностические 3-5 встречь)
Дополнение от автора
Идеализированное представление? Как много вы уже знаете обо мне. А еще знаете, как классики пишут, что зависимость неизлечима, а практики ее излечивают. Что-то вроде того и с Кехелле :)
А что означает потратить время впустую? И зачем этим целенаправленно заниматься за деньги клиента? Или вы завлекаете клиентов подобными рекламными трюками а-ля "краткосрочная терапия", потому что нет иных источников дохода, нежели частные консультации? Если так, видимо, действительно психологу приходится быть изобретательным, иначе не заработать.
психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Павел Леонидович Басанский
Елена Шпундра
Татьяна Александровна Чеверда
Интересно. Вы боитесь потратить впустую свои время и деньги, но при этом провоцируете нас тратить время на переливание из пустого в порожнее.
Такие вопросы обсуждаются в среде психологов, на форуме, на теоретических семинарах и конференциях. Вы что психолог и хотите выбрать себе психотерапевтическое направление? Тогда регистрируйтесь на сайте и задавайте вопрос на форуме. И тогда, на мой взгляд, такие советы и рассуждения будут уместны.
Если вы действительно нуждаетесь в помощи, тогда такой запрос очень странен. Вы ничего не сказали по поводу своей проблемы. Вы не просите помощи конкретной. Тем самым именно тратите время впустую. Лишаете себя возможной помощи. Насилуете нас. И делаете нас "...бесполезным в решении именно моих проблем..."
Горе от ума
Пока вы умничаете, читаете множество книг и уточняете словестные детали в баталиях с психологами, ваше тело кричит о помощи.
И пока вы не начнете что-то действительно делать, состояние будет только усугубляться.
Что ж это ваш выбор.
Очень жаль...
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Елена Шпундра
Опять же о трате времени впустую вы сможете прочитать у Т. Огдена в книге Мечты и интерпретация (ссылку я сброшу чуть позже). Я этим целенаправлено не занимаюсь. Насчет же изобретательности и в самом деле - приходится. Поскольку такая работа, это как плавать в открытом океане. Иногда приходится просто плыть, не зная будет ли суша
психолог онлайн
Анна Викторовна Катрук
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Елена Шпундра
Виктория Михайловна Большакова
Ребята, похоже вас всех тут по крупному развели...:)
Никто и ничто ни о какой помощи не кричит:) - кричало бы, было бы мало разглагольствований и околопсихологических умствований и больше поступков, а их нет. И вряд ли будут.
Одни хитросплетения разума...
Ню-ню:)
психолог онлайн
Как фильм есть - Игры разума называется - про Sch
психолог онлайн
Не хотелось бы такой аналогии(((
Дополнение от автора
Благодарю за все ответы, советы, критику, рекомендации и поддержку. Выстраивается картинка.. Не имела намерения кого-либо обидеть.
Дополнение от автора
Аналогия на вектор Sch - прекрасна. Хорошо хоть не диагноз по юзерпику.
консультация психолога
Павел Олегович Сосновский
Павел Леонидович Басанский
Татьяна Александровна Чеверда
Виктория Михайловна Большакова
отвечая на первое ваше послание. не видно ваших проблем. но заметно желание разобраться. может вам нужно взять и выучится на психолога, разобраться в подходах. выбрать один. стать профи... при этом все терапевты должны пройти личный анализ. убьете двух зайцев. к тому же начнете помогать людям. может в вашей жизни появится смысл? Удачи!
психолог онлайн
Виктория Михайловна Большакова
Лилия, психотерапия, в том числе, гештальт, работает с человеком, который хочет помочь себе. Это мой ответ на ваш вопрос по поводу изменения структуры психики. Гуманистический ответ :)
психолог онлайн
Анна Викторовна Катрук
Павел Олегович Сосновский
Елена Шпундра
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Виктория Михайловна Большакова
Павел Леонидович Басанский
Знаете, Лилия, соглашусь с коллегой, что велика вероятность того, что Вы можете долго искать специалиста, но все же «будете разочарованы. Это будет повторяться не раз и продолжаться долго, аж пока не наступят структурные изменения».
