У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


В гештальтисты б я пошел, где меня научат? Часть 1.

Я долго думала, в какую же подрубрику поместить эту статью - с одной стороны, она не посвящена какому-то конкретному событию и состоит из подборки интервью. С другой, это все же событие - попробовать собрать «под одну крышу» всех представителей гештальт институтов в Украине и поговорить с ними о том, что все-таки происходит на рынке образования гештальт-терапии. Вы спросите зачем? И почему именно гештальт-подход? Все - просто, я «гештальтистка», училась в психологическом центре «Ника» по программе МИГИПа. Свой выбор осуществила по принципу случайного попадания и до подготовки этой статьи крайне плохо представляла, какие же еще есть учебные программы и чем они отличаются. Надеюсь, данный материал поможет вам, идущим за мной, сориентироваться и сделать осознанный выбор. Тем же, кто интересуется психологией с другой стороны, это я о вас, дорогие наши клиенты, состоявшиеся и потенциальные, прочитать этот текст тоже будет полезно. Во-первых, вы поймете, что же странное слово этот «гештальт», во-вторых, узнаете, как ориентироваться в перечне наших регалий и вообще как правильно нас выбирать.

Справка: Гештальтпсихология (нем. Gestalt - форма - образ, структура) одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1-й пол. 20в. Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Гештальттерапия — направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Существуют европейские (например EAGT) и американские (например GATLA) ассоциации гештальттерапии. В Интернете можно найти следующие данные о различии их подходов: американская школа делает больший акцент на взаимодействие и диалог между клиентом и терапевтом, работа терапевта направлена не столько на отреагирование чувств, сколько на самоисследование клиента при поддержке терапевта; европейская школа более «эмоциональна», специалисты много работают с чувствами клиента и используют разные драматические техники.

Лариса Дидковская, психолог, психотерапевт (Европейский сертификат по психотерапии), кандидат психологических наук, Председатель секции Гештальт-терапии Украинского союза психотерапевтов (УСП), Президент Украинской ассоциации Гештальт-терапии, супервизор УСП.

- Насколько я знаю, УСП один из первых, если не просто первый, кто на Украине начал проводить образовательные программы по гештальт-терапии, это так?

Да, все началось в 1994 году, когда в рамках обучающего мультимодального психотерапевтического Трускавецкого проекта к нам впервые приехали из Австрии и Германии психотерапевты разных направлений. Они обучали психоаналитиков, гештальтистов, драматистов, клиент-центрированых, семейных системных психотерапетов и т.д. Потом мы стали воспроизводить ту же схему обучения, организовывая разные учебные проекты по всей Украине уже в исполнении своих тренеров, которые завершили европейское официальное психотерапевтическое образование и получили Евросертификаты. А мой личный интерес к гештальт терапии датирован еще 1990 годом, когда московский профессор Столин, создав совместное советско-американское предприятие «ЭКОПСИ», начал привозить в Советский Союз мэтров мировой психотерапии, в том числе Саманту Роя Персонз, одного из известнейших американских гештальт-терапевтов. Я была у них в обучении, и именно тогда определилась с выбором своего направления. Поэтому к приезду австрийцев в 1994 году, мне уже было понятно, что я хочу стать гештальттерапевтом.

- Скажите, а что же было привлекательного для вас в Гештальте, почему вы выбрали именно этот метод?

В первую очередь - то, что он работает с чувствами и феноменологией, а не только с логическими конструктами, его «диалогичность» в работе с клиентом и экзистенциальность. Исследуя срывы цикла контакта, гештальт-подход позволяет человеку отреагировать заблокированные чувства, которые, не имея возможности быть проявленными в прежних психотравмирующих ситуациях, послужили причиной формирования его защитных механизмов и поведенческих штампов. Специальные техники и методики гештальттерапии дают хорошую возможность коррекции неотреагированных психотравматических переживаний, апеллируя как раз к чувствам клиента. Это делает метод достаточно универсальным, не привязывая его только к менталитету, к языковым и культурным факторам, ведь люди в любом месте планеты горюют и радуются почти одинаково. Задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы понять и принять субъективность другого, помочь ему включить личностные ресурсы и восстановить способность выбора, принимая таким образом ответственность за свою жизнь.

