У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Быть несчастной и портить жизнь другим. Уроки Анны Карениной

любовь жертва отношения
У Психолога » Кохання » Быть несчастной и портить жизнь другим. Уроки Анны Карениной

Образец, полочки, треугольник

«Анна Каренина» Льва Толстого – образцово классическое произведение. Восемь частей романа требуют от читателя времени, желания и определённых усилий. На противоположной чаше весов – негативный школьный опыт «прохождения» классики, экранизации, ссылки на события романа в различных текстах и анекдотах. Кроме этого, всегда можно использовать готовые краткие пересказы и чужие оценки. Тогда весь мир переживаний и жизненных историй персонажей «укладывается» в четыре предложения.

1. Главная героиня романа вышла замуж без любви.

2. Полюбила легкомысленного молодого человека.

3. Изменила мужу.

Знайдіть психолога в Україні або онлайн, ознайомтеся з цінами на послуги психологів, читайте та отримуйте безкоштовні поради психологів.

4. Общество её осудило, с любовником была несчастлива, бросилась под поезд.

Так же просто можно «разложить по полочкам» оценки героев «треугольника».

Анна – несчастная жертва и, конечно же, положительная героиня. Страдает в браке с нелюбимым  мужем. Страдает от осуждения обществом. Страдает от непонимания её переживаний, как мужем, так и любовником. Ради любви идёт на разрыв с мужем и против устоев её круга. Из-за любви бросается под поезд, очень современный и прогрессивный вид транспорта. В данном контексте такая смерть выглядит как протест против косности, регресса и неуважения к Любви.

Алексей Каренин, муж – отрицательный герой. Посмел жениться на девушке, которая его не любила. Сухой и занудный. Требует от неё соответствия нормам их круга. Не понимает и не принимает чувства своей жены по отношению к любовнику.

Алексей Вронский, любовник Анны. Отрицательный с проблесками положительного. Легкомысленный красавец-офицер, привыкший к женскому вниманию и необременительным отношениям.  Не понимающий терзаний тонкой натуры своей любовницы. Принят в обществе, в то время как Анна является «персона нон грата». Смеет сердиться в ответ на слёзы и обвинения Анны Карениной.

Из такого «расклада» логически вытекает негодование зрителя-читателя-потребителя в адрес мужа, любовника и общества. И, соответственно, оправдывание поступков главной героини. Ведь «Любовь всегда права!»

читайте також:

5 языков любви Возможно, многие из вас читали книгу Гэри Чепмена «Пять языков любви». Давайте разбираться – кому они свойственны, что хочется людям, для чего это в целом нужно, почему так важно знать подобные вещи и как применять эти знания.

Мифы безусловной любви Мифичностью безусловной любви пронизаны все красивые песни и фильмы. «Полюби меня таким(ой) как я есть, жили душа в душу и много другого». Рискну высказать идею, что не существует никакой безусловной любви, как и безусловного принятия другого.

запитати психолога онлайн

Мы проливаем слёзы вместе с Анной и отождествляем себя с ней. Становимся на её сторону в ссорах, не замечая истеричности и абсурдности требований.

К сожалению, идея несчастной любви и истеричность зрелищны и очень киногеничны.

Но неужели Анне просто не повезло в жизни? Что, если рискнуть, прочитать первоисточник и рассмотреть эту сюжетную линию с точки зрения психологии отношений? «Эту линию» - потому что в романе несколько сюжетных линий. В том числе та, в которой герои, ошибаясь и развиваясь, успешно строят отношения и семью.

Всё, что делают наши герои, происходит в контексте их исторической и социальной реальности. Когда мы начинаем это учитывать, то уже не можем видеть только в чёрно-белом цвете.

 

Вот такая история

В самом начале истории Анна – замужняя женщина, мать восьмилетнего мальчика. Замуж вышла по воле и выбору родителей. Здесь неуместны восклицания: «Замуж без любви! Не по своей воле! Это ужасно!» В реальности Анны браки заключались именно так. Это было нормой. Родители по возможности учитывали симпатии своих детей. Но могло быть и по-другому. Повторюсь, норма в отношении к заключению брака очень отличалась от нашего современного отношения. И наша героиня не считала себя несчастной. Любила сына и примиряла брата с женой. Своей приветливостью и открытостью привлекала к себе людей. В ней чувствовался «другой какой-то, высший мир недоступных … интересов, сложных и поэтических»[1].

Алексей Каренин – человек, занимающий важный пост на государственной службе. Порядочный, честный, умный. Не умеющий говорить об отношениях. Тот, для кого более привычен язык деловых бумаг. Прячущийся за насмешливой манерой разговора. Уважающий жену, семью, традиции. Знающий и выполняющий свой долг перед отечеством и семьёй.