Просто слишком большую часть ответственности за возможные изменения Вы стремитесь переложить на психотерапевта. Ваша цель сейчас больше похожа на «доказать, что с ЭТИМ вряд ли кто-то справится». Фрейда больше нет, а остальные – вряд ли хороши. Может тогда есть оправдание, почему не надо идти и что-то делать.
А относительно «трансформации личности», частично такие «перезагрузки» могут происходить при каждой встрече, а глобальная – как результат всех, не просто сумма, а качественное изменение.
Скорость таких изменений зависит в большей степени ОТ ВАШЕЙ ОТКРЫТОСТИ К НОВОМУ ОПЫТУ, ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ И ДОВЕРИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ, чем от используемой им парадигмы. До тех пор, пока Вы будете пытаться сами разобраться в теории, «сверять» действия психотерапевта с «инструкцией», заботиться о «качественности и правильности процесса терапии» - Вы будете оставаться «неперезагруженной», действовать по «старым» стереотипам (контроль, поиск «самого-самого», чтоб не «зря потратить время и деньги» - запросы перфекциониста).
Мне нравится одна восточная притча, в которой я увидела сходство с вашей ситуацией.
Профессор одного из университетов решил взять несколько уроков дзен-буддизма у одного известного Мастера.
Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том ,почему он хочет брать уроки и как много он уже прочел литературы
на эту тему.
Мастер пригласил его пройти в дом и предложил чаю.
Профессор продолжать говорить, перечисляя книги, которые он прочел о дзен.
Мастер стал наливать чай в чашку гостя. Когда чашка была полна до краев, и чай начал выливаться из нее, профессор воскликнул:
- Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через край!
К сожалению, ваше сознание очень похоже на эту чашку, ответил Мастер. Оно заполнено всевозможной информацией, и любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз - с пустой чашкой.
В случаях, когда рациональная часть настолько превалирует над эмоциями, бывает полезно и интересно «выключить» ее с помощью проективных методик (работа с образами - это может быть и «разовое» использование метода, и специалист, который полностью работает в символдраме или холодинамике; метафорические ассоциативные карты). Проективные методики дают более «быстрый доступ» к бессознательному.
И еще, хочется пожелать Вам – попробуйте просто немного расслабиться, довериться тому специалисту, которого выберете и прислушаться к себе, а не к научным многотомникам, т.к. истина находится не в них, а в Вас, и чтобы услышать ее, нужно, чтобы они не мешали, не запутывали Вас своими теориями.
Удачи Вам в изменениях.
Дополнение от автора
Наталья Горская, благодарю за отклик. Ваш комментарий отозвался по многим пунктам одновременно. Приятно было вас читать. Вы хорошо замечаете и объясняете в чем дисбаланс. Сейчас я назову наиболее вероятные, на мой взгляд, причины почему так. Мне крайне трудно доверять людям, и я очень боюсь быть неэффективной и потратить время впустую. Понятно, что один раз попробовав и не получив желаемого, я склонна ожидать худшего. При этом я понимаю, что подорванное доверие это не результат неудачной терапии, оно было подорвано намного раньше, в бессознательном возрасте. Безусловно, велика вероятность того, что можно долго искать специалиста, и все время быть разочарованной. Однако, подозреваю, что болезненной для меня будет любая серьезная терапия, потому что восстановление доверия идет обратным путем через то, что его подорвало.
И соглашусь, что вопрос не в том, какой метод практикует терапевт, а 1) насколько глубоко готова пойти с ним я, как клиент. 2) насколько глубоко терапевт понимает структуру и проблематику именно мою, как клиента. 3) насколько понимает направление работы со мной, а не с шаблоном заданным его школой. 4) и, конечно же, насколько сам терапевт прошел этот процесс. Для меня главное, чтобы сам терапевт это понимал и был честен с собой и со мной, как с клиентом. Тогда он сможет помочь разобраться и мне. Безусловно, найти своего специалиста очень не просто. И не с первого раза у всех это получается. Это так же сложно, как найти любое свое в этом мире. Но искать стоит. Что, собственно, я и делаю.