- Как вы думаете, гештальттерапия подходит всем?

По собственному опыту психолога-практика с 26-ти летним стажем, считаю, что да. Большинство психотерапевтических направлений достаточно универсально и хорошо применяется к разным клиентам и различной проблематике. Гештальт в этом смысле также универсален и широко применим, включая его использование как метода в сфере образования, организационного консультирования, коучинга и т.д.

- Но есть же очень рациональные люди, логически мыслящие и вопрос о чувствах их ставит в тупик, потому что они привыкли жить головой, думать, а не чувствовать. Нужно ли «продавливать» их в чувственную сферу, если она им несвойственна?

Гештальт-подход, конечно же, не догма, которая незыблема и не гибка в применении. С одной стороны, человеку рациональному, логику может, как раз, не хватать чувственной части. Следовательно, гештальт, работающий с полярностями, вполне мог бы подойти для того, чтобы ее развивать. Важно научить такого клиента прислушиваться не только к голосу разума, но еще и к голосу чувств, больше доверять им, уметь их распознавать у себя и окружающих. С другой стороны, гештальт-терапия предполагает наблюдение за процессом и совместный поиск смысла в диалогических терапевтических отношениях с клиентом «Я-Ты», предполагающих встречу двух людей, а не модель «Я-Оно», в которой тот, кто приходит на консультацию, трактуется как носитель симптомов, полежащих исправлению и лечению. Многое зависит и от того, за чем клиент обратился к психотерапевту. Ведь, если его запрос не предполагает особых длительных личностных реконструкций, а достаточно конкретный и ситуативный, тогда убеждать его в том, что «то, за чем вы пришли, невозможно без того, чтобы научить вас быть в контакте со своими чувствами», вряд ли будет уместным. Гештальт учит нас идти за клиентом, чтобы привлечь его к развитию творческого приспособления с учетом собственных потребностей и желаний, а также реальности окружающего мира.

- Лариса, есть два направления, даже подхода в гештальт-терапии- европейский и американский, а как на ваш взгляд, чем они отличаются, и вообще отличаются ли чем-то, кроме личностей, их представляющих?

Вы сами частично ответили на этот вопрос и мне ваш ответ очень нравится – многое, действительно, зависит от их создателей. Так же можно спросить, например, отличается ли психоанализ Зигмунда Фрейда от работ его последователей или современного психоанализа? Конечно же, весьма отличается. Но это не мешает называться психоаналитиками специалистам, которые психотерапевтировали тогда, и тем, которые делают это сейчас. Если пойти еще дальше, то можно условно сказать, что психотерапий столько, сколько психотерапевтов. Если же мы говорим об американском Гештальте, то там есть институты Восточного и Западного побережья, в которых гештальт различался еще во времена его великого творца Перлза. Это не был совсем разный гештальт, а скорее, нормальные динамические процессы в его развитии. Также отличается американский Гештальт 60-х и американский Гештальт 2009 года. Можно говорить, например, и об украинской или российской школах Гештальта, которые не представляют собой простую «кальку» европейского или американского подходов, а продолжают их развивать, учитывая свои ментальные, социальные и культурные особенности. Поэтому мне кажется, имеет смысл говорить не только об отличии американского и европейского Гештальтов, а о различии Гештальт-подходов «разных времен и народов». Но если попытаться обобщить, то специалисты европейской школы Гештальта больше работают с чувствами человека, чаще используют традиционные гештальтистские и психодраматические техники, клинической терапевтический опыт. Американский же Гештальт более тяготеет к позднему Перлзу, в нем преобладает исследовательский подход к диалогу между клиентом и терапевтом, креативное экспериментирование. Но в целом, конфронтации между ними нет, и европейские и американские гештальтисты - это коллеги, разговаривающие на «одном» языке и делающие одно дело.