Алексей Вронский, по словам автора, «никогда не знал семейной жизни». Образованный, умный, не собирающийся жениться. Он искренне не хочет причинять ничего дурного (в отношениях). Предпочитает лёгкие отношения с «дивами» и «Кларами». В своей жизни руководствуется чёткими и определёнными правилами.

Все трое сосуществуют со многими другими людьми. Значимые поступки основных персонажей в той или иной степени, но обязательно влияют на жизнь тех, кто с ними связан.

Любовь между Анной и Алексеем Вронским запускает череду событий на пути к трагическому финалу. Старые отношения разрушаются. Новые, не укрепившись толком, тоже рушатся. Насколько неизбежной была страшная развязка? Какими способами разрушались отношения?

 

Способы разрушения отношений по Анне Карениной

Главные герои оказываются на незнакомой территории в незнакомых обстоятельствах. В  такой ситуации выбор между действием и бездействием жизненно важен.

Каренин первым совершает Поступок. Не умея и боясь разговаривать с живыми людьми, он разговаривает с Анной. Снова и снова он делает над собой усилие и говорит. О приличиях и совести. О долге и об обязанностях. О душе и о любви.

Анна же – уходит в игру, лжёт: «Она чувствовала себя одетою в непроницаемою броню лжи» [2]. Делает вид, что не понимает, о чём идёт речь. Выбирает инфантильный способ спрятаться от необходимости объясниться.

Так же, чуть позже, она поступает и с Вронским. Анна всё время напоминает ему об ужасности своего положения. Она мучается искренне. И, тем не менее, отвергает все попытки Алексея прямо обсудить ситуацию и найти конструктивное решение. «Вронский уже несколько раз пытался … наводить её на обсуждение своего положения и каждый раз сталкивался с тою поверхностию и лёгкостью суждений, с которою она теперь отвечала на его вызов» [3].

Оба Алексея, и муж, и любимый, пытаются развернуть Анну к реальности. В их жизни существуют писаные и неписаные законы. Светские и религиозные. Согласно данным законам сложившаяся ситуация очень опасна. Её негативное влияние на каждого выходит далеко за рамки личной жизни. Мужчины предлагают свои варианты разрешения. Каждый исходит из своей правды, но то, что они предлагают, можно хотя бы обсуждать. Анна же упорно «зажмуривает глаза», отказывается говорить и продолжает «гонять по кругу» мысли о невыносимости своего положения.

Упрёки в том, что Вронский её не уважает, становятся постоянными. Анна высказывает их в разных формах. То как согласие, мол, да, я падшая женщина, меня нельзя уважать. То как напоминание о том, что она всем пожертвовала и ей ничего не нужно, кроме любви. Все уверения Алексея в любви и уважении отметаются.

Как на самом деле относится к ней Вронский? Вот так: «Она была порядочная женщина, подарившая ему свою любовь,  и он любил её, и потому она была для него женщина, достойная такого же и ещё большего уважения, чем законная жена» [4]. В конце концов, к финалу истории, уверения сменяются раздражением и уклонением от общения.

Автор рисует свою героиню любящей матерью, с трудом переживающей даже короткую разлуку с сыном. Но в отношении к сыну она тоже занята своими переживаниями.  «Когда она думала о сыне и его будущих отношениях к бросившей его отца матери, ей так становилось страшно за то, что она сделала, что она не рассуждала, а, как женщина, старалась только успокоить себя лживыми рассуждениями и словами, с тем, чтобы всё оставалось по-старому и чтобы можно было забыть про страшный вопрос, что будет с сыном» [5].

Позже Анна приходит к сыну. Несмотря на отказ в свидании с ним и на то, что мальчику сказали, что мама умерла. Она страстно хочет увидеть ребёнка. Разве не свято желание матери? А разве прийти к ребёнку и исчезнуть не означает – нанести ему травму?

После этой встречи Серёжа рыдает, долго болеет, и близкие даже опасаются за его жизнь.

«Зацикленность» на своих переживаниях и отказ слышать другого человека – верные помощники в деле разрушения отношений. Анна Каренина после короткого счастливого периода жизни с Вронским вновь начинает разрушать хрупкое строение. И вместе с тем разрушать свою личность. Анна регрессирует, а другие главные персонажи идут вперёд в развитии личности.

Муж хочет спасти её – в соответствии с реалиями их жизни и соглашается на развод. Развод в то время получить очень сложно. Одна из немногих причин, по которой он может быть разрешён – прелюбодеяние одного из супругов. Причём сторона, признанная виновной, после развода оказывается сильно ущемлённой в правах. До универсальной формулировки «не сошлись характерами» еще много десятилетий. Алексей Каренин идёт на то, чтобы взять вину на себя. Но невозможно помочь тому, кто хочет быть несчастным или усидеть на  всех стульях сразу. От развода (и от возможности оформить брак с Вронским, дать их новорожденной дочери фамилию отца) Анна отказывается.