Дополнение от автора
И еще пару слов добавлю о так называемой "слишком большой ответственности за возможные изменения, которые я якобы стремлюсь переложить на психотерапевта". Простой пример. Если врач повредит вам зуб, то он обязан будет отвечать по закону: он совершал медицинскиеманипуляции, и обязан обеспечить их безопасность. Психологическая деятельность, видимо, потому и не лицензируется, что состоит в основном из предложений "расскажите, подумайте, представьте, нарисуйте, давайте поиграем в…" - и законодатель, видимо, считает, что повредить таким образом ничего нельзя, стало быть, и ответственности за это с психолога никакой. К счастью, при наличии здравого смысла и включении своей головы, становиться ясно, что единственное, что при наличии всего этого грозит у плохого психолога – это бесцельно проведенное время и на ветер потраченные деньги. Проблема здесь заключается в том, что к психологу человек обращается как раз тогда, когда у него сложное положение, здравый смысл дает сбой и голова не включается, или включается как-то не так. Даже у меня бывает, отказывает здравый смысл. думаю, никто не будет спорить с тем, что накрененную крышу повредить гораздо проще, увы: психологические техники реально работают, и если применять их не к месту, последствия могут быть печальны. И, велика вероятность, что исправлять последствия мне тоже придется самостоятельно. Ведь пока к ко мне (или к любому другому человеку) не применялось медицинских манипуляций, именно я несу ответственность за состояние своей крыши. но после вмешательства специалиста, как ответсвенность может быть полностью на мне? Это же нонсенс. Однако, в Украине нет законодательно определенного механизма, который позволил бы обязать психолога нести за это ответственность. А ответсвенность клиент несет в первую очередь материальную. Даже за провальную работу специалиста. Не придерешься ведь, как к стоматологу или хирургу. Собственно говоря, наличие лицензии тоже не гарантирует, что специалист будет идеальным или даже хорошим, но он как минимум понимает, что лицензию на практику он может потерять. В нашей стране нет даже этого.
психолог онлайн
Наталия Горская
Анна Викторовна Катрук
Дмитрий Алексеевич Ратушный
Виктория Михайловна Большакова
Честно говоря, не припомню ни одного случая, когда бы клиенту навредил психолог. Потому что даже если предположить, что вы ошиблись с выбором и пришли к шарлатану, это обычно понятно за пару встреч и вы всегда можете встать и уйти.
Зато на этом сайте и в жизни полно примеров людей, который навредили себе сами именно потому что к психологу не обращались, а все искали как бы помочь себе самому и объясняли почему психолог им не нужен.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Анна Викторовна Катрук
Виктория Михайловна Большакова
Павел Леонидович Басанский
Лилия, попробую ответить, используя вашу терминологию.
Психолог не столько «лечит зуб», сколько помогает Вам найти больной зуб, понять, как именно он мешает Вам жить, отыскать ваши собственные ресурсы для «выздоровления» («поднять иммунитет»), возможно, помогает очертить возможные «способы лечения» (пломба, коронка, удаление, установка протеза, выравнивание зубного ряда, а, может, просто профессиональная чистка и отбеливание…) Выбор способа остается за Вами. К чему Вы готовы. Чего хотите.
В терминах «кровельщика» - чините крышу Вы, а психолог является тем зеркалом, в котором видны все перекосы. А уж «чего ж на зеркало пенять…» Перекосы то ваши. Специалист не станет «трогать грязными руками» вашу и без того раненую «крышу», может помочь отыскать «латочку» для нее или инструменты для более кардинального ремонта. А там, глядишь, Вы уже и новый дом построить решите :)
За предложениями «расскажите, подумайте, представьте, нарисуйте, давайте поиграем в…" стоит гораздо более глубокий смысл, чем кажется при поверхностном взгляде. Именно после них и происходит «перезагрузка». К сожалению, не попробовав персик, трудно представить его вкус. Его невозможно описать словами и научными терминами. Можно только сказать «Да, я знаю как это». Знание. Внутреннее ощущение чего-то нового, новое чувствование чего-то старого. Вот что рождается после «расскажите, нарисуйте…»
Про «насколько глубоко терапевт понимает структуру и проблематику именно мою, как клиента».
