У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


В гештальтисты я иду, где меня научат? Часть 4.


Наталия Заболотная, психолог, гештальт- практик, ассистент тренера Восточно-Европейского Гештальт института (ВЕГИ)

- Наталия, я, честно говоря, немного растерялась, как правильно представить киевскую структуру ВЕГИ и соответственно вас по отношению к этой структуре. Это не дочерняя структура, не филиал, не представительство, а что же это и как в Киеве происходит обучение по программам ВЕГИ?

- Юридического статуса, в Киеве, к сожалению, мы не имеем, институт зарегистрирован в России, в Санкт-Петербурге. Но здесь мы работаем все-таки как филиал российского института. Конечно, периодически возникают идеи придать нам официальный статус, т.е. официально зарегистрировать деятельность ВЕГИ на Украине. Но процесс регистрации дело хлопотное, так что под разными предлогами мы его пока откладываем (смеется).
На данный момент, я единственный в Киеве сертифицированный гештальт-терапевт ВЕГИ. Я ассистент тренера, в Киеве веду 1-ю ступень, она полностью на мне. Кроме того, вместе с ведущими тренерами нашего института - Константином Павловым, Леонидом Третьяком, Михаилом Коркиным, Максимом Кучеренко - я веду 2-ю ступень.
- Как вы думаете, почему у нас такое несколько разгильдяйское отношение к формальностям, мало кто спешит регистрироваться, не всегда понятно кто кого представляет и на каких основаниях - это от того, что психологи люди творческие и им некогда заниматься «суетным»?:)
Ну, поэтому тоже. А вообще, у нас же и контроля никакого нет, ни со стороны государственных структур ни со стороны клиентов. Я, например, практикую достаточно давно, и только когда на работу устраивалась, меня попросили диплом показать о высшем психологическом образовании, сертификатами никто не интересовался. Клиенты тоже не спрашивают, точнее, те, кто сами на психолога учатся еще могут задать вопрос о моем образованием. А те кто «с улицы» приходят - нет, для них это не важно.
- С одной стороны такая свобода дает простор. Ты можешь концентрироваться на работе, не тратить время на формальности, а с другой – трудно даже гештальт-институт себе выбрать. Информация очень разрознена, хаотична.
Да, я согласна это трудно, выбрать себе «правильное» учебное заведение, будь то гештальт – институт или любой другой. Получается нужно самому ходить и смотреть. Даже если институты представляют одно направление, они очень сильно отличаются друг от друга.
А ведь важно еще не только институт выбрать, но и тренера. Не секрет, что в психологии, пожалуй, больше чем в любой другой области, огромную роль играет личность. Так что, скорее выбор начинается с учителя, с тренера. А уж найдя его, мы принимаем и школу, которую он представляет.
- Кстати, а как вы выбирали себе гештальт-институт?
Мне не очень нравится психодрама, поэтому МИГИП отпал сразу. Про МГИ я тогда еще ничего не слышала. Кто-то из коллег сказал мне, что ВЕГИ начинает на Украине учебную программу, я решила пойти посмотреть.
Помню, сидела и всю первую сессию думала, оставаться мне или нет, т.к. мой прежний опыт групповой работы был не очень положительным. Как не странно, мне понравилось, и я решила остаться. «Как не странно» потому что для меня первый же выбор оказался удачным, мне не пришлось долго ходить по конференциям, искать информацию, пробовать, примерять на себя разные подходы. Я пришла в ВЕГИ и, сразу, все получилось.
Как выбирают другие… У нас на 2-й ступени есть аквариум, так вот половина учеников, которые приходят - приходят через аквариум. В аквариум можно приходить сколько хочешь, хоть пол-года, хоть год. Можно выбирать разные группы, смотреть разных тренеров, наконец, пойти еще куда-то и сравнить. Так что, мы помогаем или точнее с пониманием относимся к проблеме выбора и стараемся дать людям возможность собрать максимально полную информацию о нашем институте.
- Раз уж мы заговорили об аквариуме, расскажите, как вообще у вас обучение построено? Знаю, что ВЕГИ единственный, пока, у нас представляет американскую ветвь гештальта, чем процедура обучения в ней отличается от европейской?
У нас большее количество учебных часов (групповой работы и личной терапии), которое нужно набрать для сертификации. Для получения сертификата 1-й ступени, она длится 2 года, нужно чтобы было 200 часов групповой работы и 20 часов индивидуальной психотерапии у психотерапевта гуманистического направления, так же нужно написать эссе «Как я пришел в гештальт», это в начале обучения, и «Как гештальт помог мне измениться» - в конце первой ступени. Участие в интенсивах и конференциях необязательно, но желательно.