Вронский как может, пытается облегчить положение своей любимой женщины. Он вводит её в круг знакомых, ссорится с матерью, переживает непонимание друзей, прощается с привольной жизнью. То есть, берёт на себя ответственность. Ради жизни с Анной Алексей отказывается от продвижения по службе и перспективы политической карьеры. Он выходит в отставку.

Жена брата приезжает к Анне в дом. Это шаг, требующий большой отваги и любви.

Но вместо благодарности к ним Анна привычно испытывает раздражение, недовольство, чувство униженности.

Она позволяет себе оскорбительно отзываться о матери Вронского. Та не принимает Анну. Но, по нормам своего времени и общества, «свекровь» имеет полное право на отказ поддерживать отношения. Более того, это её моральная обязанность. Когда Алексей твёрдо напоминает Карениной о том, что просил не говорить неуважительно о своей матери, следует очередная обида.

В частых ссорах постоянно нарушается «золотое правило ссоры»: говорить только о том, что не нравится сейчас. Наоборот, припоминаются давние обиды. И, конечно, звучит такая современная фраза: «Если бы ты любил меня…»[6]. Получается, что для того, чтобы Анна ощутила, что её любят, нужно проявлять любовь по-другому. Как – она не скажет, потому что человек должен догадаться сам. Знакомо, не правда ли?

Инфантильный отказ видеть реальность, нежелание разговаривать, отсутствие самоуважения и доверия, неблагодарность и отсутствие желания изменяться – в этом «букете» не хватает ревности. И она появляется. Анна и Вронский даже дали ей имя – «бес». Ревностью Каренина мучается сама и изводит Алексея.

То, что происходит между героями, мало похоже на взаимную любовь. Скорее, любовь есть  со стороны героя, а со стороны героини - страсть и болезненная привязанность. Тогда судьба их отношений кажется вполне закономерной. Ведь болезненная привязанность и страсть не подразумевают умения строить отношения. Как не подразумевают намерения учиться это делать и дорожить отношениями. Отсутствуют внимание и искренний интерес к личности другого человека. Зато есть «втискивание» поступков Другого в придуманные ролевые предписания. Есть отношение к Другому, как к объекту. Отсюда и невозможность быть счастливой вместе с другим человеком.

Как бы Анна ни уходила в свои переживания, ничего само не «рассасывается». Отказываясь решать проблемы в реальном мире реальными способами, она уходит от них в иллюзорный мир. Развивается пристрастие к морфию. Теперь разрушение личности идёт «семимильными шагами».

Под поезд героиня бросается не вследствие гордо принятого решение, а в состоянии спутанности сознания.

«Битва за Любовь» завершена. Можно подсчитывать потери и количество жертв.

 

Список жертв

Не будем вычёркивать из списка жертв Анну. Её судьба, конечно, вызывает чувство жалости. Потеряна человеческая жизнь. Каренина жертва своей инфантильности, эгоизма, нежелания видеть реальность и нести ответственность за свои поступки.

Но те, кто её окружают – тоже жертвы. Её поступков и желаний.

Остаётся жить муж, который «ни сном, ни духом» не собирался совершать ничего революционного. Теперь ему придётся воспитывать дочь своей жены и её любовника. Ведь из-за отказа Анны принять развод, официально девочка, которую она родила – Каренина. Хватит ли Алексею Александровичу душевных сил? Общество не оставит его своим любопытством. На службе статус Каренина сильно упал в глазах коллег. Всё, что он делает, не имеет прежнего веса.

Остаётся мальчик Серёжа. Сын женщины, изменившей мужу, самоубийцы. Два тяжких греха – прелюбодеяние и самоубийство. К обоим Серёжа не имеет никакого отношения. Но ему придётся за них расплачиваться.

Маленькая Ани, как и все дети, не просила, чтобы её рожали. Анна не испытывала к дочке материнской любви. Теперь девочке придётся расти с этой историей, которая будет «аукаться» всю жизнь. Напомню, что в то время практически единственной возможностью для женщины обеспечить себя и сохранить положение человека своего круга, было замужество. Что ждёт здесь Ани?

С Алексеем Вронским мы последний раз встречаемся в романе, когда он добровольцем едет на войну. Говорит, что для того, чтобы умереть, не нужно рекомендаций. Но, похоже, он уже умер: «Да, как орудие, я могу годиться на что-нибудь. Но, как человек, я – развалина»[7].

Остаётся машинист паровоза. Обречённый жить с воспоминанием о том, что убил человека.