- Давайте вернемся к образовательному процессу, почему, когда вы выбирали программу обучения гештальт подходу, остановились именно на австрийских специалистах?

Их пригласил Президент УСП профессор Фильц А.О. как специалистов, имеющих европейские сертифицированные программы психотерапевтического обучения.

- Сколько всего длится обучение в секции гештальт-терапии УСП?

Оно состоит из собственного клиентского опыта (группового и индивидуального), теоретического, пропедевтического и супервизионного образования. Клиентский опыт длится 5 лет, за это время человек должен набрать 300 часов личного опыта в группе. Кроме этого, рекомендуется пройти не менее 30 часов индивидуальной психотерапии. С 3-го года обучения он начинает практиковать под супервизией, набирать супервизионные часы. С начала обучения необходимо посещать теоретико-супервизионные семинары, регулярно проводимые нашей секцией, и получить пропедевтические знания, которые читаются специальным курсом. Выполнив эти требования, обучающийся получает промежуточный сертификат. Однако, если вы не собираетесь становиться профессиональным психотерапевтом, это не значит, что полученные знания окажутся лишними – за годы психотерапевтического обучения человек, вероятнее всего, улучшит качество своей жизни, построит ее более гармонично и ответственно. Если завершивший обучение захочет стать регистрированным специалистом-психотерапевтом и получить Европейский сертификат о психотерапевтическом образовании ЕАП, ему необходимо будет, занимаясь практикой, набрать 150 часов супервизии в течении не менее 2-х лет после окончания 5-летнего обучения. Итого, придется потратить не менее 7 лет, если человек хочет стать профессиональным гештальт-терапевтом с официальной регистрацией в реестре психотерапевтов УСП, или с последующей регистрацией в Европейском реестре психотерапевтов по рекомендации НАО УСП. Еще у нас есть возрастные и образовательные требования к желающим учиться: наличие высшего образования, преимущественно, гуманитарного, не менее уровня бакалаврата, возраст не моложе 21 года и обязательное прохождение первичного отборочного интервью.

-А как происходит сертификация- это какой-то экзамен ?

Это достаточно стандартизированная оценочная процедура, которую проводит комиссия из тренеров, обучавших психотерапевта, и независимых тренеров, которым необходимо предоставить все свои промежуточные сертификаты о выполнении образовательных требований, а также отзыв местного регионального психотерапевтического представительства УСП. Завершающая экзаменационная процедура включает также очную защиту претендентом выпускной работы в виде описанных и просупервизированных 2-х случаев длительной завершенной психотерапии и теоретического реферативного исследования в области Гештальта. Работа выпускника и предоставленные документы рассматриваются и коллегиально принимается решение о его сертификации в качестве гештальт-терапевта. За все время существования секции гештальт-терапии УСП количество наших выпускников составляет около 140 человек.

- Всего 140 человек, так мало, почему?

Смотря, какие цели преследовать, выпуская таких специалистов. Профессиональная психотерапия у нас, как и во всем мире, - ремесло не слишком массовое, а довольно «камерное», это не шоу-бизнес, и не шоу-мейкерство. Если мы говорим об обучении гештальт-консультанта, то такие специалисты имеют более прикладные задачи, которые можно научиться решать быстрее. А человек, желающий стать высококвалифицированным профессинальным психотерапевтом, сначала должен многое осознать и постараться решить свои собственные сложности и межличностные проблемы, а потом научиться помагать в этом другим людям. Этот процесс быстрым быть не может.

- И, наконец, последний вопрос, чтобы бы вы посоветовали человеку, желающему выбрать себе психолога, как это сделать, на что обратить внимание?