На сертификат 2-й ступени требуется кроме необходимой почасовки (400 часов работы в методической группе, 40 часов индивидуальной психотерапии у гештальт-терапевта) рекомендация тренера. Не все студенты, допускаются до сертификации. По крайней мере, сразу. Сама сертификация может произойти уже или на конференции или на интенсиве. Интенсивы мы проводим в России, выезжаем обычно в Карелию, но возможно в следующем году проведем украинский интесив.
У нас нет отдельных сертификационных сессий, как в других институтах. Наши студенты на сертификации сдают экзамены. Первый письменный – это развернутый ответ на четыре вопроса по базовым темам Гештальт-терапии и консультированию. Если письменный экзамен сдан, студент допускается к следующему – устному, так же по теории, который проходит как беседа с тренерами Института на более глубокое понимание теории гештальт-терапии. Когда и этот экзамен успешно пройден студент переходит к последнему - практическому. Практическая часть экзамена, представляет собой или полноценный фрагмент терапии (не менее 40 мин.) с незнакомым ранее клиентом, или работу в незнакомой для экзаменуемого группе, на протяжении 1 часа и 30 минут, где так же нужно из группы выделить клиента и сделать терапевтическую работу, по длительности не менее 30 мин. На обсуждении с тренерами и супервизорами Института, экзаменующийся должен дать полный процесс-анализ своей работы, обосновать собственную терапевтическую гипотезу, развернув процесс клиента, выделив этап на котором происходит срыв контакта, аргументировать механизм срыва, предложить дальнейшее виденье работы с таким клиентом.
Процедура достаточно серьезная и сложная, поэтому у нас очень мало людей, которые сдают этот экзамен. Это что касается процедуры обучения.
А если брать по смыслу, то наша школа больше ориентируется, как мне кажется, на процесс клиента, на то, как именно он, клиент, организовывает свою жизнь. Так же мы в основном пользуемся американской ГАТЛАвской (Гештальт Ассоциация терапевтов Лос-Анжелеса) схемой разбора процесса клиента, которую предложил Тод Берли. Как мне кажется она очень удобная и подробная, пользуясь ею, всегда понятно как и куда двигаться с клиентом дальше. Но мы и не отказываемся от классической гингеровской кривой, особенно, если нужно увидеть и проанализировать энергию клиента.
- Как вы считаете, а может ли человек не имея базового высшего образования получить сертификат гещтальт-терапевта и работать с клиентами?
Мне сложно сказать, скорее это зависит от личных качеств человека, который будет работать. Если у него есть желание, способности, талант, то почему бы и нет. В нашем институте, на прохождение двух ступеней понадобится 6 лет, плюс пока человек будет сертификацию проходить, он прочтет столько книг и пройдет столько часов личной терапии… Я просто не думаю, что другой ВУЗ даст больше. Да и не секрет, что в ВУЗах тоже, все по-разному учатся, зато все одинаково получают дипломы. Так что все это очень индивидуально.
- Что вы посоветуете человеку, который хочет выбрать себе психолога, будь-то гештальт-терапевта или любого другого, на что обратить внимание, какие вопросы задать?
Интересный вопрос. Я как-то думаю опять о себе, как бы я выбирала- пробовала бы. В общем, я так и выбирала, ходила к разным специалистам, смотрела, подходит мне человек или нет. Если подходил, оставалась. Конечно, не плохо бы и поинтересоваться, какой опыт работы психолога, психотерапевта, с кем в основном работает - с детьми или взрослыми, может быть уточнить какую-то специализацию.
- А как вы считаете, лучше выбрать одного терапевта и ходить к нему постоянно или же менять психологов, в зависимости от темы, ведь не секрет, что у каждого психолога свой «круг проблем»?
Думаю, это тоже индивидуально. Если есть какие-то нюансы, которые не удовлетворяют человека, у него возникает дискомфорт, и при обсуждении этих вопросов с терапевтом все равно нет удовлетворения, тогда, возможно и лучше поменять терапевта. А если все хорошо, и клиент доволен работой и контактом с терапевтом, то не вижу причин расставаться.
- Вообще интересно у нас происходит, с одной стороны клиенты жалуются на неквалифицированных психологов, с другой сами идут практически «в слепую»- не задают вопросов об образовании и опыте работы, как вы думаете почему?
Я думаю, что это от того, что у нас нет культуры посещения психолога так же регулярно, как стоматолога, парикмахера и других. Человек приходит на консультацию в критическом состоянии, когда ему уже так «припекло», что нет сил терпеть. А когда припекло, уже действуешь по принципу «помогите мне, хоть кто-нибудь и все равно кто это будет», тут уж не до дипломов и квалификации.

Материал подготовила Елена Шпундра

Последнее редактирование 2022-06-14

qr