 

Всё может быть иначе

Роман не заканчивается с окончанием истории Анны и двух Алексеев. Он продолжается историями других людей, которые выбрали жизнь.

На пути счастливой пары, Китти и Левина, тоже были ошибки. И ничего не «рассосалось само», не было никакого волшебства. Спасибо Льву Толстому за его психологически достоверное описание переживаний и представлений своих персонажей. Лучше учебника психологии он показывает, как можно приписывать другому человеку свои опасения. Какие последствия оценивания по своим меркам поступков других людей. Как тяжело по-настоящему поговорить: донести свои мысли и понять резоны собеседника.

Константин Левин и Кити начинают проявлять внимание к личности друг друга, искренне стараясь понять. Тогда происходит то, что может произойти и с нами. Они отмечают, как на самом деле сходны их представления о жизни. Что они говорят об одном и том же, только разными словами. Что различия между ними не повод к бескомпромиссной борьбе. Это возможность научиться чему-то новому. Возможно, пересмотреть что-то в себе.

От незрелой обидчивости и самобичевания они приходят к самоуважению.

Уважая себя, абсолютно естественно получается уважать другого. Учиться новому и извлекать уроки из прошлых ошибок.

Например, воспринимать историю Анны Карениной как уроки того, как не нужно поступать с собой и другими.

____________________________________

1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Роман в восьми частях – Ленинград: Издательство  

    «Художественная литература», 1967, т.1, стр.79.

2. Там же, т.1, стр.158.

3. Там же, т.1, стр.204.

4. Там же, т.1, стр.332.

5. Там же, т.1, стр.206.

6. Там же, т.2, стр.125.

7. Там же, т.2, стр.371.

У Психолога » Кохання » Быть несчастной и портить жизнь другим. Уроки Анны Карениной
психолог

Оцінка публікації
сподобалося: 3 з 4 оцінювачів
  подобається публікація?  

Безкоштовна розсилка цікавинок!

 
психологія psihologiya-lubvi Весна, пора любви

Как определить дружба это или любовь, а если любовь, то правда ли настоящая, на всю жизнь?

психологія psihologiya-lubvi Партнер или золотая рыбка?

Парадокс: чем больше я делала для мужчины, тем меньше он делал для меня. Раз дают – значит достоин. Дают больше – и достоин больше.

Усі публікації розділу Кохання ᐉ

 
Обговорення "Быть несчастной и портить жизнь другим. Уроки Анны Карениной"

Коментарів 6

Спасибо за статью! Прочла на одном дыхании. Интересный взгляд профессионала на русскую классику.
Наглядно и Дохотчиво.

Спасибо за хороший отзыв!
В частых ссорах постоянно нарушается «золотое правило ссоры»: говорить только о том, что не нравится сейчас. Наоборот, припоминаются давние обиды. А как же тогда избавится от давних обид? И как о них не вспоминать, если они повторяются?
підтримують: 1

mic

Бесплатная рассылка интересностей!

Тут как раз важно разграничивать (да, это тяжело в момент ссоры): вот сейчас у нас ссора и я говорю о том, что не нравится конкретно сейчас. Даже если то, что меня обижает, повторяется в 25-й раз. Если же я действительно хочу избавиться от давних обид, то выбираю время, когда мы оба в нормальном состоянии и пробую это обсудить. "Пробую" - потому что с первого раза может не получиться. В обсуждении придерживаюсь стиля именно обсуждения, не сваливаясь в "сколько раз можно говорить одно и то же!". Бывает, один человек действительно не понимает, что его определенные поступки обижают другого. Бывает, не считает нужным учитывать взгляд своего партнера на обидное. Всё это возможно прояснить, только разговаривая, упование на "это же само собой разумеется!" только повредит. Удачи!
Разговаривать с моим последним партнёром было сложно, а решать проблемы ещё сложнее. После работы за ужином он часто втыкал в телевизор. В основном смотрел новости, от которых у него очень часто портилось настроение. А меня умиляют фильмы где семья собирается вместе и обсуждает прошедший день
підтримують: 1

mic

Конечно, сложно. И на вопрос :"Хочешь поговорить об этом?" - вторая сторона вправе дать любой ответ. Не всем нужны совместные разговоры и прояснения. Просто в эмоциональных припоминания былых обид во время ссор можно долго прятаться от осознания этого. А вот после попыток спокойно поговорить придется делать выводы и принимать решения. Бывает, в результате их мы начинаем говорить о партнерах в прошедшем времени.
А фильмы все же есть результат фантазии своих создателей. Задачей некоторых есть именно умилять. В некоторых авторы показывают, как должно, по их мнению, быть. Некоторые семьи действительно собираются и обсуждают.

Щоб прокоментувати, авторизируйтеся або зареєструйтеся!
qr