В первую очередь, я бы поинтересовалась наличием у него профессионального психологического и/или психотерапевтического образования и опыта работы. Если это образование, полученное за несколько месяцев или на паре-тройке тренингов, доверять такому специалисту я бы не советовала. К сожалению, пока правовое психотерапевтическое поле в нашей стране до конца не отрегулировано, статусная защищенность различными сертификатами тоже может быть весьма сомнительной. Одно дело, диплом о 5-тилетнем университетском психологическом образовании или Европейский сертификат по психотерапии, которые предполагают длительное обучение, личную терапию, практику, - к ним доверия будет больше. Если же, это только сертификаты об участии в тренингах или конференциях, то они, хотя и могут быть достаточно блестящими и внушительными, не заменяют базового образования и не всегда гарантируют высокий профессиональный уровень их владельца. Иногда для того, чтобы выбрать подходящего именно вам психотерапевта, можно посетить вначале нескольких специалистов. Ведь только убедившись на собственном опыте, мы подбираем, например, врача-стоматолога или «своего» парикмахера. Ну и еще один вполне гештальтистский совет – постарайтесь прислушаться к своим чувствам, которые вызывает у вас психотерапевт, и желаю, чтобы они вас не подвели!

Комментарий выпускника УСП- Виктор Кудрявцев, активный участник нашего портала:

Психотерапія, як окремий вид діяльності, ще зовсім молода, і навіть в найбільш розвинених країнах тільки-тільки стає на ноги, а в нас, можна сказати, лише починає тримати голівку. І гештальт-терапія, як один з найрозповсюдженіжих підходів, тут не є виключенням. Попри те, в світі існує вже близько 200 інституцій, які пропонують освіту гештальт-терапевта, з них біля 50 в Європі. Тобто, кажучи мовою гештальту, "поле" містить широкий вибір дуже різних можливостей.

Когда вы решили стать гештальт-терапевтом как выбрали институт, на что опирались?

Щоб мати реальний вибір потрібно дуже добре бачити існуючий стан справ, а я на той час був зовсім "не в темі". Мене цікавила психологія, бізнес-тренінги, а психотерапія була "Terra Incognita", і стосувалась божевільних, як здавалось. Тому я поклався на думку людей, до яких відчував довіру. Вибір - це святе, але іноді дуже ускладнює життя. Тепер мені краще видна ситуація, і я можу сказати, що тепер в Україні гештальт-терапевтів готують УСП і кілька московських інституцій. Кількісно в цій конкуренції зараз перемагає «Московський Гештальт Інститут» (МГІ). Мається на увазі по кількості гештальт-терапевтів, тренерів, супервізорів, які на даний час працюють в Україні. На жаль, єдиний з російських - Санкт-Петербурзький гештальт інститут, що є визнаний цілою європейською професійною спільнотою (має акредитацію Європейської асоціації психотерапії (ЄАП) і відповідно відкриває прямий шлях до сертифікату ЄАП) в Україні не представлений, є лише окремі навчальні програми.

Вы получили сертификат, он что-то изменил в вашей жизни, работе?

Навчатися я почав, коли мені було за 30. Це був мій свідомий вибір, тому з часом зміни і в житті, і в роботі відбулися кардинальні. А свій перший сертифікат я уважно прочитав, склав вчетверо і запхав у задню кишеню. Тепер їх маю різних цілу папку. Але сертифікат від сертифікату відрізняється. І жоден сертифікат, навіть європейський, що несе вам світове визнання, не дає законних підстав займатися психотерапевтичною практикою в Україні.

Довольны ли вы своим выбором гештальт-образования?

Так, задоволений. І я себе ним не обмежую. Позавчора психоаналіз, вчора гештальт та інше, а сьогодні світ все швидше змінюється і пропонує все більший вибір. Освіта займає час. Вона покликана розширювати можливості. Але здобувши одну можливість ми втрачаємо інші. Тому тут важливо обрати правильний шлях, а він, як то кажуть, правильний тільки тоді, коли свій.

Материал подготовила Елена Шпундра

Последнее редактирование 2022-06-14 в 10:07

qr