Процесс раскрытия клиента происходит во времени, поэтому вряд ли понятие «структура клиента» может иметь точечное значение. Здесь и сейчас это так. А завтра или через час - иначе. Не столько знания, сколько чувствование, не столько теория, сколько реальные отношения. Иначе можно докатиться до списка шаблонов типа «структура личности №128 – протокол лечения следующий…».
Про «здравый смысл».
Если у человека проблема, то чаще всего именно тот «смысл», который он считает «здравым» его и привел к этой проблеме. Поэтому, иногда очень даже хорошо, что он выключается и не мешает.
Часто бывает, что за такими научными рассуждениями о процессе терапии стоит страх перед ней, страх открыться другому человеку, страх нарушения безопасности. И тогда, вместо «я боюсь, что мне сделают больно», звучит «я не уверен в компетентности специалиста». Думаю неслучайно, что Вы за всю длинную переписку даже не намекнули на суть проблемы.
Человеку сложно жить с отсутствием доверия, ощущением необходимости делать все по лучшему разряду, необходимостью контролировать и защищаться. Кажется, что по-другому нельзя. В какой-то мере я прошла через это. Могу сказать – без этого намного проще. И интересней.
Мне кажется, что Вам важнее было бы сейчас получить человеческое принятие, сочувствие и понимание, терпеливое, внимательное, осторожное и бережное отношение. Прочувствовать, как это. Довериться. А не разбираться в тонкостях работы с переносом. Даже если Вам покажется, что процесс идет не так, это тоже важно обсуждать, т.к. в процессе работы могут наступать периоды даже враждебного отношения к психологу. И это нормально.(Сопротивление никто не отменял).
Удачи Вам в поиске «своего» специалиста и дальнейшей работе.
Дополнение от автора
"Да, я знаю как это". Есть опыт работы в терапии. Мне делали больно весьма компетентные специалисты (с опытом работы более 10-15 лет). Периоды враждебности и сопротивления тоже были, знаю как это. Благодарю еще раз за ваш ответ, Наталья. Нравится ваше отношение и то, как вы стараетесь говорить "на моем языке". Для меня это имеет ключевое значение. Полагаю, "мой" специалист должен обладать вашей эмпатией. Хорошо, что вы сюда зашли.
психолог онлайн
Анна Викторовна Катрук
Павел Леонидович Басанский
Лилия, спасибо Вам за теплые слова в мой адрес, мне приятно, что я смогла «донести» до Вас свою эмпатию через интернет.
А про «делали больно» - возможно, в том, что Вы предполагаете сами, что «болезненной для меня будет любая серьезная терапия» есть истина.
Когда сложно «справиться с жизнью», но у человека есть хотя бы какие-то «правила и законы», в которых он пока еще уверен – это помогает «выживать». Но когда в кабинете психолога раз за разом человек сталкивается с «разрушением» того единственного фундамента, на котором он все построил ( согласно своего «здравого смысла»), становится страшно. Как в вакууме. И темно. И не понятно, что дальше. И ответить некому.
В свое время я даже сказала своему психотерапевту: «Так не честно. Вы знаете ответы, но мне не говорите. Я как в темном лесу, ничего не вижу и не знаю куда идти». На что он улыбнулся и ответил: «Но это мои ответы. А вы должны найти ваши. Я рядом с Вами в вашем темном лесу и могу осветить полянку, где Вы сейчас находитесь. Но выход из него Вы должны найти сами». И я ушла с ощущением, что из-под меня «выдернули последнюю табуретку», на которой я могла стоять над этой ужасной пропастью неизвестности. Это была где-то середина моей работы над своей проблемой.
А еще, когда у человека есть вопросы, то ответы могут «прийти» из совершенно неожиданных мест, главное - услышать. Это я про то, что разные тренинги и семинары, казалось – бы, совсем «не мои», специалисты «не высшей категории» тоже могут оказаться полезными.
Вот как то так.
Еще раз спасибо и удачи.
консультация психолога
Дина Дмитриевна Каленская
Монолог Карлсона как самого больного человека в мире?
Да, ЛИля, боль Ваша безмерна и Вам никто не сможет помочь.